Автор работы: i***************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 14:49, реферат
В течение всей второй половины 20 столетия проблема водных ресурсов занимала одно из приоритетных мест в межгосударственных и в региональных международных отношениях на Ближнем Востоке в целом. Возрастанию роли и влияния водных ресурсов на международные отношения в регионе способствовали несколько факторов. Одним из них был постепенный, но все более увеличивавшийся разрыв между общим потенциалом водных ресурсов и уровнем потребностей ближневосточных государств в воде. В основе этого фактора лежали отчасти социально-экономические изменения : демографический «взрыв» в странах Арабского Востока, ускорение темпов экономического развития, в том числе увеличение сельскохозяйственных площадей под искусственным орошением, отчасти истощение основных речных систем - бассейнов рек Иордан, Тигр и Евфрат, составляющих в совокупности главный водный ресурс региона.
Проблема
водных ресурсов в международных
отношениях на Ближнем Востоке :Вторая
половина XX века
В
течение всей второй половины 20 столетия
проблема водных ресурсов занимала одно
из приоритетных мест в межгосударственных
и в региональных международных
отношениях на Ближнем Востоке в целом.
Возрастанию роли и влияния водных ресурсов
на международные отношения в регионе
способствовали несколько факторов. Одним
из них был постепенный, но все более увеличивавшийся
разрыв между общим потенциалом водных
ресурсов и уровнем потребностей ближневосточных
государств в воде. В основе этого фактора
лежали отчасти социально-экономические
изменения : демографический «взрыв» в
странах Арабского Востока, ускорение
темпов экономического развития, в том
числе увеличение сельскохозяйственных
площадей под искусственным орошением,
отчасти истощение основных речных систем
- бассейнов рек Иордан, Тигр и Евфрат,
составляющих в совокупности главный
водный ресурс региона.
Воздействие
отмеченных факторов привело к серьезному
водному кризису в регионе: в 90-х годах
количество воды на душу населения составляло
лишь 1/3 от уровня 60-х годов и, по прогнозам
экспертов, уменьшится вдвое к 2025 году
до уровня в 650 куб. м. воды на человека.
На 5% населения земли на Ближнем Востоке
в 90-х годах приходилось менее 1 % запасов
пригодной воды, что хуже, чем в других
регионах земного шара. К острой нехватке
воды добавляется загрязнение, потери
от плохого пользования, а также от изношенной
водной инфраструктуры /каналов, водохранилищ,
трубопроводов/.
Заметное
уменьшение водного потенциала на Ближнем
Востоке в 1950-х — 2000-х годах
влекло за собой обострение межгосударственных
противоречий из-за распределения водных
источников между ближневосточными
государствами, особенно между арабскими
странами и Израилем в зоне арабо-израильского
конфликта. Арабо-израильские противоречия
в области контроля над водными ресурсами
в бассейнах рек Иордан, Литани, Ярмук,
а также Нила являлись одной из причин
и одновременно катализатором конфликтных
ситуаций на основных направлениях ближневосточного
конфликта, и в первую очередь на палестинском,
сирийском, иорданском и ливанском направлениях.
Неоднократные
попытки Израиля разрешить спор
о водных ресурсах с соседними
арабскими странами и палестинцами
в бассейнах рек Иордана и Нила
военно-силовым путем и установить свой
преимущественный контроль над ними не
могли, как показали события, служить основой
для справедливого и всеобъемлющего урегулирования
арабо-израильских отношений и арабо-израильского
конфликта во всех его аспектах. Эти попытки
вели лишь к дестабилизации политической
ситуации в зоне конфликта и в регионе
Ближнего Востока, к появлению кризисных
зон по берегам основных речных систем,
перекраиванию геополитической карты
региона, что подводило регион к критической
черте войны за доступ к водным источникам
и перераспределению водных ресурсов.
Изменения
глобального и регионального
характера на рубеже 80-90-х годов
создали необходимые
Эти
примеры свидетельствуют о возможности
преодоления конфликтов, связанных с водными
ресурсами, при наличии политической воли
и готовности заинтересованных сторон
сесть за стол переговоров. При этом должны
учитываться все аспекты конфликта, а
весь переговорный процесс - включать
и связывать воедино политические, технические,
социально-экономические, экологические,
инфраструктурные и другие аспекты управления
водными ресурсами. Переговоры должны
быть основаны на принципах справедливого
и всеобъемлющего подхода к решению проблемы
воды, на гарантировании равных прав на
воду всем сторонам в зависимости от специфики
их водного положения. Ни одно государство
не имеет права доминировать, пренебрежительно
относиться, загрязнять или препятствовать
совместному использованию реки, пользуясь
своим военным превосходством или господствующим
положением.
Использование
воды в странах региона необходимо
строить на оптимизации в соответствии
с выработанными
Общая
потребность в воде на душу населения
должна находиться под контролем
во всех сферах жизни. Необходимо внедрять
всевозможные альтернативные методы по
сокращению потребления воды на душу населения,
а также повышения эффективности использования
водных ресурсов на региональном уровне
путем ее сохранения, опреснения или вторичного
использования, а также проводить в этой
области научные изыскания.
Охрану
совместного использования
Речные системы Ближнего Востока имеют международный характер. И поскольку пользование водными ресурсами этих рек не регулируется международным правом, на страны-пользователи возлагается особая ответственность за получаемые водные ресурсы, их сбережение и предотвращение загрязнения. Для соблюдения этих норм необходим специальный комитет, включающий заинтересованные стороны и экспертов, не являющихся гражданами государств региона, но признаваемых всеми сторонами за свой опыт и компетентность и беспристрастный подход к своим обязанностям. Итогом работы комитета должны стать добавления в регулирующие механизмы и законодательную базу. Разрабатываемые совместными усилиями сторон проекты по реализации намечаемых мер в сфере сохранения и развития водных ресурсов ближневосточного региона являются дорогостоящими, а следовательно, практически нереализуемыми. Изменению ситуации должны способствовать страны ЕС, Международный Банк, Международный Валютный Фонд и другие фонды, заинтересованные в установлении мира и стабильности на Ближнем Востоке, в развитии этого весьма перспективного региона мира.