Владение земельным участком
рассматривалось как главная
гарантия выполнения гражданином
своих обязанностей перед полисом,
перед всем гражданским коллективом.
Своими земельными участками граждане
полисов владели как собственники с правом
полной хозяйственной самостоятельности
вплоть до продажи участка, однако возможности
продажи земли были ограничены. Полис
(коллектив граждан) имел право верховной
собственности на землю. Кроме частных
участков земли он распоряжался также
неподеленной, свободной землей, и это
укрепляло позиции полиса как политического
образования.
В общественном
владении находились определенные
категории земель; а право на
земельный участок в пределах полисной территории имели только граждане.
Этот «принцип исключительности» в отношении
собственности на землю только для граждан
полиса являлся фундаментальным принципом
античной гражданской общины.
Таким образом,
полис как коллектив
граждан являлся и верховным
собственником, и гарантом земельной собственности
отдельных граждан. Отсюда нередки случаи
общественного недовольства, когда среди
граждан раздавались требования перераспределения
земли.
Подобное отношение к
владению землей привело к складыванию
полисной политической системы, когда
политическими правами наделялись только
собственники земли. Такой принцип, когда
глава домохозяйства (ойкоса) имеет право
на участие в политической жизни (чего
не имели его взрослые сыновья) не мог
не препятствовать общественной жизни.
В обществе владение землей было доминирующей
тенденцией, так как это являло собой требование
социального престижа.
Описанные требования к
политической жизни реального
древнегреческого полиса привели
к тому, что все граждане являлись
равными соучастниками политической жизни.
Таким образом, полис был, с одной стороны,
суммой ойкосов, с другой – обладал сложной
организацией, в основе которой лежит
такая единица, как ойкос.
Тип полиса определяется
соответственно основному механизму
решения общеполисных проблем. Примером
раннедемократического полиса можно считать
общественное устройство Хиоса. Гражданскими
правами здесь было наделено все свободное
население. Всю свою внутреннюю жизнь
демократический полис регулировал посредством
законов, принимаемых с согласия и при
участии своего свободного населения.
Стимулируя частную инициативу, полис
закреплял вновь приобретенные земли
за своими гражданами. Полисная жизнь
разнообразилась вступлением во владение
новых эпойков и переделом участков. Земельная
собственность давала право голоса в городском
собрании. Кроме того, существовал еще
Совет (101 человек), куда избирались наиболее
достойные граждане полиса. Но, по мере
ослабления старых демократических связей
и концентрации имущества в руках отдельных
людей, демократическая форма правления
полиса приобретала все более явственные
олигархические черты4.
С точки зрения
государственного управления, греческий
полис имел республиканское устройство.
Верховная власть принадлежала
Народному собранию, которое состояло в принципе
из всех полноправных граждан. Народное
собрание управляло полисом совместно
с Советом и должностными лицами, избираемыми
на определенный срок (как правило, на
один год). Постоянного государственного
аппарата, за исключением штата технических
служащих, не существовало. Повторное
переизбрание на одну и ту же должность,
как правило, не допускалось. Должностные
лица после истечения срока их пребывания
в должности отчитывались перед Народным
собранием или его органами. Доминирующее
значение Народного собрания и Совета
воплощало главный принцип политического
мышления древних греков: право участия
в управлении всего гражданского коллектива.
Право на решение дел своего полиса, государственное
управление рассматривалось как одно
из важнейших прав гражданина.
В системе духовных ценностей полиса
сформировалось понятие гражданина как
свободной личности, располагающего совокупностью
неотъемлемых политических прав: активное
участие в государственном управлении,
хотя бы в форме обсуждения дел на Народном
собрании, право и обязанность защищать
свой полис от врага. Органической частью
нравственных ценностей гражданина полиса
стало глубокое чувство патриотизма по
отношению к своему полису. Грек был полноправным
гражданином лишь в своем маленьком государстве.
Стоило ему переехать в соседний город
— и он превращался в бесправного метека.
Вот почему греки дорожили именно своим
полисом. Их маленький город-государство
был тем миром, в котором грек в наиболее
полной мере ощущал свою свободу, свое
благосостояние, свою собственную личность.
Большое значение
в политическом развитии Греции
в VII-VI вв. до н.э. оттеснении родовой знати от власти в целом
ряде полисов и укреплении положения торгово-ремесленной
верхушки имела деятельность так называемых
тиранов. Захватившие власть тираны проводили
политику, направленную против господства
старой родовой аристократии. Тираны поддерживали
торгово-ремесленные круги и мелких земледельцев.
Однако тирания в Греции была кратковременным
явлением. Вскоре правление тиранов стало
носить деспотический характер. Население
перестало их поддерживать, и тираны были
изгнаны или погибли в борьбе. В целом
тирания сыграла важную роль в борьбе
с родовой знатью, расчистила дорогу для
утверждения полисного строя, подготовила
условия для укрепления торгово-ремесленных
слоев и повышения их роли в обществе и
управлении.
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА В ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ
2.1 Афинская
демократия и олигархия в Спарте
На протяжении
всего своего существования Древняя
Греция не знала единой централизованной
власти, хотя попытки установить
ее были. Относительно устойчивые
и крупные объединения полисов возникли во время войн с
Персией. Их возглавили два самых могущественных
полиса – Афины и Спарта и каждый из них
развивался особым путем. Под знаком
антагонизма этих двух полисов развертывалась
вся последующая история государственности
Древней Греции. Соперничество этих двух
полисов привело к многолетним гражданским
войнам.
Общим у этих
двух государств было существовании
так называемой демократии для
избранных, так как в этих
государствах демократия существовала
при наличии рабовладельческой формы общественного устройства. Вместе
с тем существовали определенные различия.
Спартанскую демократию, говоря современным
языком, можно назвать аристократической
демократией, правлением верхушки общества,
тогда как в Афинах
сложилась форма правления
наиболее близкая к современным
демократическим государствам.
История Афин
в архаическую эпоху – это
история становления демократического
полиса. Афины были главным городом
Аттики. Население постепенно объединялось
вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми,
но земледелием можно было заниматься
лишь в небольших и немногочисленных долинах.
Главным источником силы и богатства этого
полиса были торговля и кораблестроение.
Афиняне активно вели торговлю с колониями,
перепродавали полученные товары другим
полисам.
Рождение полисного
строя в Аттике проходило через
постепенную трансформацию родовых
учреждений путем внутреннего
развития. Этот процесс завершился
возникновением самой развитой
социально-политической формы греческого полиса, афинской демократии с относительно
сплоченным гражданским коллективом.
Первым шагом
к созданию афинской демократии
были реформы Солона. Окончательно
афинская демократия сложилась
к середине V в. до н.э., когда Клисфен усовершенствовал
законы Солона: отныне все граждане, независимо
от своего имущественного положения, обладали
равными политическими правами. Была изменена
система территориального деления. Кроме
граждан, в афинском обществе были метеки,
многочисленные рабы. Однако афинская
полисная система опиралась на гражданина
и была создана, прежде всего, для афинского
гражданина. Полноправным афинским гражданином
мог быть житель Аттики, оба родителя которого
имели гражданские права. Идеалом афинского
полноправного гражданина был свободный
человек, имеющий земельный участок и
обладающий известным достатком, физически
развитый человек, получивший определенное
воспитание.
Народное собрание
стало верховным органом власти
и получило широкие полномочия:
принимало законы, решало вопросы
о войне и мире, заключало или расторгало договоры
с другими полисами. Большую роль в системе
государственных органов имел Совет 500
и Совет Ареопага. Городское управление
осуществлялось с помощью выборных магистратур:
коллегии архонтов и стратегов. Одним
их важнейших органов афинской демократии
был Суд присяжных – гелиея. В Афинах,
как и в любом другом демократическом
полисе, опасались чрезмерного усиления
власти отдельного магистрата. Соответственно
подчеркивалась основополагающая роль
таких принципов организации управления
в Афинах, как коллегиальность, выборность
(в большинстве случаев путем жеребьевки),
подотчетность Совету и Народному собранию,
кратковременность нахождения в должности
(обычно, как правило, в течение года).
Афинская держава
в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную
силу: в нее входило около 250 полисов.
Древнегреческая,
в частности афинская, демократия
представляла собой выдающееся
явление в истории человечества.
Спарта располагалась
на юге Пелопоннесского полуострова.
Жизнь полиса протекала в непрерывных войнах
с соседскими общинами. Спартанцы захватывали
их земли, скот, а население превращали
в рабов-илотов. Сами спартанцы были только
воинами. Никто из них не занимался производительным
трудом. В результате Спарта оставалась
земледельческим полисом с замкнутой
экономикой, в котором не могли развиться
товарно-денежные отношения.
В Спарте сохранялись
элементы жизни архаической родовой
общины. В полисе не допускалась
частная собственность на землю.
В полисе господствовал принцип уравнительности, что было гордостью
спартанцев, называвших себя «общиной
равных».
Существовали
три основных класса-сословия
спартанского общества: полноправные
граждане – спартиаты, порабощенные
илоты и свободные, но неполноправные
периэки. Каждый спартиат имел земельный надел (клер), с
прикрепленными к нему рабами - илотами.
Формально спартиаты были равны: они носили
одинаковою одежду, вооружение. Для поддержания
единства организовывались общественные
трапезы - сисситии. Также поддержанию
единства способствовали правила против
роскоши и правила, запрещающие торговлю.
Однако эти ограничения не могли предотвратить
имущественной
дифференциации, подрывающей единство
и "равенство" спартиатов. Поскольку
земельные наделы наследовались только
старшими сыновьями, остальные могли получить
лишь выморочные наделы.
Целям военизированного
государства соответствовал и
государственный строй Спарты. Для полисного устройства Спарты были
характерны ярко выраженные олигархические
черты. Высшим органом государственной
власти в Спарте считалось Народное собрание,
именовавшееся апеллой. В отличие от афинской
экклесии участниками спартанской апеллы
могли стать только граждане, достигшие
30-летнего возраста. Народное собрание
в Спарте созывалось нерегулярно. Хотя
оно и считалось формально высшим органом,
но не имело большого влияния на политическую
жизнь. Никакое частное лицо не имело права
вынести на Народное собрание те или иные
предложения. Участники апеллы соглашались
или отвергали законопроекты, но не обсуждали
их. Апелла не спорила, не обсуждала, а
только голосовала. Все законопроекты
исходили от членов геруссии или эфоров.
Важная роль
в государственном управлении
принадлежала Совету геронтов - геруссии.
Геронтами становились пожизненно
представители спартанской аристократии старше 60 лет. Помимо 28 геронтов
членами геруссии являлись два спартанских
царя. Власть царей была сильно ограничена
законом. В своей деятельности геруссия
не была подконтрольна ни апелле, ни какому-либо
другому органу. Более того, Совет геронтов
мог кассировать решение апеллы, считая
его неприемлемым. Обладая широчайшими
полномочиями, геруссия включала в круг
своего ведения руководство всеми делами,
в том числе принимая решения по военным,
финансовым, судебным вопросам. Перед
геронтами отчитывались всесильные эфоры
по истечении срока своих полномочий.
Спартанским законодателем
Ликургом были проведены социальные
реформы, в результате которых
изменился весь облик спартанского
государства, превратив его в
единый военный лагерь, все обитатели
которого были подчинены строгой дисциплине.
Неизменность
строя и архаичность обычаев
поддерживались и за счет строгой
изоляции от других государств.
Спартанцы пытались распространить
свое влияние и на другие
греческие государства, в том
числе и на Афины. Однако великодержавные претензии Спарты
опирались лишь на ее военное могущество.
В экономическом и культурном отношении
она сильно отставала от других греческих
государств.
- Кризис полиса
IV в. – период распада полиса.
Все греческие общины вышли из Пелопонесской
войны ослабевшими и разоренными. В экономически
развитых частях Греции невозможность
территориальных захватов приводит к
интенсификации производства, рабский
труд все более вытесняет свободных ремесленников,
денежное хозяйство проникает глубоко
в деревню, обнищание мелких собственников
достигает небывалых размеров, захватывая
и экономически более отсталые области.
Поэтому наряду с постоянными мелкими
войнами в IV в. почти всюду происходит
борьба между беднотой и богатыми слоями
населения. Большая часть греческих общин
прибегает к помощи наемных войск.
«Наемничество, распространение, которого
было прямым следствием развивающегося
кризиса полиса, в свою очередь являлось
фактором, усугублявшим этот кризис»5.