Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:41, контрольная работа
Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти.
Международный аспект
Германский император Оттон Второй на имперском сейме 983 г. в Вероне добился решения о войне против «греков и сарацин». Такое уравнивание православных христиан с мусульманами (сарацинами) уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь.33
Древняя Русь находилась
на стыке Европы и Азии, в
зоне контакта цивилизаций.
Но киевские князья медлили
с принятием христианства, так
как принятие крещения «из
рук византийцев» означало по
тем временам переход
Окончательно к принятию христианства в православной конфессии великого князя подтолкнул «ромейский» император Василий Второй, попросивший о военной помощи и обещавший отдать Владимиру в жёны свою сестру Анну. Тем самым киевский князь породнился бы с царственными особами Константинополя, а Русь приобрела бы огромный авторитет в международных отношениях. Но брак мог бы состояться только после крещения Владимира. Владимир оказал помощь Византии - разбил хазар, но Василий Второй не спешил выполнять своё обещание. Только силой (захватом греческого города Корсуни в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство.35 Князь получил третьестепенный придворный титул, который формально вводил его в иерархическую систему империи.
Значение принятия князем
Владимиром в 988 или в 989 г.
православия и его женитьбе
на сестре византийского
По возвращении победоносной
рати в Киев Владимир
Киевская Русь
Борис Дмитриевич ГРЕКОВ
Краткий очерк политической истории Киевского государства
11. Крещение Руси
Запутанный вопрос о
крещении Руси еще не разрешен
во всех подробностях
Принятие христианства — факт важный и с нашей точки зрения, а летописец со своей особой точки зрения считал это обстоятельство грандиозным. О крещении Руси в X и особенно в XI веке писали много и писали по-разному, вследствие чего мы знаем об этом событии мало точного. Где крестился Владимир — неизвестно: не то в Корсуни, не то — в Киеве, а может быть в Василеве, под Киевом. Относительно крещения киевлян одни уверяют, что это происходило в Днепре, другие говорят, что киевляне крестились в Почайне — притоке Днепра. Таким образом, вопрос, .о деталях неясен, но в основном и главном разобраться здесь можно. После крещения Руси договоры с Византией сделались уже ненужными, потому что между обоими государствами образовался более тесный и глубокий контакт. Эта связь между двумя странами значительно окрепла через церковь и весь церковный аппарат, организованный греками на Руси.
Первые епископы и священники
поставлены были из Корсуня
и самой Византии. Вначале все
они были греки. Церковная
Вопрос о христианстве
не исчерпывается, конечно,
Принятие христианской религии
свидетельствует о большом
Русь давно уже
была знакома с религиями,
Христианство стало
проникать к нам с IX в. При
Ольге и Святославе на этой
почве возникли большие
Наш летописец в
драматизированной форме переда
«Не только оный
народ (болгары) переменил
Нам не совсем ясно,
кого именно территориально
1 Ф. Энгельс. Бруно Бауер и раннее христианство.
Во всяком случае, какая-то часть
Руси уже в IX.в.
Этот ценнейший документ
В данном случае отношение
классов к новой и старой
религии определилось
Если христианство все же сделалось господствующей религией, то это значит, что господствующий класс был достаточно сильным и многочисленным, что у него в руках была крепкая власть. Если бы тут заинтересованы были только единицы, тогда принятие христианства правительством в общегосударственном масштабе сделалось бы невозможным.
Мы знаем классовую структуру киевского общества, Узнаем, что представителей господствующего класса, особенно в больших городах было в это время более чем достаточно, что в руках знати, возглавляемой князем, была подлинная государственная власть. Вся предыдущая история классов в Киевском государстве создала базу для признания христианства в качестве господствующей религии.
Из факта принятия
христианства в качестве
Во-первых, христианство как религия, общепринятая в Европе, еще больше сблизило с нею Киевское государство.
Во-вторых, церковная организация, которую взяли на себя греки (византийцы), заняла весьма определенное место в истории киевского общества и стала новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения господствующим классам и государственной власти в целом.
В-третьих, христианская
церковь подняла значение
В-четвертых, византийская
церковь, приобщая Русь к визан
Наш летописец довольно подробно рассказывает, как укреплялось и развивалось христианство. Он пишет по этому поводу:
«Яко же бо се некто
землю разорет, другой же
Христианство привилось
не вдруг. Понадобилось
Мы имеем в летописи в связи с Ярославом целый панегирик книге: «... .книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянию, мудрость бо обретаем и воздержание от словес книжных; се бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходи мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда воздержанию...»
Чисто русские таланты литературного слова появились уже при Ярославе. Проповеди епископа Илариона (XI в.) и Кирилла. Туровского (XII в.), до нас дошедшие, ясно говорят о той высоте культуры, на которую поднялись в это время слои общества, имевшие возможность учиться. Но мало того, «Слово» Илариона поражает не только красотой и строгостью построения, оно замечательно и своей философской тематикой. Несомненно, Иларион имел перед собой и соответствующую аудиторию. Он сам, говорит, что обращается не к каким-либо людям несведущим, а к «преизлиха насытившимся сладости книжной». Вспоминая князей Игоря, Святослава и Владимира, Иларион говорит, что они «прослыли в странах многих». «Не в плохой стране, и не в неведомой земле были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».1
О той же высоте
культуры говорят и