Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 23:06, контрольная работа
Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, в Киев много было в Киеве варягов-христиан.
однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением
отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.
Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились
полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного
аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки
для слияния государственного и церковного аппаратов.
Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. В начале XI века образовались
епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом был
Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-
вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь». .А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).
Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская
, луцкая, суздальская
и другие епископии. Они
вся полнота церковной власти в их области - не только право суда
над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество.
Если кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь.
Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у
них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на
содержание церквей давали «десятину» - десятую долю своих даней
и оброков.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри,
игравшие вообще
очень важную роль в истории средневековых
государств. По идее монастырь - добровольное
братство людей, отрекшихся от семьи, от
обычной жизни и целиком
-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по-своему,
руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая
такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты
в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю,
ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в
самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской», и в крупных политических событиях. ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):Политиздат, 1987
Высшие церковные власти - епископы и митрополит - могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством.
Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри.
Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского
(основанного
в середине XI в.), стали своего
рода духовными академиями, куда
охотно поступали сыновья
4. Культурно - историческое значение принятия православия на Руси
Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв.Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с православием.
Русская церковь
играла сложную и многогранную роль
в истории Руси. Несомненна ее польза
как организации, помогавшей молодой
русской государственности в
эпоху бурного развития феодализма.
Несомненна и ее роль в развитии
русской культуры, в приобщении к
культурным богатствам Византии, в
распространении просвещения и
создании крупных литературно-
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».
Крещение Руси
явилось переломным моментом в жизни
народа. Появилась новая многоплодная
ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской
Церкви - Поместная Русская Православная
Церковь. Под воздействием Православной
церкви в жизни русского народа изживались
грубые языческие обычаи: кровная
месть, полигамия, «умыкание» (похищение)
девиц; возросли гражданская правоспособность
и материнский авторитет
Воспитывая верующего
для грядущего града, Церковь
постоянно обновляет и
Принятие православия
способствовало широкому распространению
на Руси грамотности, просвещения, появлению
богатой, переведенной с греческого
языка литературы, возникновению
собственной русской
В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира.
В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «меры и красоты».
Первые века становления православия на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в камне, в слове. В отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.
Книги священного
писания и толкования к ним
святых Отцов Церкви Православной и
стали основой христианского
мировоззрения, просвещения умственного
и нравственного воспитания народа.
Заключение
Принятие православной
веры на Руси имело огромное культурно
- историческое значение. Русь получила
толчок для перехода к более прогрессивному
феодальному способу
И от того, в какую сторону мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории. Филист Г.М. «Введение христианства на Руси:
предпосылки, обстоятельства, последствия»,
Минск, «Беларусь», 1988г.
Крещение Руси
ввело ее тесным образом не только
в семью христианских славянских
государств, но и в целом в систему
христианских стран Европы с их культурными
достижениями. Обогатилась русская
культура и имеющими глубокие исторические
традиции достижениями стран Ближнего
Востока и, конечно культурными
сокровищами Византии.
Список используемой литературы
1.Филист Г.М.
«Введение христианства на
предпосылки, обстоятельства, последствия»,
Минск, «Беларусь», 1988г.
2.ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.): Политиздат, 1987
3. Н.М.Карамзин.
История государства
4.С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962.
5.А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).
6.Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.
7.Гордиенко Н.С.
«крещение Руси», Ленинград,