Происхождения народов Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

Этногенез современных народностей Урала является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Общие сведения об уральских народностях……………………………………...4
2. Происхождение народов Урала……………………………....................................8
Заключение…………………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

История Урала.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  науки и образования  Российской Федерации

Федеральное агентство

Южно-Уральский  государственный  университет

   Международный факультет 
 
 
 
 
 
 

Реферат

   по  дисциплине «История Урала»

   на  тему«ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДОВ УРАЛА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

   Введение…………………………………………………………………………….....3

   1. Общие сведения об уральских народностях……………………………………...4

   2. Происхождение народов Урала……………………………....................................8

   Заключение…………………………………………………………………………...15

   Список  литературы…………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Этногенез современных народностей Урала  является одной из актуальных проблем  исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы. В основе этих процессов лежит стремление россиян устранить негативное наследие прошлых режимов, улучшить условия своего социального существования, отстоять права и интересы, связанные с чувством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре. Именно поэтому генезис этносов Урала следует изучать чрезвычайно тщательно, а оценивать исторические факты максимально взвешенно.

   В настоящее время на территории Урала  проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской (финно-угорской и сомадийской). К  первой относятся представители  русской национальности, ко второй – башкиры, татары и нагайбаки, наконец, к третьей – ханты, манси, ненцы, удмурты и некоторые другие малые народности Северного Урала.

   Настоящая работа посвящена рассмотрению генезиса современных этносов, проживавших  на Урале до его включения в  состав Российской империи и заселения русскими. К рассматриваемым этносам относятся представители уральской и тюркской языковых семей.  
 
 
 
 

   1. Общие сведения об уральских народностях

   Представители тюркской языковой семьи

     БАШКИРЫ (самоназвание – башкорт – «волчья голова» или «волк-вожак»), коренное население Башкирии. Численность в РФ 1673,3 тыс. чел. По численности башкиры занимают четвертое место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев. Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской областях. Говорят на башкирском языке; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространен татарский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры – мусульмане-сунниты.

   Основным  занятием башкир в прошлом было кочевое (джяйляуное) скотоводство; были распространены охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева.

   В XVII-XIX веках башкиры перешли к земледелию и осёдлой жизни. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-ых годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные(глинобитые), у восточных башкир в прошлом — войлочная юрта (башк. «тирмә»), чумообразные постойки (кыуш)

   Традиционная  одежда башкир весьма вариативна, в  зависимости от возраста и конкретного  региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей; были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники(яга, хакал) черезплечные украшения-перевязи(эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный "кашмау", девичья шапочка "такыя", меховой "кама бурек", многосоставный "калябаш", полотенцеобразый "тастар", часто богато украшенный вышивкой. весьма красочно украшенное головное покрывало "кушъяулык"..Среди мужских - меховые "колаксын", "тюльке бурек", "кюлюпара" из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир "ката" и "сарык", кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женские сарыки украшались на заднике апликацией. Повсеместно были распространены сапоги "итек","ситек" и лапти "сабата"(за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. это часто богато украшеный монетами. позументами, апликацией и немного вышивкой "елян"(халат)и "ак сакман"( который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы. украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени "сакман" полукафтаны "бишмэт". Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья).У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу апликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые( до 2. 5 м в длину), ременные . матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжкам.

   НАГАЙБАКИ (Ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнографическая группа татар, проживающая по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — нагайбакский. Верующие — православные. По российскому законодательству официально являются малым народом.

   Численность по переписи 2002 года — 9,6 тыс. человек, из них в Челябинской области 9,1 тыс.

   В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.

   Районным  центром нагайбаков является посёлок Фершампенуаз в Челябинской области.

   Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен»  известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют  либо ногайско-кыпчакское, либо казанско-татарское  происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде: Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, с которыми у казаков существовали интенсивные брачные связи.

   Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском. В начале XX века они окончательно слились с местным татарским населением и перешли в ислам.

   Нагайбаки же бывшего Верхнеуфимского уезда сохранили самосознание себя, как отдельной от татар общности. Во время переписи 19201926 годов они учитывались как самостоятельная «народность». В последующие годы — как татары. При переписи 2002 года — отдельно от татар. 
 

Представители уральской языковой семьи:

   МАНСИ (вогу́лы, вогуличи, меньдси, моансь) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры. Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров). Говорят на мансийском языке, но около 60% считают родным русский язык. Общая численность 11432 чел. (по переписи 2002). Около 100 человек проживают на севере Свердловской области.

Этноним «манси» (на мансийском — «человек») — самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит — сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» — манси народ.

НЕНЦЫ (самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского  Севера ненцы являются одним из самых  многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное  занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев как титульную народность округа.

Ненцы делятся  на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийском автономном округе. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

УДМУРТЫ (ранее вотяки́) — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском языке и удмуртском языке финно-угорской группы уральской семьи; верующие исповедуют православие и традиционные культы. Внутри своей языковой группы он вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2002 года в России проживало 637 тысяч удмуртов. В самой Удмуртии проживает 497 тыс. чел. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине.

ХАНТЫ (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́) — коренной малочисленный финно-угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. На русский язык их самоназвание ханты переводится как человек.

Численность хантов составляет 28 678 человек (по переписи населения 2002 года), из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 0,3 % — в республике Коми.

Хантыйский  язык вместе с мансийским, венгерским и др. составляет угорскую группу уральско-юкагирской семьи языков.

Традиционные  промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм (до XV века), православие (начиная с XV века и по настоящее время).

   2. Происхождение народов Урала

Информация о работе Происхождения народов Урала