Проведение сравнительного анализа органов исполнительной власти Соединенного Королевства и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является:
- раскрытие понятия исполнительной власти;
- выделение основных функции и задачи исполнительной власти;
- указание органов, которыми осуществляется исполнительная власть при различных формах правления;
-проведение сравнительного анализа органов исполнительной власти Соединенного Королевства и США.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 2
Основная часть………………………………………………………….. 3
Заключение…………………………………………………………..….. 10
Список использованной литературы……………………………………11

Работа состоит из  1 файл

КПЗС.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

  1. Введение………………………………………………………………… 2
  2. Основная часть………………………………………………………….. 3
  3. Заключение…………………………………………………………..….. 10
  4. Список использованной литературы……………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, президенту. На деле во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях ее осуществляет правительство (совет, кабинет министров), по «совету» которого, а на деле по указанию, президент издает правовые акты. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.1

Для сравнения выбраны  страны с разными формами правления  парламентарная монархия и президентская республика, к примеру, к таким формам правления относятся Великобритания и США.

Целью данной контрольной  работы является:

- раскрытие  понятия исполнительной власти;

- выделение основных функции и задачи исполнительной власти;

- указание органов, которыми осуществляется исполнительная власть при различных формах правления;

-проведение сравнительного анализа органов исполнительной власти Соединенного Королевства и США.

 

 

 

 

 

Основная часть 

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Исполнительную власть осуществляет система государственных органов, на которую возложено исполнение конституции и законов, а также подавляющей части норм международных договоров  и национальных актов. Для выполнения этой задачи органы исполнительной власти наделяются не только распорядительными (административными), но и нормотворческими полномочиями.

В большинстве стран система  исполнительной власти возглавляется двумя высшими органами - главой государства и главой правительства, причем последний осуществляет главным образом текущие функции, тогда как первый - главным образом функцию верховного представительства государства2.

Согласно текстам многих конституций глава государства  либо не входит ни в какую ветвь  власти, либо входит и в законодательную, и в исполнительную, либо только в исполнительную. Так в США глава государства входит только в исполнительную власть, примером может служить раздел 1 статьи II: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки»3.

  Глава государства – это высший представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - обычно постоянно действующий орган парламента им избираемый. 

Роль монарха  в странах различна. Например, в  дуалистической и абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной царствует, но не правит. В президентской республике президент является главной государства и главной исполнительной власти. В парламентской республике полномочия президента как и полномочия монарха при парламентской монархии невелики. В мире существует значительное количество государств со смешанной формой правления. Юридически президент не является главной исполнительной власть, но он играет важную роль в формировании правительства.

Как высший представитель  государства внутри страны глава  государства имеет определенные полномочия в отношении парламента и правительства, а также судебной власти. К полномочиям главы государства относят: созыв парламентских сессий, официальное опубликование законов, право роспуска и право вето, формирование правительства или его формальное утверждение, право увольнять министров и направлять правительство в отставку, назначать судей, имеет право предоставления гражданства и политического убежища. Будучи высшим представителем государства вовне, имеет ряд важных полномочий в сфере его международных отношений. Он может без специального уполномочия заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация. Глава государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, сам аккредитует и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, подписывая соответствующие грамоты. Перечень всех прав может изменяться в зависимости от формы государственного строя и национальных обычаев.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т. е. административной) деятельностью в стране. В президентской республике это советники при президенте, в парламентарных и смешанных формах правления правительство  - это коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.

Выделяют два  способа формирования правительства:

- парламентский  (в парламентарных монархиях и  республиках) назначается глава правительства – лидер партии большинства - и по его совету остальные члены правительства;

- внепарламентский (в президентских и смешанных республиках, дуалистических монархиях). В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях правительство формируется главой государства без участия парламента.

 В смешанных  республиках используется как  парламентский, так и внепарламентский способ формирования правительства.  

В соответствии со статьей II Конституции США исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом США.

Требования к кандидату  в президенты США достаточно невелики. Согласно разделу 1 статьи 2 Конституции США, ни одно лицо, кроме гражданина Соединенных Штатов по рождению и гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее возраста тридцати пяти лет и не проживавшее в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах.

Президентом может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не мене 14 лет, обладающий избирательным правом. В поправке 12 Конституции США сказано, что Президент и вице-президент, избираемые одновременно не могут быть жителями одного штата. Согласно поправке 22 одно и то же не может быть Президентом более двух сроков подряд.

В Великобритании же глава государства занимает пост не путем выборов а по наследству. В Великобритании престолонаследие - кастильское: наследование престола предпочтительно по мужской линии, младший брат исключает старшую сестру, а при его отсутствии сына – старшей дочерью.

Великобритания принадлежит  к числу так называемых старых монархий, где конституционный статус монарха давно уже не обновлялся. И хотя монархи в этой стране осуществляют полномочия по указаниям правительств или их глав, возможны ситуации кризисные, в которых монархи могут использовать свои прерогативы и в дискреционном порядке. Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно4.

Британский монарх обладает значительными полномочиями, которые  в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные права. Установленные традицией, конституционными обычаями, иногда закрепленные судебным прецедентом. Монарх является составной частью парламента, но посещать его заседания он может лишь по специальному приглашению. Он открывает ежегодную сессию парламента, в  которой произносится программа действий на предстоящий год.

При монархе существует Тайный совет. В его состав входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы английской церкви, спикеры Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказа.

В отличии от  полномочий монарха Великобритании, Президент  США осуществляет исполнительную власть федерации самостоятельно.

Президент как глава исполнительной власти в соответствии с разделом 2 статьи 2 Конституции США может требовать от руководителя каждого исполнительного департамента письменного мнения по любому вопросу его компетенции. Данная формулировка позволяет заключить, что правительство как высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции отсутствует. Главы департаментов могут лишь высказывать президенту совё мнение по вопросам, отнесенным к их ведению, являясь как бы советниками президента. Все решения по вопросу своей компетенции принимаются им лично.

В Великобритании правительство  – это высший исполнительный орган  власти, возглавляющий государственную  администрацию и осуществляющий государственное управление. Основная масса законопроектов исходит от правительства. Правительство имеет очень широкий состав. Обычно это 75-80 министров, государственных министров, министров без портфеля, носителей традиционных должностей (лорд – хранитель печати и др.), младших министров, секретарей. Ранг министров имеет генеральный прокурор (он же – генеральный атторней) - юридический советник правительства, представитель в суде. Правительство может включать только членов парламента (в т.ч. палаты лордов)5.

Возглавляет Правительство  Премьер–министр. Он занимает должность  первого лорда Казначейства, контрассигнует акты королевы и может предложить ей распустить Палату общин. В Правительстве создана узкая коллегия, в состав которой входят наиболее влиятельные лица, возглавляющие важные службы и министерства, - Кабинет. Персональный состав этого органа  лично определяет Премьер-министр. Внутри кабинета Премьер - министром образуется узкая неформальная объединение членов Кабинета.

При Премьере–министре и  министров существует вспомогательные  органы: комитеты, комиссии, секретариаты и службы.

Первоначальной формой вспомогательного аппарата были различного рода комитеты и комиссии, которые создавались  при Правительстве. В Великобритании вспомогательный правительственный аппарат ярко выражен.

Английские  правительственные комитеты подразделяются на две группы:

- постоянные  комитеты - учреждаются Кабинетом  по наиболее важным вопросам и возглавляются ведущими министрами;

- временные  комитеты – создаются Кабинетом  помере надобности по самым  различным вопросам.6

Состав постоянных и временных комитетов определяется Премьер-министром. Все комитеты работают под руководством Кабинета, но каждый из них курирует определенную группу министерств.

В США Правительство  формируется преимущественно из членов партии, победившей на президентских выборах. Должности премьер-министров США в отличие от Великобритании нет, а роль главы правительства выполняет сам Президент.

Система органов  исполнительной власти включается следующие  звенья:

- кабинет, который  состоит из руководителей департаментов  именуемых министрами, он не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения оформляются актами Президента

- департаменты

- исполнительный  аппарат Президента 

- исполнительные  агентства напоминают министерства  их руководители назначаются президентом с одобрением Сената.

Начинать сравнение  государственного и политического  режима необходимо с их определения. Так политический режим представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти; государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. 

Сопоставляя государственный режим Великобритании и США можно сказать следующее, что Великобритания по форме правления Парламентская монархия, в США же Президентская республика. Что касается политического режима, то, в Великобритании он либерально-демократический, в США только демократический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Сравнительный анализ двух государств помог выявить различия в порядке формирования, полномочиях органов исполнительной власти в обеих странах. Изучив законодательство обоих государств, можно сделать вывод, что Великобритания является парламентской монархией. Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством, полномочия носят представительный характер. А США представляет собой президентскую республику, исполнительная власть осуществляется президентом. Главой США является Президент, которой обладает более широкими полномочиями в сфене исполнительной власти, нежели монарх Великобритании.  В отличие от Великобритании глава государства США является выборной должностью, тогда как в Великобритании власть передается по наследству.

Информация о работе Проведение сравнительного анализа органов исполнительной власти Соединенного Королевства и США