Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:54, реферат
Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс – одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»; Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Просвещенный абсолютизм в Европе……………………..5
Глава 2. Просвещенный абсолютизм в России……………………12
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………….25
Историк Карамзин, наоборот, прославляет деяния Екатерины и не видит
недостатков в ее правлении. Его мнению столь же субъективно, но абсолютно противоположно мнению Белявского: «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась xapaктеpoв древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог,— и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких — Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам, стараясь единственно возвеличить данное ей Небом Отечество или славу свою — победами, законодательством, просвещением».
Но все-таки многие идеи европейских мыслителей были претворены в жизнь при ее царствовании. О них надо сказать особо. Важнейшая идея - об общественном договоре Томаса Гоббсона а также идея разделения властей Шарлем Луи Монтескье. По мнению Монтескье, при соединении в одних руках хотя бы двух из этих функций неизбежно наступает произвол.
Еще одним важным направлением во внутренней политики Екатерины было продолжение дела Петра первого. Его главную заслугу Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике.
Итак, Екатерина приступает к осуществлению реформ. Первая из реформ была сенатская (1763 год). Причиной этого была устарелость Сената: он сочетал в себе слишком много функций (законодательную, судебную, контрольную), указы Сената плохо исполнялись, а также сенаторы были недостаточно образованы.
Проект преобразования был разработан Н.И. Паниным. Проект предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями в конкретных сферах. Сенат также лишился своей законодательной власти, однако, контрольная функция и судебная у него остались. Таким образом, идея о разделении властей была претворена в жизнь не до конца, что явилось главным недостатком реформы.
Еще одним продолжением реформы Петра можно считать секуляризацию церковных земель. Согласно указу 1764 года монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специальной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы поэтому экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян.
Все подати отныне должны были платиться государству, что было значительно легче. Около двух миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Другим следствием секуляризации стало изменение положения русской православной церкви. Церковь стала полностью зависимой от государства, теперь даже с экономической точки зрения. Как видно, укрепление власти государства и монарха было даже более важной задачей, чем установление
царства разума. Власть постепенно становится абсолютной, поддерживается она обширным чиновничьим аппаратом.
Важными этапами для просвещенного абсолютизма были Уложенная комиссия и Наказ. Уложенная комиссия отличалась от предыдущих тем, что впервые в работе участвовали выборные депутаты и впервые проекты поступали не свыше, а исходили от избирателей. Этим Екатерина показала себя просвещенной законодательницей. Наказ Екатерины и многие ее другие указы свидетельствуют о ее стремлении к реформированию сложившейся системы. Во многом на нее повлияли идеи Просветителей. Однако при резком изменении внутриполитического курса страны Екатерина боялась потери власти, так как главной ее опорой все еще оставалось дворянство, а главной его привилегий - владение крестьянами и землей. Попытка Екатерины создать третье сословие ни к чему не привела. В то же время императрица пыталась усилить свое государство путем централизации и крепостного права.
Для депутатов Уложенной комиссии Екатерина написала Наказ, носивший комплиментарный характер. В нем были соединены основные идеи Монтескье и других просветителей. В 1765 году она представила его ближайшему окружению, что свидетельствует о недеспотичной власти монарха. Наказ был подвергнут цензуре.
Считается, что камнем преткновения стал вопрос о крепостном праве, которое императрица считала «экономически невыгодным и негуманным».[7] Однако то, что ближайшее окружение не разделяло идей императрицы, говорит о реакционности и отсталости взглядов общества того времени. А так как Екатерина не могла пойти кардинально против желания своих подданных, не боясь потерять власть (например путем переворота), то и дальнейшие ее действия не были столь эффективны, как она о том мечтала, и многие ее указы прямо противоречили взглядам, которые она декламировала. Но Наказ Уложенной комиссии как раз отличается своей революционностью.
Наказ начинался с рассуждения о характере законов, которые должны учитывать исторические особенности народа. Особенностью русского народа является принадлежность к европейским народам. России необходимо самодержавное правление, в связи с ее размерами, и никакой другой. Цель самодержавия – благо всех подданных. Самодержец опирается в своем правлении на законы, за соблюдением которых следит Сенат. Наказ содержит некоторые пункты, имеющиеся в революционной декларации 1905 года:
1. все граждане равны перед законом
2. свобода граждан состоит в том, что они могут делать все разрешенное
законом...
Другие главы Наказа посвящены разным сферам жизни общества, но в документе уже нет такой регламентации каждого шага, как, например, было в указах Петра первого. Скорее всего, это потому, что Наказ носит совещательный характер. Метод императрицы – совет.
Отдельные главы посвящены «среднему роду людей». Императрица сознавала, что такое сословие в России не имеет ни политической, ни социальной власти, тогда как в европейских странах оно не только ей обладает, но и создает экономическую основу благополучия страны. Вопрос об отдельных слоях и их правах был одной из важнейших задач Уложенной комиссии.
Интересно изложение теории Екатерины об устройстве суда. Наказание преступника, по ее мнению, - это бесчестье. Его задача не в мучениях или устрашения, а для воспитания и направлено на раскаянье. Наказание должно быть соразмерно преступлению, - иначе теряется его смысл. Вот другие положения об устройстве суда:
Человек имеет право на защитника, перед вынесением приговора следует провести расследование. Преступником человека можно считать с момента вынесения приговора. Смертная казнь в стабильном государстве совершенно не обязательна, только если преступник угрожает самому основанию государства. Из этих положений видно, что императрица имела очень прогрессивные взгляды на устройство общества.
Хотя Наказ по сути был только инструкцией и многие его положения не были претворены в жизнь, само его распространение и печать (да еще от имени императрицы) имело немаловажное значение и, безусловно, влияло на общественность.
Уложенная комиссия была первой попыткой создания учреждения парламентского типа. Несмотря на развернувшиеся острейшие дебаты о правах отдельных слоев, многие важные прогрессивные законы, которых ожидала императрица, так и не были выработаны. Это объясняется разными причинами: плохой подготовкой к законодательной деятельности, недостаточной образованностью, а главное – консерватизмом и отстаиванием сугубо своих интересов членами Комиссии. В декабре 1768 года Уложенная комиссия была распущена под предлогом начавшейся войны. Императрица была в ней разочарована.
Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования, учитывая желания различных социальных групп. Однако стало понятно, что широкие массы настроены консервативно и поэтому по-настоящему радикальные реформы невозможны.
Но этот этап реформ дал Екатерине реальную картину общественных взглядов и возможность разрабатывать новую тактику дальнейших преобразований с учетом этих взглядов.
Первая половина 70х годов – это наиболее тревожное время в период царствования Екатерины: сперва «чумной» бунт в Москве (1771), а затем
Пугачевское восстание (1773-1774 гг.), которое было самым сильным социальным потрясением за всю историю 18 века. От подобных предшествующих восстаний его отличает массовость, большая организованность и более четко выраженные цели. Зачинщиками были казаки, но каждый слой, участвовавший в восстании, имел свои определенные цели: казаки – привилегии дворянства, крестьяне свободу от крепостного права. Но скорее всего с водворением Пугачева государство стало бы более патриархальным, о чем свидетельствуют изданные им указы и манифест. В своем манифесте он освобождает крестьян от всех податей и зависимостей, жалует всей землею и разрешает убивать нежеланных господ.
Восстание Пугачева сказалось на внутренней политике Екатерины. Убедившись в глубоком консерватизме низших слоев населения и в том, что дворянство – опора трона, Екатерина решила проводить преобразования постепенно, несмотря на то, что социальный кризис был налицо. Главный вывод - Россия к отмене крепостного права не готова.
Екатерина начала с реорганизации местного управления для создания строго централизованной и унифицированной системы. Самое важное - претворение в ней принципа разделения властей. Исполнительная власть в губерниях возглавлял губернатор (+ губернское правление); в уездах - городничий (+ воеводная канцелярия); в городе - бургомистр (+ городской магистрат). Судебную реформу составляло отделение уголовного производства от гражданского. В месте с тем в суде оставался принцип сословности – это противоречит идеям просветителей. У судебной реформы были и другие недостатки: разрешение вмешиваться губернатору в судопроизводство. Всесословный суд не имел широкого распространения и прав.
В соответствии с Учреждением 1785 года на местах создавались приказы общественного призрения (первые специальные учреждения с социальными функциями) ряд должностей в новых органах управления передали в руки выборных дворян. Тем самым достигалось 2 цели: 1. выборные органы; 2. передача власти на местах дворянам.
Учреждение – один из важнейших документов этого периода правления императрицы. Для процветания торговли и предпринимательства императрица старалась ввести в жизнь принцип свободного предпринимательства, базирующихся на частной собственности. Были сделаны несколько шагов в этом направлении: 1760 год - ликвидация монополий в некоторых отраслях, упрощение порядка организации новых предприятий. 1775 год - льготы для купцов 1 гильдии, но одновременно увеличение имущественного ценза для записи в них. Это было сделано для стимулирования предпринимателей к более активной деятельности. А также открытие промышленных предприятий без разрешения. 1780 год – закрепление частной собственности за владельцами предприятий. Это благотворно повлияло на развитие предприятий, в особенности, легкой промышленности. Развитие же тяжелой промышленности было замедлено.
Использование крепостных крестьян в работе затормаживало развитие и увеличивало отставание от других западноевропейских стран.
По поводу внутренней политики Екатерины можно сказать, что, с одной стороны, она хотела освобождения крестьян, но, с другой, не препятствовала еще большему их закрепощению, даже ради экономической выгоды государства. Использование труда ссыльных прямо противоречило гуманности.
22 августа 1767 годы вышел указ, запрещающий подавать жалобы на помещиков крестьянами. Но он многими трактуется неверно. Это запрещение подавать жалобы самолично императору, а вообще жалобы можно было подавать в специальные учреждения.
Следующий этап – создание законодательства о сословиях. Это был важнейший замысел Екатерины. 21 апреля 1785 года она издала два обширных документа, которые принято называть Жалованными грамотами дворянству и городам.[8] Законодательное оформление всех прав и привилегий дворянства окончательно отделил его от других сословий, упрочив его господствующее положение, при признании монарха своей главой.
Понимая, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, Екатерина уделяла большое внимание проблеме образования. В ее стремлении к реорганизации образования сказалось также влияние философов-просветителей и идей Нового времени. Хотя 1763 год Екатериной была создана Комиссия по народному образованию, проект опять не нашел выхода в свет, как и многие другие.
Главным проводником политики Екатерины в области образования стал И.И. Бецкой, также получивший неплохое образование за границей (тоже в духе времени). Разработанное им «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» взяло свои истоки от известной европейской идеи Руссо о «воспитании новой породы людей». По замыслу автора в России следует создать сеть училищ, где дети бы воспитывались в изоляции от общества и дурных влияний. Но, естественно, это не удалось осуществить, потому что уже сами учителя были испорчены обществом.
Самое известное общественное заведение, созданное Бецким, - Смольный институт благородных девиц в Питере, ставший первым женским учебным заведением в России. Оно пользовалось покровительством императрицы. Также были организованы училище при Академии художеств, воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге, коммерческое училище и т.д. нужно добавить, что воспитательным домами, содержавшимися на пожертвования, зарождалась еще одна русская благотворительность и меценатство.
К концу 70-х годов отказавшись от идиллической идеи воспитания новых людей, Екатерина перешла к созданию всеобщей системы образования; двух классных училищ в уездах и 4-х классных в городах. К этому проекту Екатерина приступила в 1782 году, в нем участвовал специально приглашенный из Австрии известный педагог Ф.И., Янкович де Мириево.
В программы училищ были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранные языки. Специально для этих училищ Бецкий и Екатерина написали книгу «О должностях человека и гражданина», носившей просветительские идеи, их воззрения на понятия «добродетель», «душа», «обязанности» по отношению к Богу и обществу.
Этим была создана единая система образования с общей методикой преподавания. Но недостаток у этой реформы тоже был: народные бессословные учреждения, расположенные в городах, были недоступны для крестьян. Но по масштабам того времени реформа была грандиозна.
Информация о работе Просвещённый абсолютизм в Европе и в России