Принятие Русью христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:44, реферат

Описание

Христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.
В целом, принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма на Руси.

Содержание

Введение 3
1. Причина принятия христианства 5
2. Крещение князя Владимира 9
3. Крещение Руси 12
4. Культурно-историческое значение принятия христианства 16
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Причина  принятия христианства 5

2. Крещение  князя Владимира 9

3. Крещение  Руси 12

4. Культурно-историческое значение принятия христианства 16

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой моего реферата является «Принятие Русью христианства». Обозначенная тема актуальна, так как  не достигшее  большого  развития  и  не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание  наших  предков  должно  уступало  посторонним религиозным влияниям.   

Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси  знакомство с Христовою верою.  Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград,  прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение,  передавая его славянам.

Христианская вера стала хорошо  знакома  киевлянам  еще при первых варяжских князьях.  Правда,  Святослав был холоден к греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще языческие «кумиры»  (идолы) и еще бывали пред ними человеческие «требы», или жертвы.  Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа  киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву «Богам».  Но все же, несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и, в общем,  делало большие  успехи.  Князь  Владимир принял новую веру,  имея полную возможность познакомиться с нею и узнать ее  превосходство и внутреннюю силу.

В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Работа  состоит из: введения, где раскрыта актуальность темы, основной части, в  которой показаны значение и основные понятия выбранной темы, заключения, содержащего основные выводы.

При написании  мною использованы следующие источники: учебные пособия, справочники, материалы из интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Причина принятия христианства

Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала  христианство: первый раз при Ольге  – 957 г.; второй – при Владимире 988 г.

После крещения Ольге христианизация Руси пошла  быстрее. Русь поддерживала добрые отношения  и с Византией, и с римской  церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять  христианство по некоторым причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, – чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры – философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Принятие  христианства вводило Русь в семью  европейских народов, а язычество  обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных  соседей, относящихся к язычникам  как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

Стремление  Владимира укрепить государство  и его территориальное единство с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с  Перуном не привела к преодолению  племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира  в данном случае возлагались, видимо, на том что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Да и  сам Владимир задумался над своей  жизнью, где были и братоубийство  во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить  грехи и очистить душу.

С принятием  христианства на Руси может стать  возможным развитие культуры народа: грамотность, летописание, зодчество  и храмовое строительство; все это  во многом могло бы обусловить становление  собственно русской христианской культуры.

Нараставшая социальная неоднородность, а также  меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия  для перехода к более сложной  мировоззренческой системе.

Такие причины  не могли не заставить Владимира  думать о принятии какой-то одной веры для Руси.

Важной  представляется и проблема «выбора  веры», от решения которого зависел  весь ход развития русской истории.

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец  помещает рассказ о следующем  событии. Владимир после похода на ятвягов  возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали: «Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам». В  это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и  держал христианскую веру. Был у  него сын, прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал  жребий. Посланные от народа люди пришли к старому варягу и сказали  ему: «Пал жребий на твоего сына, богам  угодно взять его себе, и мы хотим  принести его им в жертву». Варяг  отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные рассказали эти речи народу. Толпа взяла оружие, пошла к дому варягов и разломала забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?» Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их. Несмотря на то, что смелый варяг пал жертвою торжествующего язычества, событие это не могло не произвести сильного впечатления. Язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно наругались; проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: «ваши боги – дерево; бог – один, которому кланяются греки, который сотворил все», – и безответны стояли кумиры Владимира перед этими словами, и что могла в самом деле славянская религия сказать в свою пользу, что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других религий? Самые важные из них были вопросы о начале мира и будущей жизни. Что вопрос о будущей жизни действовал могущественно и на языческих славян, как на других народов, видно из предания о том, как царь болгарский обратился в христианство вследствие впечатления, произведенного на него картиною страшного суда. По русскому преданию, то же самое средство употребил и у нас греческий проповедник и произвел также сильное впечатление на Владимира; после разговора с ним Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру. Напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть.

Так к  Владимиру в Киев явились представители  трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом  того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без  пития Руси не бытии», – так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм  он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми.

За всем этим скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме  христианства.

Это, в  первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной  православной общины. Кроме того, учитывалась  международная обстановка, отношения  церкви с государством, а также  некоторые особенности различных  религий. Так, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности  и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства  от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой  князь был одновременно главой религиозного культа. Православие была более терпимо  к местным традициям, да и Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой  развитой и культурной страной Европы.

 

 

 

 

 

 

2. Крещение князя  Владимира

О том,  как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на  Руси  существовало  много преданий.  Не помня точных обстоятельств дела,  одни рассказывали,  сто князь  крестился  в Киеве; другие  указывали  место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в  греческом городе Корсуне (Херсонесе),  после того как взял этот город у греков.  Лет сто спустя после крещения  Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:

     Пришли (говорит он) к  Владимиру  (986)  сначала  волжские болгары,  похваляя  свое магометанство,  затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением.  Все они хотели привлечь Владимира в свою веру.  Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников,  прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов  посмотреть: "Кто како служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены  там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив,  что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.

Владимир  прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они  согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил  его.  Город упорно сопротивлялся.  Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его.  Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну.  Цари  сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого",  то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в  Корсунь  сестру  свою и с нею духовенство,  которое крестило русского князя и венчало его с царевною.  Перед крещением Владимир  заболел и ослеп,  но чудесно исцелился во время

самого  таинства крещения.  Помирясь с греками и отдав им  Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

     Таково сказание летописи. В нем,  по-видимому, соединились в одну  повесть разные предания:  1)  предание  о  том,  Владимиру  предлагали свою веру болгары,  хазары, немцы и греки, пришедшие  в Киев и жившие в нем;                   2) предание о том,  что Владимир,  не только пребывавший во тьме язычества,  но пораженный и физическою слепотой,  чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами,  и 3) предание о том,  что для принятия греческой веры Владимир счел  нужным  осадить греческий город Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую, приняв ее рукою победителя.

     По сказаниям  греков  и   арабов  вот что известно о  походе Владимира на Корсунь:  В то время в Византийской империи произошло восстание войска  под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира.  Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь  Византии,  зачто получал руку греческой царевны Анны,  а сам обязывался принять христианство.  Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988).  Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний,  данных Владимиру.  Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, главный греческий город в Крыму,  и настоял на исполнении греками договора.

Он принял  христианство  и получил в супружество  царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение,  в 988 или 989 году, точно неизвестно.

     Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир  начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви.  Так было и в других городах, где христианство  водворяли княжеские наместники.  По преданию, новая вера  распространялась  мирно,  за  исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди,  еще целые века;  да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались  с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Информация о работе Принятие Русью христианства