Промышленный переворот
в России в 19 веке этапы, особенности
Содержание
Введение 3
Глава 1: «Начало промышленного
переворота, его особенности» 5
Глава 2: «Этапы промышленного
переворота» 11
Заключение 17
Список использованной
литературы 19
Введение
Промышленность в общей
системе экономики первой половины
XIX в. играла подчиненную роль.
Однако по темпам роста промышленное
производство существенно опережало
сельскохозяйственное. В структуре
промышленности России, ее размещении,
организации, техническом оснащении,
в составе рабочих в тот
период наблюдались явления, неизвестные
или почти неизвестные в предшествующем
столетии.
Отличительной чертой
дореформенной экономики являлось
неравномерное размещение промышленного
производства по территории страны.
Основными промышленными губерниями
были центрально-нечерноземные и
северо-западные. На их долю в
начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70 % стоимости
всего промышленного производства. Наиболее
высоким уровнем отличались три губернии
— Петербургская, Московская и Владимирская.
Общий уровень промышленного развития
других районов был намного ниже: Черноземный
центр — 6,6 %, Украина — 5,1 %, Урал - 4,4 %.
Среди отраслей доминирующее
положение занимала обрабатывающая
промышленность. Внутри этой отрасли
главными были текстильная (хлопчатобумажная,
полотняная, шерстяная, шелковая) и
винокурение. В тяжелой промышленности
преобладала металлургия (черная)
и металлообработка.
Характерным явлением
для промышленности России того
времени являлось параллельное
и взаимосвязанное развитие всех
трех форм организации промышленного
производства: ремесла, мануфактуры
и фабрики. Наряду с общим
интенсивным ростом крестьянских
промыслов, мелкой городской промышленности,
мануфактур, усиливался процесс
перерастания мелкотоварного производства
в мануфактуру, переход от мануфактуры
к фабричному механическому производству.
Мелкое товарное производство
в сфере обрабатывающей промышленности
по числу работников и по
размерам выпускаемой продукции
превосходило крупную промышленность.
Оно производило товары для
массового потребления крестьянства
и низов городского населения
(ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю
утварь, сельскохозяйственный инвентарь,
строительные детали и пр.). В
то же время возникли новые
виды промыслов, обслуживавшие
интересы дворянства и городской
верхушки (шелкоткачество, изготовление
галунов и позументов, кружевное
дело), а также художественные
промыслы (изготовление ковров, лубочных
картин, игрушек, икон). В первой
половине XIX в. развитие мелкотоварного
производства характеризуется углублением
хозяйственной специализации отдельных
регионов, усилением обмена между
ними и возрастанием роли посредников-скупщиков
готовой продукции.
Мелкое, преимущественно
крестьянское, производство перерастало
в мануфактуру различного типа
— рассеянную, смешанную и централизованную.
Наиболее массовой являлась мануфактура
с раздаточной системой, светелками
(особыми ткацкими избами в
деревнях), скупщиком и прочими
атрибутами раннекапиталистических
отношений. Капиталистическая мануфактура,
в том числе и выраставшая
из мелкотоварных промыслов, явно
вытесняла мануфактуру, основанную
на принудительном труде, которая,
тем не менее, продолжала существовать
до самой реформы 1861 г.
^ Глава 1. «Начало промышленного
переворота, его особенности»
Совокупность экономических,
социальных и политических сдвигов,
происшедших в результате перехода
от мануфактуры к фабричной
стадии капиталистического производства,
принято называть промышленным
переворотом. Этот процесс имел
две стороны — техническую (переход
от ручного труда к машинному) и социальную
(формирование промышленной буржуазии
и промышленных наемных рабочих). Большинство
историков и экономистов относят начало
промышленного переворота в России к рубежу
30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше
всего этот процесс начался в текстильной
промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной),
позднее — в горнодобывающей. В связи
с переходом к машинной технике возрастает
производительность труда (к середине
века в три раза), ускоряются темпы экономического
развития, постепенно меняется отраслевая
структура промышленности.
С начальной стадией
промышленного переворота в России
связывают целый ряд изменений.
К их числу относят начавшиеся
систематичные технические преобразования
в отдельных отраслях производства:
установка паровых котлов и
паровых машин, применение механических
веретен в бумагопрядении, механических
ткацких станков в ткачестве,
цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании,
механической выделки бумаги на писчебумажных
предприятиях, пудлингования в металлургии
и т.д.
^ Металлургическая промышленность.
Главенствующее место
России в поставке железа на
международный рынок довольно
быстро утрачивалось. Основанное
на крепостном труде и отсталой
технике, горнозаводское производство
оказалось неконкурентоспособным,
и его продукция вытеснялась
английским, значительно более дешевым
железом, производившимся методом
пудлингования. Основную роль
в горнозаводской промышленности
по-прежнему играл Урал, дававший
около 4/5 продукции. Продолжали
действовать и отдельные сибирские
заводы, и так называемые замосковные,
расположенные в центральных губерниях
Европейской России. Южный металлургический
центр, которому принадлежало будущее,
еще не сложился: казенный Луганский завод,
созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным.
Он, однако, сыграл в это время значительную
роль в развитии каменноугольного промысла
в Донецком бассейне.
В металлургической
промышленности строительство заводов
и рост выпускаемой продукции
чрезвычайно замедлились. На Урале
началось применение пудлингования.
Застой в горнозаводской промышленности
дал себя почувствовать в годы
строительства первой в стране
железной дороги между Петербургом
и Царским Селом. Рельсы для
нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за
границы: русские заводы смогли
обеспечить строительство металлом
менее чем на один процент.
Ведущее место по
выплавке чугуна, производству железа,
а также в добыче меди принадлежало
частным — вотчинным и посессионным
заводам.
Особое место в горной
промышленности в дореформенные
десятилетия заняла добыча золота
на Урале, в Сибири, а также
в Казахстане, куда устремились
и частные капиталы. С конца
40-х гг. при промывке золотоносных
песков начинают все шире применяться
машины.
^ Обрабатывающая промышленность.
Наиболее серьезные
изменения произошли в обрабатывающей
промышленности. Хлопчатобумажное
производство в России началось
с последней стадии производственного
процесса — с набойки по
ввозившемуся из-за границы миткалю.
Затем появилось и хлопчатобумажное
ткачество из импортируемой пряжи
и лишь потом собственное бумагопрядение
из ввозившегося в страну хлопка.
Распространение ткачества в
этой отрасли шло не только
и даже не столько путем
основания сразу мануфактурных
предприятий, сколько в форме
рассеянной мануфактуры, перерастания
мелкого, преимущественно домашнего
крестьянского производства в мануфактурное.
Что же касается бумагопрядения, то оно
началось в России сразу же со стадии механизированного
производства.
В первые десятилетия определились
и главные центры хлопчатобумажного производства
— Шуйский уезд Владимирской губернии,
а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми
уездами Московской губернии. На протяжении
двух первых десятилетий XIX в. растущие
потребности армии в солдатских сукнах
и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали
суконной промышленности постоянного
заказчика — казну. Но одновременно это
ограничивало возможности развития отрасли:
суконные мануфактуры, в подавляющем своем
большинстве посессионные, обязывались
выделывать только те сукна, какие требовались
армии, и в том количестве, какое им было
назначено. С окончанием наполеоновских
войн принудительная поставка сукна в
казну была отменена и заменена системой
торгов. В то же время стали распространяться
и купеческие мануфактуры, работавшие
на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.
В середине 40-х гг. на
ряде предприятий устанавливали
различные машины для отделочных
операций, ткачество же производилось
в основном на ручных станках.
Паровые двигатели были большой
редкостью.
Парусно-полотняная промышленность,
процветавшая в XVIII в., благодаря
внешнему рынку и поставкам в казну, с
развитием производства более дешевой
хлопчатобумажной ткани утрачивала свои
позиции.
Пароходы, вытеснявшие
парусный флот, более дешевое
машинное производство полотна
в Англии все решительней сокращали
его экспорт из России. Сохранялась,
однако, работа на казну. Одновременно
возрос вывоз сырья, что было
вызвано спросом английских льнопрядильных
фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности
парусно-полотняных предприятий
по сравнению с хлопчатобумажными
являлась также более слабая степень их
механизации.
Но в то же время
и в этой отрасли происходил
неуклонный рост купеческих и
крестьянских предприятий, основанных
на наемном труде. В писчебумажной
промышленности, действовавшей на
рубеже столетий почти исключительно
на основе крепостного труда
со второй половины 30-х гг. стало
распространяться машинное производство,
и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено
машинами.
^ Новые отрасли промышленности.
Из новых отраслей,
получивших развитие во второй
четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную
промышленность, машиностроение и
добычу каменного угля. Долгое
время Россия потребляла тростниковый
сахар, ввозимый из-за границы.
Существовавшие сахарорафинадные
заводы в Петербурге и некоторых
других городах использовали
привозной сахарный песок. В
начале XIX в. возникает собственное
свеклосахарное производство, которое
стало заметно расти с 30 —
40-х годов.
Производство сахара
было сосредоточено в помещичьих
имениях и главным образом
на Украине. Помещики-предприниматели
с 40-х гг. стали вводить технические
усовершенствования, в частности
и паровые машины, сохраняя при
этом и принудительный труд.
Предшественниками отечественного
машиностроения были механические
мастерские при металлургических
и некоторых других предприятиях,
обслуживавшие нужды этих предприятий.
Мастерская при казенной Александровской
мануфактуре выполняла также
заказы других предприятий.
В 40 — 50-х гг. возникает несколько
крупных машиностроительных предприятие
таких, как Сормовский завод, завод Нобеля
и выросшие из небольших мастерских, будущие
Невский и Балтийский заводы в Петербурге,
а также казенный Александровский завод,
переименованный из литейного в Главный
механический завод Петербургско-Москосвской
железной дороги. Петербург превращался
в основной центр машиностроения. Нехватка
частных капиталов способствовала распространению
акционерных кампаний — более развитой
формы организации капиталистических
предприятий. Доминирующее место в акционерном
учредительстве принадлежало производственным
компаниям. Особенно значителен был рост
акционерных компаний в предреформенные
годы.
^ Добывающая промышленность.
Потребность промышленности
в каменном угле покрывалась
импортом, главным образом из
Англии. Собственная же добыча
была ничтожна. Главная роль принадлежала
здесь Донецкому бассейну, но
уже стал добываться подмосковный,
уральский и кузнецкий уголь.
В начале 40-х гг. интерес к
нефти повысился: назначается особый горный
чиновник для изыскания нефтяных источников,
а Черноморскому казачьему войску предписывается
направлять троих воспитанников в Горный
институт для специального обучения разработке
нефти. Но вскоре нефтяные источники стали
отдаваться с торгов на откуп. Такая система
продолжалась и в 50-х гг.
Новые явления в
промышленном развитии России
нашли свое прямое отражение
в росте численности и изменении
состава рабочей силы, обслуживавшей
промышленность. Это сказалось и
в терминологии. В самом начале
XIX в. совершенно исчез термин
«работные люди», закрепились
такие наименования, как «мастеровые»,
«рабочие», «чернорабочие». Пополнение
рынка рабочей силы в XIX в. происходило,
как и в предыдущем столетии, главным образом,
за счет деревни — оброчных крестьян-отходников
как помещичьих, так и государственных.
Транспорт.
Важные сдвиги наблюдаются
в водном и сухопутном транспорте
страны. Паровое судоходство появилось
в 1815 г.
Несколько позднее
в стране началось железнодорожное
строительство. Первые опыты строительства
и применения сухопутной паровой
тяги в России были поставлены
в промышленном производстве
на Нижне-Тагильских металлургических
заводах Демидовых. Здесь крепостные механики
Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг.
построили первые русские паровозы оригинальной
конструкции. Однако министерство финансов,
возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время
энергично противилось строительству
железных дорог в стране, что отразилось
на масштабах и темпах начального этапа
этого строительства. Ко второй половине
30-х гг. относится строительство первой
государственной железной дороги между
Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.).
Построенные несколько позже Петербурго-Московская
(1842 — 1851 гг.), Петербурго-Варшавская (1852
— 1862 гг.) и другие железные дороги были
важны как в политическом и военно-стратегическом,
так и в экономическом отношениях.
В 1857 г. создается
Главное общество российских
железных дорог, разрабатывающее
широкую программу строительства,
возникают и отдельные акционерные
компании Рижско-Динабургской (1858 г.),
Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской
(1859 г.), Московско-Саратовской (1859 г.) железных
дорог.