Принятие Советской Конституции 1918 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:35, контрольная работа

Описание

Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение — это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистической революции. Она явилась юридической базой становления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Но вместе с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества и государства.

Работа состоит из  1 файл

Конституция 1918г.docx

— 23.26 Кб (Скачать документ)

 

 Разработка и  принятие конституции РСФСР 1918 года

После прихода партии большевиков  к власти в октябре 1917г стал актуальным вопрос законодательного закрепления  своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России..

Важнейшую роль играли законодательные  акты Всероссийских съездов Советов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире»  и «О земле», «Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа», «О федеральных  учреждениях Российской Республики

Взгляды большевиков на право  и его роль были сформулированы на основе обобщения исторического  опыта европейских буржуазных революций  и особенно самой радикальной  из них Великой Французской революции  конца XVIII в..

 

Для того чтобы иметь средства на решение социальных проблем большевики считали необходимым превратить основные средства производства в общенародное достояние, то есть национализировать  землю и ее недра (добычу полезных ископаемых), банки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железные дороги, торговый флот, средства связи и  т. д.. Национализация рассматривалась  как средство для устранения чрезмерной поляризации обществаРеализация столь  грандиозной программы была рассчитана на долгосрочную перспективу.

 

 Ближайшей задачей  являлось конституционно-правовое  закрепление становления советского  государства.

 

Первые конституционные  законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим  обобщающий характер, стала разработанная  В.И. Лениным «Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила  задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы  основы государственного строя: «Россия  объявляется Республикой Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и  на местах принадлежит этим Советам».

весной 1918г Ленин поручил  ВЦИКу заняться разработкой подробной  Конституции Советской Республики.. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. Закрепив все  ключевые посты.

в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12 большевиков. большинство  при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда.

 

Важный спор возник уже  в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин

предложил строить федерацию  по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов  приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона.

До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и

3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и  наркомата юстиции были рассмотрены  специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать  Конституцию и, опубликовав в  печати, ввести в действие.

19 июля Основной закон  был опубликован в "Известиях.  ВЦИК" и с этого момента вступил  в силу.

 

 Основные принципы  Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции  были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции  РСФСР;

III. Конструкция Советской  власти (организация советской власти  в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное  избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге  РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности  — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система Советов  рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся  как "переход от капитализма к  социализму".

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также  создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР  и состоящих из нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский  съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный  перед ним Всероссийский Центральный  Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет  Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. В городах  и селениях создавались городские  и сельские советы.

Компетенция центральных  органов власти определялась следующим  образом: Всероссийский съезд Советов  и ВЦИК осуществляли утверждение  и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны  и заключение мира, общее руководство  внешней, внутренней и экономической  политикой, устанавливали общегосударственные  налоги и повинности; основы организации  вооруженных сил, судоустройства и  судопроизводства, формировали общегосударственное  законодательство. Всероссийский съезд  Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

законодательную власть в  РСФСР осуществляли сразу три  высших органа: Всероссийский съезд  советов, ВЦИК и СНК. Последний мог  издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

. В пределах своей территории  местным Советам предоставлялись  широкие полномочия по реализации  своей компетенции. Этот принцип  получил наименование "демократического  централизма".

". Конституция допускала  лишение "эксплуататоров" любых  прав, если эти права используются  в ущерб "трудящимся

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы). Прямыми  были выборы в сельские и городские  советы, делегаты всех последующих  уровней избирались на соответствующих  съездах советов на основе принципов  представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный  фильтр, предназначенный для отсева "чуждых элементов.

В Конституции обозначались только те права и свободы, которые  могли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свобода совести (ст.13), свобода слова  и печати (ст.14), свобода собраний (ст.15), свобода объединения во всякого  рода союзы (ст.16). Но конституционно не закреплялось, например, право на образование  — не было материальных средств. Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавала формального  равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности: трудиться  и защищать социалистическое государство.

 

Органы государственной  власти. Высшим органом государственной власти по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, который должен был созываться не реже 2-х раз в год. В промежутках между съездами высшая власть принадлежала ВЦИК — обладавшему законодательными, распорядительными и контролирующими функциями. ВЦИК образует правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами страны и руководства отдельными отраслями государственной жизни. СНК подконтролен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. СНК имеет право издавать самостоятельно декреты, имеющие силу закона, а также распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения на всей территории страны, отменить которые вправе только ВЦИК. Наиболее важные декреты, имеющие крупное общеполитическое значение СНК представлял на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Такие декреты публиковались от имени ВЦИК и СНК

распределение компетенций  между центральной и местной  властью было нацелено на утверждение  в государственном управлении принципа демократического централизма и  преодоление проявлений местничества и сепаратизма, утверждение «вертикали власти». Демократический централизм выражался и в двойном подчинении отделов отраслевого управления местных исполкомов, которые по горизонтали  подчинялись своим исполкомам, а  по вертикали одноименным отделам  вышестоящих исполкомов, а в губернских исполкомах по вертикали соответствующим  народным комиссариатам.

 в главе о бюджетном  праве, все государственные доходы  и расходы РСФСР объединяются  в общегосударственном бюджете,  который утверждается ВЦИК.. На  удовлетворение потребностей, имеющих  общегосударственное значение, средства  должны предоставляться местным  властям из государственного  бюджета по сметам соответствующих  наркоматов, но эти средства расходуются  местными властями только по  прямому назначению и не могут  быть истрачены на другие нужды.  Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом и  СНК местных бюджетов губерний  и областей. Последний шестой  раздел Конституции был посвящен  государственной символике; утверждал  государственный герб и флаг  РСФСР. Характерно, что в первоначальном  рисунке герба РСФСР помимо  скрещенных серпа и молота  как символов мирного созидательного  труда рабочих и крестьян был  изображен меч. Когда этот рисунок  был показан Ленину, он заявил: «...зачем же меч? — Завоевания  нам не нужны. Завоевательная  политика нам совершенно чужда;  мы не нападаем, а отбиваемся  от внутренних и внешних врагов; война наша оборонительная, и  меч — не наша эмблема». Меч  был исключен из рисунка государственного  герба.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проблема равноправия  граждан

 

Советская власть с первых дней своего существования взяла  решительный курс на ликвидацию привилегий и ограничений прав граждан по признакам сословной, национальной, религиозной принадлежности и по признакам пола. Для всего населения  устанавливалось одно общее наименование — граждане Российской республики.

В «Декларации прав народов  России» от 2 ноября 1917 г. Советское  правительство провозгласило отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений и тем самым  утвердило принцип равноправия  граждан независимо от их расовой, национальной и религиозной принадлежности.». В декрете устанавливалась свобода  каждого гражданина исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой, т. е. быть атеистом. Декрет запрещал указывать  в официальных актах, в том  числе и в личных документах граждан (паспортах и т. д.) их религиозную  принадлежность. Церковь лишалась всех государственных функцийВсе церковные  и религиозные учреждения лишались привилегий и государственного финансирования.

Имущество церкви объявлялось  всенародным достоянием (национализировалось). Однако органы власти обязаны были передавать в бесплатное владение общинам  верующих молитвенные здания и предметы культа, необходимые для богослужения. Церковные и религиозные учреждения не могли применять по отношению  к верующим меры принуждения.

Отделение церкви от государства  превратило ее из отрасли государственного управления, в самоуправляющееся  религиозное объединение

Одновременно с упразднением сословий и аннулированием правового  неравенства по национальному и  религиозному признакам шел процесс  ликвидации правового неравенства  женщин. Декрет «О земле» установил  право пользования землей независимо от пола,. Декрет о равной оплате за равный труд установил нормы оплаты женского труда такие же, как и  за труд мужчин. Тем самым права  женщин были в уравнены с правами  мужчин в производственной сфере. Декреты  «О разводе», «О браке, детях и ведении  книг актов гражданского состояния» в основных чертах уравняли права  женщин с правами мужчин в брачно-семейной сфере. Равенство прав женщин с мужчинами  было закреплено в первых советских  кодексах — Трудовом кодексе и  Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятых в 1918 г

Советская власть ввела ограничения  по признаку социальной принадлежности. Эти ограничения впервые были провозглашены в «Декларации  прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем подтверждены в  Конституции РСФСР 1918 г. В конституции  подчеркивалось, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно  трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Следовательно, «эксплуататорам  не может быть места ни в одном  из органов власти» (ст. 7).

полноправными гражданами по Конституции РСФСР являлись лишь трудящиеся.. В этой связи можно  напомнить, что сам глава Советского правительства В.И. Ленин, нарком иностранных  дел Г.В. Чичерин, нарком государственного призрения A.M. Коллонтай были потомственными дворянами. Соответственно, выходцы  из буржуазии и дворянства, служившие  советской власти не лишались политических прав, и не ограничивались в гражданских  правах.

Помимо избирательного права  Конституция представляла свободу  собраний, свободу выражения своих  мнений в печати, свободу союзов и объединений. Но при этом оговаривалось, что все эти свободы распространяются именно на трудящихся. ". Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения.

Конституция не содержала  традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки  граждан..

Конституция закрепила и  обязанности советских граждан  и прежде всего всеобщую обязанность  трудиться

Конституционной обязанностью всех граждан признавалась также  обязанность защиты социалистического  отечества, в связи с чем Конституция  устанавливала всеобщую воинскую обязанность. Но почетное право защищать революцию  с оружием в руках предоставлялось  лишь трудящимся. . Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию  с оружием в руках предоставляется  только трудящимся

Информация о работе Принятие Советской Конституции 1918 г