Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание

Христианство в древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством, но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и подпадали под влияние финских шаманов - «волхвов» и «кудесников»,- то тем более должна была влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам.В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, в Киев много было в Киеве варягов-христиан.

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!Принятие христианства на Руси.docx

— 35.74 Кб (Скачать документ)

однако они  полностью зависели от киевского  князя. С обособлением

отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры  находились

полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного

аппарата заставило  искать другие источники. Ими могли  быть отчисления от государственных  доходов, что создавало предпосылки 

для слияния  государственного и церковного аппаратов.

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали  структуре светской власти. В начале XI века образовались

епископии в  Новгороде, Чернигове, Переяславле. Первым ее епископом был 

Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро-

вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь». .А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились  смоленская, рязанская, галичская, перемышльская

, луцкая, суздальская  и другие епископии. Они возникали  по мере образования новых  княжеств. Епископам принадлежала

вся полнота  церковной власти в их области - не только право суда

над духовенством, но и суда по многим гражданским  делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество.

Если кандидат в епископы происходил из «белого» духовенства и был женат, то его  жена должна была уйти в отдаленный монастырь.

Митрополит и  епископы владели землями, селами и  городами: у 

них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на

содержание церквей  давали «десятину» - десятую долю своих  даней 

и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри,

игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых  государств. По идее монастырь - добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших  себя служению богу. На деле же монастыри  были крупными землевладельцами

-феодалами. Духовенство  и монастыри вели хозяйства  по-своему,

руководствуясь  византийскими обычаями и законами, устанавливая

такие юридические  отношения с земледельцами, какие  были приняты 

в Греции. Монастыри  также владели селами, вели оптовую  торговлю,

ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в 

самой гуще жизни, принимая непосредственное участие  в повседневной «суете мирской», и  в крупных политических событиях. ЩаповЯ.Н. Церковь в Древней Руси (До конца XIII в.):Политиздат, 1987

Высшие церковные  власти - епископы и митрополит - могли  быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных  попов и дьяконов называли черным духовенством.

Особую активность по подготовке кадров проявили позже  монастыри.

Некоторые центральные  монастыри, вроде Киевско-Печерского

(основанного  в середине XI в.), стали своего  рода духовными академиями, куда  охотно поступали сыновья крупных  вельмож, стремившихся сделать  карьеру. В таких монастырях  были хорошие библиотеки; здесь  велись летописи, сочинялись проповеди. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Культурно  - историческое значение принятия православия на Руси

Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к  многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей  античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли  погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв.Не будучи в  силах достичь действительного  и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования  всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров  и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее  языческие. Язычество сливалось  с православием.

Русская церковь  играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой  русской государственности в  эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к  культурным богатствам Византии, в  распространении просвещения и  создании крупных литературно-художественных ценностей. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в  которой обучалось 300 детей. Предметом  особого попечения Ярослава Мудрого  были переводы новой литературы и  умножения книг путем создания списков  с имеющихся рукописей. Ярослав  же, как мы уже сказали, любил книги  и, много их написав, положил в  церкви святой Софии, которую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских  христиан имело возможность более  глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни  народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная  месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской  женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться  нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Воспитывая верующего  для грядущего града, Церковь  постоянно обновляет и перестраивает  и град, здесь пребывающий. Эта  перестройка гражданского общежития  под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни  христианских обществ.

Принятие православия  способствовало широкому распространению  на Руси грамотности, просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как  известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. С Крещением Киевской Руси еще  более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и  с Балканскими странами и другими  государствами Европы. Русская Православная Церковь 988-1988. Издание Московской Патриархии. 1988.

В той сложной  иерархии государств, которую представлял  собой средневековый мир, Русь после  крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким  потоком вливаются и глубже проникают  в жизнь христианской Руси блага  византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской  мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь  начало того процесса, который возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного  мира.

В иконописи  и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным  пониманием «меры и красоты».

Первые века становления православия на Руси были временем рождения отечественных  форм его понимания, выраженного  в красках, в камне, в слове. В  отличие от Запада, Русь, благодаря  подвигу славянских первоучителей  святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого.

Книги священного писания и толкования к ним  святых Отцов Церкви Православной и  стали основой христианского  мировоззрения, просвещения умственного  и нравственного воспитания народа.  
 
 
 
 

Заключение

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно - историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская  государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и  земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации  Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем  цементом, благодаря которому крупицы  древнерусской культуры, укрепленные  и приумноженные, стали фундаментом  великой Русской культуры, Русской  нации и великого Русского государства, название которому - Россия.

И от того, в какую  сторону мы повернемся, в сторону  православных заповедей, или в сторону  лицемерных канонов католического  Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим  за собой весь мир к свободе, равенству  и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой  истории. Филист Г.М. «Введение христианства на Руси:

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему  христианских стран Европы с их культурными  достижениями. Обогатилась русская  культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными  сокровищами Византии.  
 
 
 

Список используемой литературы

1.Филист Г.М.  «Введение христианства на Руси:

предпосылки, обстоятельства, последствия»,

Минск, «Беларусь», 1988г.

2.ЩаповЯ.Н. Церковь  в Древней Руси (До конца XIII в.): Политиздат, 1987

3. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994.

4.С.М.Соловьев. История  России с древнейших времен. 1962.

5.А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913).

6.Русская Православная  Церковь 988-1988. Издание Московской  Патриархии. 1988.

7.Гордиенко Н.С.  «крещение Руси», Ленинград,1984г.


Информация о работе Принятие христианства на Руси