Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:45, контрольная работа
Промышленный переворот – это качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.
Основным содержанием промышленного переворота была техническая революция, т. е переход от ручного труда к механизированному. С организационной точки зрения переход от мануфактур к фабрикам.
Введение………………………………………………………………..3
Предпосылки промышленного переворота:
1.1 в Англии…………………………………………………………4
1.2 в США…………….........................................................................6
Отличия в промышленных переворотах Англии и США……….8
Итоги промышленного переворота:
Англия………………………………………………………….9
США…………………………………………………………....13
Заключение……………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………..17
Произошли заметные изменения в структуре рынка труда. Поскольку обслуживание простейших машин не требовало высокой квалификации, резко увеличилось использование низкооплачиваемого женского и детского труда, получившее распространение еще в XVII веке. В начале 1830-х годов в хлопчатобумажной промышленности удельный вес подростков и детей составлял свыше 35% общего числа работников, примерно таким же был процент женщин. Типичным явлением для того времени стало удлинение рабочего дня на промышленных предприятиях до 16— 18 часов в сутки. Реальная заработная плата английских рабочих середины XIX века оказалась ниже, чем в конце XVIII века. На многих промышленных предприятиях применялась натуральная оплата труда продуктами через фабричные лавки, где цены были выше, чем в розничной торговле.
Увеличение числа машин неизбежно вело в то время к формированию излишков рабочей силы. По официальным данным, в 1870 году в стране насчитывалось 1,3 млн. безработных. В течение 1800 —1870 годов из Англии и Ирландии эмигрировало почти 10 млн. человек. Они направлялись в США, Канаду, Австралию и другие страны мира.
Промышленный переворот повлек за собой стихийные выступления рабочих и ремесленников против ухудшения условий труда. Сначала они принимали характер локальных забастовок, подачи петиций в органы власти и т.д. Весьма своеобразной формой протеста стало движение луддитов, которое оформилось в конце XVIII века. Луддиты видели причины своего тяжелого положения в машинах и потому ломали их, разрушали фабрики, уничтожали сырье и готовую продукцию. Это движение приняло такой широкий размах, что правительство было вынуждено объявить о введении смертной казни за разрушение машин. [3, 149]
В 1830—1840-х годах в Англии возникло движение чартистов, которые в течение нескольких лет вносили в парламент петиции (хартии) с требованием ограничения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы и др., отвергавшиеся парламентом. Одним из основных требований чартистов было установление всеобщего избирательного права. Главные центры чартизма находились в промышленных районах Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса. Позже чартизм превратился в профсоюзное движение — тред-юнионизм.
С середины XIX века Англия вступила в полосу экономического подъема, продолжавшегося почти 30 лет. В этот период крупное машинное производство окончательно вытеснило мелкое ремесленное и мануфактурное производство, которое не выдержало конкуренции с фабриками.
Следует
отметить, что ведущее место в
английской экономике по-прежнему занимали
отрасли легкой промышленности, в
частности текстильные
Тем
не менее, и отрасли тяжелой
Промышленный подъем в Англии сопровождался быстрым развитием транспорта, особенно железнодорожного. Вся территория страны была покрыта густой сетью железных дорог. За 1840— 1870 годы их протяженность выросла с 1,4 тыс. км до 25 тыс. км, или в 18 раз. Особое внимание в Англии уделялось судостроению и судоходству. Здесь впервые среди развитых стран мира стали производиться не деревянные парусники, а цельнометаллические пароходы. Общий тоннаж торгового флота с 1800 по 1870 год увеличился с 2 млн. т. до 5,7 млн. т., что составляло почти 60% от мирового уровня. Это позволило Англии стать «мировым перевозчиком» и зарабатывать таким образом большие средства.
Промышленный переворот оказал большое влияние и на сельское хозяйство Англии. В ходе огораживаний шло постоянное наступление на крестьянство, и в начале XIX века оно окончательно исчезло из социальной структуры. Сельское хозяйство стало функционировать на иных социально-экономических и организационных принципах.
В стране по-прежнему преобладало крупное землевладение: в 1870-х годах 250 крупнейшим лендлордам принадлежало более половины всех земельных угодий страны, а владельцам, непосредственно обрабатывающим свои поля без применения наемного труда,— всего 5% земель. Основную часть угодий крупные землевладельцы сдавали в аренду фермерам, в свою очередь привлекавшим наемных работников, численность которых к 1870-м годам составляла 1 млн. человек.
Благодаря арендаторам, чьи хозяйства в значительной степени были ориентированы на рынок, аграрный сектор развивался очень интенсивно. В этих хозяйствах применялись плодосменная система земледелия и травосеяние, проводились дренажные работы, использовались минеральные удобрения и различные сельскохозяйственные машины (паровой плуг, жатки, сеялки и др.). В результате производительность труда в сельском хозяйстве Англии была гораздо выше, чем в других странах Западной Европы.
Итак, промышленный переворот в Англии затронул все сферы производства, в том числе и сельского хозяйства, вызвал рост городов и городского населения. [3, 152]
3.2. Итоги промышленного переворота в США
В итоге бурного индустриального подъема в 1860—1870-х годах США превратились в промышленно развитую страну, поскольку стоимость продукции промышленности в ВВП (1880) в 2,5 раза превышала стоимость сельскохозяйственной продукции. В 1870-х годах промышленность США вышла на второе место в мире по объемам производства, приблизившись вплотную к английской, что позволило уменьшить зависимость от последней. Быстрыми темпами возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1860 году США производили 17% мировой промышленной продукции, в 1870-м — 23%, а в 1880-м – 28%.
К концу XIX века страну от Атлантического до Тихого океана пересекли четыре трансконтинентальные линии, построенные в 1869, 1881,1882 и 1893 годах. Вовлечение территорий Дальнего Запада в хозяйственные связи способствовало окончательному формированию единого внутреннего рынка Соединенных Штатов. Железные дороги в значительной степени повлияли на развитие специализации в промышленности и сельском хозяйстве, повышение степени подвижности рабочей силы и капиталов, снижение издержек производства, усиление процесса урбанизации населения. [13, 116]
Железнодорожное
строительство заметно
Наиболее динамичным периодом развития Соединенных Штатов были голы на рубеже Х1Х-ХХ веков. В 1870—1913 годах в экономике США происходили глубокие структурные изменения, связанные с переходом на качественно новую техническую базу Ежегодный прирост ВНП составлял в среднем 4,3% (в Германии — 3%, Англии — 2,4%, Франции — 1,1%). Национальное богатство за эти годы выросло почти в семь раз, а промышленное производство — почти в девять раз. К 1913 году удельный вес промышленности и строительства в ВВП составлял почти 70%. В 1913 году на долю США приходилось 47% мирового производства стали, 45% —добычи каменного угля, 82% — нефти. Доля американского промышленного производства в общем объеме мировой промышленной продукции возросла до 38%. [4, 117]
Заключение
Промышленный
переворот – это система
Исторические
предпосылки развития крупной машинной
индустрии были созданы мануфактурой
формой капиталистического производства.
Первоначальное накопление капитала обеспечивало
дальнейшее развитие капиталистических
отношений – с одной стороны, создание
армии лишенных средств к существованию
людей, которые могут предложить в качестве
товара лишь свою рабочую силу, и, с другой
стороны, накопление крупных денежных
богатств, используемых формирующимся
классом капиталистов для приобретения
средств производства и рабочей силы.
Рост капиталистического производства
неизбежно влек за собой быстрое расширение
как внутреннего, так и внешнего рынков;
однако стремление буржуазии к ускоренному
накоплению капитала наталкивалось на
ограниченные возможности основанного
на ремесленной технике мануфактурного
производства.
Промышленный переворот представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.
Так, в 60-х гг. XVIII в. раньше чем в других странах, начался промышленный переворот в Великобритании.
Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступила Франция.
Итак,
промышленный переворот – общеисторическое
явление, характеризующее определенный
этап в развитии капитализма в
промышленности. Он означал крутое и резкое
преобразование всех общественных отношений,
окончательную победу капиталистического
способа производства над феодальным.
[4, 27]
Список
используемой литературы