Промышленный переворот в России в 19 веке. Этапы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:24, реферат

Описание

Промышленность в общей системе экономики первой половины XIX в. играла подчиненную роль. Однако по темпам роста промышленное производство существенно опережало сельскохозяйственное. В структуре промышленности России, ее размещении, организации, техническом оснащении, в составе рабочих в тот период наблюдались явления, неизвестные или почти неизвестные в предшествующем столетии.
Отличительной чертой дореформенной экономики являлось неравномерное размещение промышленного производства по территории страны. Основными промышленными губерниями были центрально-нечерноземные и северо-западные. На их долю в начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70 % стоимости всего промышленного производства. Наиболее высоким уровнем отличались три губернии — Петербургская, Московская и Владимирская. Общий уровень промышленного развития других районов был намного ниже: Черноземный центр — 6,6 %, Украина — 5,1 %, Урал - 4,4 %.
Среди отраслей доминирующее положение занимала обрабатывающая промышленность. Внутри этой отрасли главными были текстильная (хлопчатобумажная, полотняная, шерстяная, шелковая) и винокурение. В тяжелой промышленности преобладала металлургия (черная) и металлообработка.

Содержание

Введение 3

Глава 1: «Начало промышленного переворота, его особенности» 5

Глава 2: «Этапы промышленного переворота» 11

Заключение 17

Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Промышленный переворот в России в 19 веке этапы особенности.docx

— 31.51 Кб (Скачать документ)

Промышленный переворот  в России в 19 веке этапы, особенности

Содержание

 

 Введение 3

 

 Глава 1: «Начало промышленного  переворота, его особенности» 5

 

 Глава 2: «Этапы промышленного  переворота» 11

 

 Заключение 17

 

 Список использованной  литературы 19

 

 

Введение

 

 Промышленность в общей  системе экономики первой половины XIX в. играла подчиненную роль. Однако по темпам роста промышленное  производство существенно опережало  сельскохозяйственное. В структуре  промышленности России, ее размещении, организации, техническом оснащении,  в составе рабочих в тот  период наблюдались явления, неизвестные  или почти неизвестные в предшествующем  столетии.

 

 Отличительной чертой  дореформенной экономики являлось  неравномерное размещение промышленного  производства по территории страны. Основными промышленными губерниями  были центрально-нечерноземные и  северо-западные. На их долю в начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70 % стоимости всего промышленного производства. Наиболее высоким уровнем отличались три губернии — Петербургская, Московская и Владимирская. Общий уровень промышленного развития других районов был намного ниже: Черноземный центр — 6,6 %, Украина — 5,1 %, Урал - 4,4 %.

 

 Среди отраслей доминирующее  положение занимала обрабатывающая  промышленность. Внутри этой отрасли  главными были текстильная (хлопчатобумажная, полотняная, шерстяная, шелковая) и  винокурение. В тяжелой промышленности  преобладала металлургия (черная) и металлообработка.

 

 Характерным явлением  для промышленности России того  времени являлось параллельное  и взаимосвязанное развитие всех  трех форм организации промышленного  производства: ремесла, мануфактуры  и фабрики. Наряду с общим  интенсивным ростом крестьянских  промыслов, мелкой городской промышленности, мануфактур, усиливался процесс  перерастания мелкотоварного производства  в мануфактуру, переход от мануфактуры  к фабричному механическому производству.

 

 Мелкое товарное производство  в сфере обрабатывающей промышленности  по числу работников и по  размерам выпускаемой продукции  превосходило крупную промышленность. Оно производило товары для  массового потребления крестьянства  и низов городского населения  (ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю  утварь, сельскохозяйственный инвентарь,  строительные детали и пр.). В  то же время возникли новые  виды промыслов, обслуживавшие  интересы дворянства и городской  верхушки (шелкоткачество, изготовление  галунов и позументов, кружевное  дело), а также художественные  промыслы (изготовление ковров, лубочных  картин, игрушек, икон). В первой  половине XIX в. развитие мелкотоварного  производства характеризуется углублением  хозяйственной специализации отдельных  регионов, усилением обмена между  ними и возрастанием роли посредников-скупщиков  готовой продукции.

 

 Мелкое, преимущественно  крестьянское, производство перерастало  в мануфактуру различного типа  — рассеянную, смешанную и централизованную. Наиболее массовой являлась мануфактура  с раздаточной системой, светелками (особыми ткацкими избами в  деревнях), скупщиком и прочими  атрибутами раннекапиталистических  отношений. Капиталистическая мануфактура,  в том числе и выраставшая  из мелкотоварных промыслов, явно  вытесняла мануфактуру, основанную  на принудительном труде, которая,  тем не менее, продолжала существовать  до самой реформы 1861 г.

 

 

^ Глава 1. «Начало промышленного  переворота, его особенности»

 

 Совокупность экономических,  социальных и политических сдвигов,  происшедших в результате перехода  от мануфактуры к фабричной  стадии капиталистического производства, принято называть промышленным  переворотом. Этот процесс имел  две стороны — техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование промышленной буржуазии и промышленных наемных рабочих). Большинство историков и экономистов относят начало промышленного переворота в России к рубежу 30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее — в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.

 

 С начальной стадией  промышленного переворота в России  связывают целый ряд изменений.  К их числу относят начавшиеся  систематичные технические преобразования  в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и  паровых машин, применение механических  веретен в бумагопрядении, механических  ткацких станков в ткачестве,  цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.

 

^ Металлургическая промышленность.

 

 Главенствующее место  России в поставке железа на  международный рынок довольно  быстро утрачивалось. Основанное  на крепостном труде и отсталой  технике, горнозаводское производство  оказалось неконкурентоспособным,  и его продукция вытеснялась  английским, значительно более дешевым  железом, производившимся методом  пудлингования. Основную роль  в горнозаводской промышленности  по-прежнему играл Урал, дававший  около 4/5 продукции. Продолжали  действовать и отдельные сибирские  заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.

 

 В металлургической  промышленности строительство заводов  и рост выпускаемой продукции  чрезвычайно замедлились. На Урале  началось применение пудлингования.  Застой в горнозаводской промышленности  дал себя почувствовать в годы  строительства первой в стране  железной дороги между Петербургом  и Царским Селом. Рельсы для  нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за  границы: русские заводы смогли  обеспечить строительство металлом  менее чем на один процент.

 

 Ведущее место по  выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало  частным — вотчинным и посессионным  заводам.

 

 Особое место в горной  промышленности в дореформенные  десятилетия заняла добыча золота  на Урале, в Сибири, а также  в Казахстане, куда устремились  и частные капиталы. С конца  40-х гг. при промывке золотоносных  песков начинают все шире применяться  машины.

 

^ Обрабатывающая промышленность.

 

 Наиболее серьезные  изменения произошли в обрабатывающей  промышленности. Хлопчатобумажное  производство в России началось  с последней стадии производственного  процесса — с набойки по  ввозившемуся из-за границы миткалю.  Затем появилось и хлопчатобумажное  ткачество из импортируемой пряжи  и лишь потом собственное бумагопрядение  из ввозившегося в страну хлопка. Распространение ткачества в  этой отрасли шло не только  и даже не столько путем  основания сразу мануфактурных  предприятий, сколько в форме  рассеянной мануфактуры, перерастания  мелкого, преимущественно домашнего  крестьянского производства в мануфактурное. Что же касается бумагопрядения, то оно началось в России сразу же со стадии механизированного производства.

 

 В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства — Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика — казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.

 

 В середине 40-х гг. на  ряде предприятий устанавливали  различные машины для отделочных  операций, ткачество же производилось  в основном на ручных станках.  Паровые двигатели были большой  редкостью.

 

 Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в., благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.

 

 Пароходы, вытеснявшие  парусный флот, более дешевое  машинное производство полотна  в Англии все решительней сокращали  его экспорт из России. Сохранялась,  однако, работа на казну. Одновременно  возрос вывоз сырья, что было  вызвано спросом английских льнопрядильных  фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности  парусно-полотняных предприятий  по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабая степень их механизации.

 

 Но в то же время  и в этой отрасли происходил  неуклонный рост купеческих и  крестьянских предприятий, основанных  на наемном труде. В писчебумажной  промышленности, действовавшей на  рубеже столетий почти исключительно  на основе крепостного труда  со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено машинами.

 

^ Новые отрасли промышленности.

 

 Из новых отраслей, получивших развитие во второй  четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную  промышленность, машиностроение и  добычу каменного угля. Долгое  время Россия потребляла тростниковый  сахар, ввозимый из-за границы.  Существовавшие сахарорафинадные  заводы в Петербурге и некоторых  других городах использовали  привозной сахарный песок. В  начале XIX в. возникает собственное  свеклосахарное производство, которое  стало заметно расти с 30 —  40-х годов.

 

 Производство сахара  было сосредоточено в помещичьих  имениях и главным образом  на Украине. Помещики-предприниматели  с 40-х гг. стали вводить технические  усовершенствования, в частности  и паровые машины, сохраняя при  этом и принудительный труд.

 

 Предшественниками отечественного  машиностроения были механические  мастерские при металлургических  и некоторых других предприятиях, обслуживавшие нужды этих предприятий.  Мастерская при казенной Александровской  мануфактуре выполняла также  заказы других предприятий.

 

 В 40 — 50-х гг. возникает несколько крупных машиностроительных предприятие таких, как Сормовский завод, завод Нобеля и выросшие из небольших мастерских, будущие Невский и Балтийский заводы в Петербурге, а также казенный Александровский завод, переименованный из литейного в Главный механический завод Петербургско-Москосвской железной дороги. Петербург превращался в основной центр машиностроения. Нехватка частных капиталов способствовала распространению акционерных кампаний — более развитой формы организации капиталистических предприятий. Доминирующее место в акционерном учредительстве принадлежало производственным компаниям. Особенно значителен был рост акционерных компаний в предреформенные годы.

 

^ Добывающая промышленность.

 

 Потребность промышленности  в каменном угле покрывалась  импортом, главным образом из  Англии. Собственная же добыча  была ничтожна. Главная роль принадлежала  здесь Донецкому бассейну, но  уже стал добываться подмосковный, уральский и кузнецкий уголь.

 

 В начале 40-х гг. интерес к нефти повысился: назначается особый горный чиновник для изыскания нефтяных источников, а Черноморскому казачьему войску предписывается направлять троих воспитанников в Горный институт для специального обучения разработке нефти. Но вскоре нефтяные источники стали отдаваться с торгов на откуп. Такая система продолжалась и в 50-х гг.

 

 Новые явления в  промышленном развитии России  нашли свое прямое отражение  в росте численности и изменении  состава рабочей силы, обслуживавшей  промышленность. Это сказалось и  в терминологии. В самом начале XIX в. совершенно исчез термин  «работные люди», закрепились  такие наименования, как «мастеровые», «рабочие», «чернорабочие». Пополнение  рынка рабочей силы в XIX в. происходило, как и в предыдущем столетии, главным образом, за счет деревни — оброчных крестьян-отходников как помещичьих, так и государственных.

 

Транспорт.

 

 Важные сдвиги наблюдаются  в водном и сухопутном транспорте  страны. Паровое судоходство появилось  в 1815 г.

 

 Несколько позднее  в стране началось железнодорожное  строительство. Первые опыты строительства  и применения сухопутной паровой  тяги в России были поставлены  в промышленном производстве  на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых. Здесь крепостные механики Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг. построили первые русские паровозы оригинальной конструкции. Однако министерство финансов, возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время энергично противилось строительству железных дорог в стране, что отразилось на масштабах и темпах начального этапа этого строительства. Ко второй половине 30-х гг. относится строительство первой государственной железной дороги между Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.). Построенные несколько позже Петербурго-Московская (1842 — 1851 гг.), Петербурго-Варшавская (1852 — 1862 гг.) и другие железные дороги были важны как в политическом и военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях.

 

 В 1857 г. создается  Главное общество российских  железных дорог, разрабатывающее  широкую программу строительства,  возникают и отдельные акционерные  компании Рижско-Динабургской (1858 г.), Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской (1859 г.), Московско-Саратовской (1859 г.) железных дорог.

 

Информация о работе Промышленный переворот в России в 19 веке. Этапы, особенности