Принятие христианства и значение этого события в истории Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:18, реферат

Описание

Выбор данной темы объясняется тем, что данное событие сыграло огромную роль в становлении и развитии всех сфер жизни русского населения. Кроме того, в 2008 году православный мир отметил 1020-летие этого события.
При выполнении работы передо мной стоит задача доказать всю значимость данного события, а именно выявить причины принятия христианства, проблемы, которые сопровождали это событие, последствия и результаты, как положительные, так и отрицательные.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Путь к христианству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Дохристианская Русь. Причины принятия христианства . . . . . . . . . . .5-6
Крещение Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Результаты и последствия принятия новой религии. . . . . . . . . . . . . . . 8-9
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Библиографический список. . . . . .

Работа состоит из  1 файл

История.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Вятский государственный  университет

Социально-экономический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине « Отечественная история» 

Тема: «Принятие христианства и значение этого события в истории Киевской Руси»  

Вариант № 4 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса

гр. 08 - ЭКУВ

Договор № 1681 – 08 - ПВЗ

Чехонина  Анна Вячеславовна 

Проверил: Гудов Александр Яковлевич 
 
 
 

г. Киров

2008 год

Содержание 
 

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  2. Путь к христианству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  3. Дохристианская Русь. Причины принятия христианства . . . . . . . . . . .5-6
  4. Крещение Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
  5. Результаты и последствия принятия новой религии. . . . . . . . . . . . . . . 8-9
  6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  7. Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

    Тема моей работы «Принятие христианства и значение этого события в истории Киевской Руси».

     Выбор данной темы объясняется  тем, что данное событие сыграло  огромную роль в становлении  и развитии всех сфер жизни  русского населения. Кроме того, в 2008 году православный мир  отметил 1020-летие этого события.

     При выполнении работы передо  мной стоит задача доказать  всю значимость данного события,  а именно выявить причины принятия  христианства, проблемы, которые сопровождали  это событие, последствия и  результаты, как положительные, так  и отрицательные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Путь к христианству 
 
 

    В 988 году, при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород и далее вокруг Европы в Рим. Христианство же постепенно входило в жизнь древнерусского общества. [1, с.28]

    Есть полулегендарные летописные свидетельства того, что один из русских князей со своим народом крестился еще в IX в. Существует также предположение, согласно которому именно русичей, находившихся под властью хазар, крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 году. Дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения проложила княгиня Ольга, вдова князя Игоря. Около 955 года она приняла крещение в Константинополе, откуда привезла греческих священников, и начала строить в своих владениях христианские храмы.

     Однако ее сын Святослав не  видел нужды в христианстве  и чтил старых богов. Так  что заслуга утверждения православия  на Руси принадлежит все же  князю Владимиру, одному из  сыновей Святослава. [2, с.268] 
 
 
 

 Дохристианская Русь. Причины принятия христианства. 
 
 

    До середины X века господствующей религией оставалось язычество.

    Языческая религия обожествляла  силы природы, поэтому пантеон  богов прямо или косвенно был  связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. с усложнением общественной жизни и социальной структур общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказывалась неспособной идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. [3, с.46]

    Славяне почитали предков и поклонялись силам природы, которые воплощались в личных божествах.

    Более развит был культ предков.  Родоначальник (первый глава рода) считался защитником потомства.  Его звали Родом. Прародительницы  рода назывались рожаницами. Вокруг человека жили опасные, но не непобедимые божества: лешие, водяные, русалки. Не достигшие окончательного развития и не имевшие единообразия, языческие верования достаточно легко должны были уступить место православию с его развитыми догмами, красивой службой, крепкой церковной организацией. [4, с. 96-97]

    Язычество привело к тому, что  власть и общество приобретали  раннефеодальный характер, тогда  как духовные и нравственные  отношения выстраивались в соответствии  с родоплеменными.

    Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. Так называемая церковная реформа Владимира 980 года имела задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического звучания. Однако киевский князь очень скоро отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли «приоритетные» социальные функции, не могло повлечь за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Язычество было лишено универсализма, который присущ христианству. [3, с. 46-47]

    Принятие христианства Владимиром не было совершенно свободно от политических расчетов. Византийский император Василий II (976-1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз весьма поднял бы политический статус киевских князей. Для них Византия была тем же символом мощи, богатства и державного блеска, что и для других сопредельных ей народов, только начинавших строить свою государственность.

    Наиболее распространенная версия  крещения Руси такова. Владимир разбил союзников Фоки – хазар, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им в качестве «вена» - выкупа за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Он получал третьестепенный придворный титул, который как бы автоматически вводил его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых «руссов» авторитетом Церкви. [2, с. 268-269] 
 
 
 
 

Крещение  Руси 
 
 

  «Повесть временных лет» содержит обширный рассказ, посвященный истории принятия христианства. Сообщается о прибытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров, о посылке Владимиром бояр для выбора лучшей веры и о решении князя и его окружения принять христианство византийского обряда. [3, с. 47]

 В  988 году Русь была крещена по  приказу князя Владимира, причем  чаще всего крещение носило  принудительный характер. Идолы  Перуна и прочих языческих  богов дружинники скинули в  реку, а сами киевляне были окрещены в Днепре. В Новгороде Добрыня «огнем и мечом» крестил горожан, причем на севере сопротивление христианизации было более сильным, чем на юге страны. В целом же процесс крещения Руси продолжался как минимум еще один - два века. До самого конца киевского периода русской истории христианство лишь скользило по поверхности нашего общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Древнерусское язычество было настолько распространено, что и многие века спустя после принятия христианства русское общество оставалось языческим по своему менталитету, мировоззрению людей, их привычкам, житейской практике отношений. [5, с. 31] 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  и последствия принятия новой  религии 
 
 

    Новая религия утвердилась далеко  не сразу. Процесс христианизации затянулся. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями». Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко – культурном феномене народной жизни средневековой Руси.       [3, с. 47]

    Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. [1, с. 28-29 ]

    Кроме того христианство усилило  власть великого князя киевского,  ускорило консолидацию древнерусского  этноса, имело огромное значение  для развития русской культуры.

    Введение христианства приобщило Русь к мировой цивилизации – великой культурной традиции Византии. Церковная структура на Руси стала мощной опорой русской государственности. Христианство вместе с тем способствовало гуманизации русского общества, насаждению качественно иных по сравнению с язычеством норм морали и этики, призывало «возлюбить ближнего, как самого себя». Не случайно первые русские святые – князья Борис и Глеб – отказались от борьбы за княжеский стол, разгоревшейся после смерти их отца – князя Владимира. [5, с. 31]

    С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Владимирская и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появляется и черное, монахи. обживающие пустыни и монастыри. Возникает и монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов.

    Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. [3. с. 47-48]

    Вместе с тем, принятие Русью православия имело некоторые негативные стороны. Кроме Киевского государства православными были  дряхлеющая Византия и малоавторитетная в Европе Болгария. Иными словами, принятие новой религии несло в себе семена определенной идейно-политической изоляции, мешая Руси стать полноправным членом европейской семьи. [4, с. 97] 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

    Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

    В своем Первосвятительском слове после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул единство русского народа: «Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможным, потому что из множества племен Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ. Опираясь на помощь Божию, наш народ смог не только выстоять, пройти через различные исторические невзгоды, испытания, но разрастись и построить свою собственную христианскую цивилизацию.

Информация о работе Принятие христианства и значение этого события в истории Киевской Руси