Происхождение восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:01, реферат

Описание

Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до нашей эры.

Содержание

Когда и откуда на территории нашей страны появились славяне ?
Хозяйство, быт, нравы и духовный мир восточных славян .
Восточные славяне и их ближайшие соседи.

Работа состоит из  1 файл

Происхождение восточных славян.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">Вооружение  славян составляли копья, луки, стрелы, намазанные ядом, круглые деревянные щиты. Мечи и другое железное оружие было редкостью.

     Славяне почтительно относились к родителям. Между селами они устраивали игрища – религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено

обрядом хождения зятя по невесту, когда невесту  выкупали у ее родственников по взаимному  договору. На смену этому обряду пришел другой – привод невесты  к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

     Женщина занимала подчиненное положение. После  смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми.

     Известно, что у восточных славян сохранялась  еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

     Духовный  мир восточных  славян. Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны.

      В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились  жертвоприношения – требы.

      Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родоначальником жизни – Родом  и с его Роженицами, т.е. дедом  с бабушками. Предка называли еще  «чур», по церковнославянски – «щур».  

Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.

    У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с  земледельческими работами. В конце  декабря – колядовали ходили по домам ряженые с песнями и  прибаутками, славили хозяев, которые  должны были ряженых 

одаривать. Большим праздником были проводы  зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем  и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых  работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

    Общины  земледельцев. Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную сменила соседская  (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений инородных племён славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, стони, тысячи).

    Отдельные общины объединялись в племена. Племена, в свою очередь, составляли племенные  союзы. На территории Восточно-Европейской  равнины проживало 12 (по некоторым  источниками – 15) восточнославянских племённых союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие по берегам Днепра, и ильменские славяне, жившие на берегах Ильменского озера и реки Волхов.

    Религия восточных славян. У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников - умерших естественной  

смертью («родители»); и на «нечистых» - умерших насильственной или преждевременной смертью ( к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых («мертвяков» - отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

    - Почитание "родителей" - это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники - Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового ( домовик, доможил, хозяин и пр.).

    - «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд «обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото ( иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» ( мертвец, умерший), а также «навка» - русалка.

    Формирование  политических объединений. В античное время у славян не было возможности проводить независимую внешнюю политику, действуя на международной арене под собственным именем. Если у них и существовали крупные политические объединения, они остались неизвестны письменным цивилизациям той эпохи. Археологические исследования не подтверждают существование на землях восточных славян до VI века значимых протогородских центров, которые могли бы свидетельствовать об укреплении власти местных князей среди оседлого населения. Восточнославянские племена в ареале своего обитания на юге соприкасались и частично вовлекались в область распространения археологической Черняховской культуры, которую современные археологи склонны ассоциировать с расселением готов в северном Причерноморье.

    Сохранились смутные сведения о войнах в IV веке славян с готами. Великое переселение народов со 2-й половины IV века привело к глобальным миграциям этнических групп. Славянские племена на юге, подчинённые ранее готами, покорились гуннам и, вероятно, под их протекторатом, начали расширять область  
 

своего  обитания к границам Византийской империи  на юге и германским землям на западе, вытесняя готов в Крым и Византию.

    В начале VI века славяне стали совершать регулярные набеги на Византию, в результате чего о них заговорили византийские и римские авторы (Прокопий Кесарийский, Иордан). В эту эпоху у них уже существовали крупные межплеменные союзы, которые формировались преимущественно по территориальному признаку и были чем-то большим нежели обычное родоплеменное сообщество. У антов и карпатских славян впервые возникли укрепленные городища и другие признаки политического контроля над территорией. Известно, что авары, которые сначала покорили причерноморские (антов) и западнославянские племена, долго не могли разрушить некий союз «склавинов» с центром в Закарпатье, а их вожди не только вели себя гордо и независимо, но даже казнили за дерзость посла аварского кагана Баяна. Вождь антов Мезамир также был убит во время посольства к аварам за дерзость, проявленную перед лицом кагана.

    Основаниями для славянской гордости были, очевидно, не только полный контроль над своей  и прилегающими также славянскими  территориями, но и их регулярные, опустошительные  и преимущественно безнаказанные набеги на задунайские провинции Византийской империи, в результате которых карпатские хорваты и другие племена, по-видимому, входившие в союз антов, частично или полностью переселились за Дунай, обособившись в ветвь южных славян. Дулебы также расширили пределы контролируемых ими территорий на запад до современной Чехии и на восток — до Днепра. В конце концов, авары подчинили и антов, и дулебов, после чего вынудили воевать с Византией в своих интересах. Их племенные союзы распались, об антах с VII века больше не упоминалось, а от дулебов, по предположению некоторых современных историков, отделилось несколько других славянских союзов, в том числе поляне.

    Позднее часть восточнославянских племён (поляне, северяне, радимичи и вятичи) платили дань хазарам. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммед в ходе победоносной войны с Хазарией дошёл до некой «славянской реки» (очевидно, Дона) и захватил в плен 20 000 семей местных жителей, среди которых были славяне. Пленники были угнаны в Кахетию, там они подняли восстание и были перебиты. 

    «Повесть  временных лет» перечисляет двенадцать восточнославянских племенных союзов, которые к IX веку существовали на обширной территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.

    В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали проникать  варяги. К середине IX в. они обложили данью не только Прибалтику, первой подвергшуюся регулярным нашествиям, но и многие территории между Балтийским

и Чёрным морями . В 862 году, согласно летописной хронологии ПВЛ, предводитель руси Рюрик был призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами, населявшими Эстонию и Финляндию), весью и обоими славянскими племенами, обитавшими с ними по соседству: псковскими кривичами и словенами. Рюрик обосновался среди славянских сел в крепости, близ которой позже возник Великий Новгород. Его легендарные братья получили княжения в племенном центре веси Белоозере и центре кривичей Изборске. К концу своей жизни Рюрик расширил владения своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 году захватил Смоленск и Киев. Титульным этносом нового государства сделался не какой-либо из славянских или угро-финских народов, а Русь, варяжское племя, об этнической принадлежности которого идут споры. Русь выделялась как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика, князьях Олеге и Игоре, и постепенно растворилась в славянском народе при Святославе и Владимире Святом, оставив свое имя восточным славянам, которым они теперь отличались от западных и южных (подробнее см. статью Русь). Одновременно Святослав и Владимир завершили объединение восточных славян в своем государстве, присоединив к нему земли древлян, вятичей, радимичей, Туров и область Червенской Руси.

      Восточные славяне и их ближайшие  соседи. Продвижение славян по бескрайним просторам Восточной Европы и их освоение носили характер мирной колонизации.

      Колонизация – заселение, освоение пустующих  или редко заселённых земель.

      Переселенцы жили по соседству с местными племенами. У финно-угорских племён славяне  заимствовали названия многих рек, озёр, селений. Вслед за финнами  
 

они стали  верить в злых духов, волшебников. Славяне  также переняли у лесных жителей  веру в волхов, кудесников. Совместная жизнь с финно-уграми приводила  и к изменению внешнего облика славян. Среди них стали чаще встречаться  люди с более плоскими и круглыми лицами, высокими скулами, широкими носами.

           Большое влияние на славян  оказывали и потомки ираноязычного  скифо-сарматского населения. Многие  иранские слова прочно вошли  в древнеславянский язык и  сохранились в современном русском  языке (бог, боярин, хата, собака, топор и другие). Некоторые славянские языческие божества – Хорос, Стрибог – носили иранские имена, а Перун имел балтское происхождение.

            Однако не со всеми соседями  у славян были дружеские отношения.  В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников-аваров на славянское племя дулебов, жившие в Прикарпатье. Перебив почти всех мужчин, авары впрягли в телегу вместо коней дулебских женщин. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей, живших близко к степям, покорили хазары, заставив их платить дань – «по горностаю и белке от дыма», то есть с каждого дома. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольные вопросы

1. На основании каких источников можно судить о дописьменной истории славян?

       О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

       Оригинальных восточно-славянских (древнерусских) документов, датируемых до XI века сохранилось крайне мало, и среди признанных академической наукой нет ни одного, датируемого до IX века. Наиболее полные и достоверные источники древнерусского происхождения — летописи, составление которых началось после принятия христианства по образцу византийских хроник. Из ныне известных самой ранней является «Повесть временных лет» — летописный свод, составленный на рубеже XI и XII веков и включивший в себя не дошедшие до нас более ранние русские летописи, устные предания и византийские документы. Текст, предшествующий Повести временных лет, (т. н. «Начальный свод») частично сохранился в составе Новгородской I летописи. Однако из-за того, что в центре внимания летописцев находилась прежде всего история Древнерусского государства (династии Рюриковичей), основные сведения по славянам касаются полян и отчасти новгородских словен, тогда как данные об остальных племенах крайне фрагментарны. Датированная часть летописи начинается с 852 года, хотя вся хронология IX—X вв. является условной и может отличаться от истинной. 

Информация о работе Происхождение восточных славян