Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:54, реферат
Цель данной работы - рассмотреть вопросы происхождения алфавитного письма.
Задачи:
- проследить происхождение письменности;
- изучить происхождение глаголицы и азбучную (алфавитную) молитву;
- выявить этапы становления письма.
Введение
1 Происхождение письменности
1.1 Краткая история письма
1.2 Азбука Константина и кириллическое письмо
2 Происхождение глаголицы и азбучная молитва
3 Этапы эволюции письма
Заключение
Список литературы
Однако большим
выигрышем оказалось повышение
информативности буквы в
Азбучная молитва -- одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки -- святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX -- Х веков.
«A3 СЛОВОМ СИМ МОЛЮСЯ БОГУ» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону): В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала (Приложение 4).
Таким образом, можно говорить о том, что
основателями глаголицы являются Кирилл
и Мефодий. Происхождение и авторство
азбучной молитвы вызывает споры и на
сегодняшний день.
3 Этапы эволюции письма
В эволюции письма и языка можно выделить ряд этапов. Так, древнейший вариант письма -- идеография возникла как самый первый и простейший вариант письма, основанного на непосредственном изображении предмета в иероглифической форме. Такая форма письма, как пишет Л.Р.Зиндер, «должна была сохраняться, по крайней мере, до того этапа развития языка, когда его звуковая сторона приобрела автономность. Естественно, что пока нерасчлененный звуковой комплекс был однозначно связан с соответствующим «смыслом», только передача этого «смысла» без учета его выражения в речи была целью первоначальной стадии развития письма. Эту стадию полностью отражает идеография, приспособленная только к передаче содержания. Можно сказать, что пиктография не передает речь, а замещает ее» Зиндер Л.Р. Из истории письма. Л., 1988. С.45-47..
Заметим, однако, что идеография как система графики, представляющая собой непосредственный рисунок предмета, не была обязательной стадией в эволюции всех языков индоевропейского ареала. До начала «осевого времени» у многих индоевропейцев просто не было никакой письменности, что не означает, что индоевропейцы не пользовались собственно рисунком для передачи информации.
В книге И.К.Кузьмичева описаны типы «пещерных» рисунков, которые обнаруживаются на индоевропейской территории с древнейших времен и которые не только информативны, но и эстетичны Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Нижний Новгород, 1997..
Иероглифическое письмо соответствовало такому типу языка, в котором слово не было и не могло быть производным, разложимым на морфемы, -- такое слово вычленялось в речи как целокупная самостоятельная единица. К такому типу языков принадлежат китайский и др. Этот тип языка можно назвать морфемно-внедеривационным - в нем нет морфологического типа словообразования в общепринятом смысле слова, однако широчайшим образом представлено семантическое словопроизводство. Этим языкам характерна такая черта, как равенство слога слову, слова морфеме, -- то и другое представлено в изолированном виде «морфемословослога».
Однако по мере
нарастания в подобных языках абстрактных
слов типа «дружба», «отношение» и
подобных, которые трудно «нарисовать»,
начался процесс преобразования
иероглифического письма, когда во
многих случаях иероглиф уже не является
рисунком предмета, а обозначает слог
или звукокомплекс, хотя до сих пор
конкретные предметы в китайском, например,
языке просто передаются «на письме» схематичным
рисунком, -- такими иероглифами являются
знаки «человек», «дом» и многие другие.
В ряде стран (прежде всего в Японии и в
Китае) возникла ситуация графического
двоевластия, когда используется иероглифика
и латиница параллельно, при этом латиница
чаще всего обслуживает язык коммерции
и международной рекламы) Потапов В.В.
Краткий лингвистический справочник.
Языки и письменность. М., 1997..
Качественный скачок в развитии системы письма произошел с появлением современной буквенной системы письма.
Начнем с открытия поразительного сходства график очень разных языков, которое сделал Н.С.Трубецкой, обнаруживший сходство глаголицы и древнегрузинского письма «Асомтаврули». О таком сходстве писал также В.А.Истрин: «Имеется некоторое сходство и в общем графическом характере грузинского, армянского и глаголического письма» Цит. по: Киров Е.Ф. Теоретические проблемы моделирования языка. Казань, 1989. С.106..
Позже академик Т.В.Гамкрелидзе специально анализировал поразительный факт буквенного сходства трех разных азбук -- глаголицы, древнегрузинской азбуки асомтаврули и древнеармянской азбуки еркатагир. Характерно, что асомтаврули и еркатагир с древнейших времен не очень сильно изменились и лежат в основе современных грузинской и армянской азбуки. Т.В.Гамкрелидзе посвятил большую статью формированию некоторых письменных систем раннехристианской эпохи, проанализировав коптскую, готскую, старославянскую, древнегрузинскую и древнеармянскую письменности. Позиция Т.В.Гамкрелидзе по отношению к вопросу о происхождении этих трех азбук с самого начала двойственна. Сначала он допускает, что асомтаврули и еркатагир могли возникнуть под влиянием греческого минускульного письма. Однако в дальнейшем Т.В.Гамкрелизде утверждает, что графические символы древнеармянской письменности «Еркатагир», созданной первоучителем всех армян Месропом Маштоцом, «изобретены в основном независимо от греческой графики в результате оригинального творчества его создателя с использованием различных негреческих образцов.
В этом отношении
древнеармянская письменность противостоит
типологически другим письменным системам,
опирающимся на греческую письменность:
коптской, готской и старославянской
кириллице» Гамкрелидзе Г.В. Системы
раннехристианских
Н.С.Трубецкой, В.А.Истрин,
Т.В.Гамкрелидзе и другие исследователи
поставили важнейшую научную проблему:
имеется три азбуки, которые похожи друг
на друга -- это глаголица, еркатагир и
асомтаврули (на самом деле похожих друг
на друга азбук должно быть намного больше),
но все они были очень далеки от решения
этой проблемы.
Возникновение буквенного письма -- это величайшая информационная революция в истории человечества. Именно она сделала возможным возникновение христианства и его распространение как мировой религии. Эта революция создала новое осевое время и нового человека, многократно увеличившего объем передаваемой и накапливаемой информации. Фактически с этого момента начался век информации, и следующее великое открытие, ознаменовавшее второй этап информационной революции, -- печатный станок - обозначило то, что Маршалл Маклюэн назвал гуттенберговой галактикой.
В конце прошлого
века свершился третий этап информационной
революции, ознаменовавший возникновение
глобального информационного
Не вызывает
сомнения, что начало современной
информационной эпохи было положено
открытием буквы, и наибольший интерес
в этой связи вызывает сам механизм
возникновения буквы. Решение проблемы
происхождения буквы в
Контекст этого
высказывания в целом может быть
сведён к абсолютно истинному утверждению,
что буква графически отображает некоторые
черты артикуляции звука речи. Протобуква
возникла как рисунок, как своеобразный
иероглиф, но не предмета или сценки из
жизни, а артикуляции звука, артикуляционной
фигуры, которая образуется из органов
речи в момент произнесения звука.
Заключение
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.
В эволюции письма и языка можно выделить ряд этапов. Так, древнейший вариант письма -- идеография возникла как самый первый и простейший вариант письма, основанного на непосредственном изображении предмета в иероглифической форме.
Качественный скачок в развитии системы
письма произошел с появлением современной
буквенной системы письма. Возникновение
буквенного письма -- это величайшая информационная
революция в истории человечества. Именно
она сделала возможным возникновение
христианства и его распространение как
мировой религии.
Список литературы
1. Волоцкая З.М., Молошная Т.Н., Николаева Т.М. Опыт описания русского языка в его письменной форме. М., 1964.
2. Гамкрелидзе
Г.В. Системы
3. Гельб И.Э. Изучение систем письменности у древних славян. М., 2003.
4. Зиндер Л.Р. Из истории письма. Л., 1988.
5. Истрин В.А. Истоки русской письменности. М., 1988.
6. Киров Е.Ф.
Теоретические проблемы
7. Кузьмичев
И.К. Введение в эстетику