Раможенная политика России и её экономическая эффективность 1877-1914 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:23, монография

Описание

В данной монографии автор поставил своей целью проанализировать таможенную политику Российского государства в последней четверти XIX- начале XX века по двум направлениям – протекционизму и фритрейдерству. Эти два направления по-разному влияли на социально-экономическое развитие страны.

Работа состоит из  1 файл

itd_i_tp_sdannaya_retsenzia.docx

— 32.65 Кб (Скачать документ)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

 

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕЦЕНЗИЯ 

НА МОНОГРАФИЮ В. Н. КРИХУНОВА

«ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 1877-1914 гг.»

 

по дисциплине: «История таможенного дела и таможенной политики России»

 

 

Выполнила:

студентка группы № 1117

факультета таможенного  дела

Хрунова А.Л.

 

Научный руководитель:

Соломеин А.Ю.

кандидат исторических наук, доцент

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Монография «Таможенная  политика России и её экономическая  эффективность 1877-1914 гг.» написана В. Н. Крихуновым, издана в 1999 году в Московском издательстве «Русина».

В данной монографии автор  поставил своей целью проанализировать таможенную политику Российского государства  в последней четверти XIX- начале XX века по двум направлениям – протекционизму и фритрейдерству. Эти два направления по-разному влияли на социально-экономическое развитие страны.

Другая цель - выявить опыт и уроки поляризации и борьбы этих направлений, показать их влияние на формирования характера и направленность таможенной политики.

Автор, при исследовании таможенной политики России в последней  четверти XIX - начале XX века положил в основу анализ взглядов последователей протекционизма и фритрейдерства на характер и направленность таможенной политики; обобщил опыт и уроки этой борьбы; дал историко-политическую оценку сущности и содержания таможенного покровительства.

Монография была написана на основе глубокого изучения первоисточников; связанных с теорией и методологией проблемы; документами государственных  органов; сборниками документов, справочными  обзорами; архивными документами и материалами; мемуарной  литературы; периодических изданий; монографий, брошюр, статей.

Данное исследование, его результаты, предложения и рекомендации, написанные в монографии могут быть использованы при реализации Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года.

Значение работы заключается  в прямой связи её целей и результатов  с потребностями учёта и использования  исторического опыта и уроков таможенного дела, таможенной политики России в современных условиях и необходимостью формирования позитивного общественного мнения о деятельности таможенных органов и методах воздействия на социально-экономическую эффективность в стране. 

Монография состоит из введения, 9 глав, заключения, приложения и списка литературы.

Во введении автор объясняет  свой интерес к выбранному исследованию, связанный с развитием рыночной экономики в России. Он пишет о том, что научное и практическое значение приобрела проблема: востребовать отечественный опыт и многосторонне рассмотреть традиции разработки и осуществления таможенной политики. Автор приводит обстоятельства обуславливающие актуальность темы исследования. Широко представленную литературу рассматривает по двум периодам: первый – последняя четверть ХIХ в. И до 1917 г.; второй – советский (1917-1990-е гг.). Автор показал, какие решались задачи в связи с реализацией поставленных целей. Выводы своей работы автор представил на научно-практических конференциях, семинарах, Менделеевских чтениях, проведенных в РТА.

В первой главе «Идеи таможенного покровительства отечественной экономики» автор раскрывает необходимость политики протекционизма для развития национальной промышленности и насыщения рынка страны отечественными товарами. Всестороннее обоснование целесообразности выбора протекционистской таможенной политики отображено в трудах   Д. И. Менделеева, который руководствовался принципом «соображения о благе государства». Д. И. Менделеев доказал, что протекционизм ведет к высоким таможенным пошлинам лишь на такие товары, которые пользуются спросом в стране, производятся и представляют возможность внутренней конкуренции и такого роста, при котором излишки могут сбываться в другие страны. Д. И. Менделеев руководил Комитетом по разработке нового таможенного тарифа в 1890-1891 гг. Тариф носил строго покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, т.е. содержал покровительственные ставки, как на сырье, так и на готовую продукцию. Тариф положил начало новому подходу к таможенной политики. И актуальность идей протекционизма имеет значение для экономического развития современной России в период перехода к рыночной экономики. В анализе главы сказано о том, что введение протекционизма обеспечивает решение ряда задач: надежную защиту внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и от недобросовестной иностранной конкуренции; защиту экономической безопасности страны; создание здоровой конкурирующей среды, стимулирующей отечественных производителей, что актуально даже в наше время.

Во второй главе «Взгляды на политику свободной торговле» посвящена анализу взглядов сторонников свободной торговли, представителями которых были торгово-финансовые круги - помещики, крупные торговцы зерном, которые не учитывали ни международного опыта, ни объективных условий, сложившихся в России. Автор проанализировал экономическую ситуацию того времени, мнения: Я. А. Новикова, который считал, что для России приемлема только свободная торговля, Н. М. Геренштейна, который критически оценивал характер протекционизма,

Р. Сементковского, который вопрос о свободе торговли рассматривал с учётом соотношения различных отраслей народного хозяйства, Бирюковича, который считал, что протекционизм вреден сельскому хозяйству, т.к. отвлекает капиталы от земледелия в промышленность, которая даёт более высокий доход. И. Колесов был уверен, что свободная торговля возбуждает внутреннюю и внешнюю конкуренцию, способствует ни только повышению количества выпускаемых изделий, но и их качеству, чего не дает покровительственная система. Выводы по данной главе показали, что принцип свободной торговли возможен лишь при условии, если страна строит свои торговые отношения с другими странами на основе высокоразвитой экономики; производители товаров не боятся конкуренции и способны обеспечить свою экономическую независимость. Разработка тарифа таможенной политики исходила не только из экономической целесообразности, но и политической конъюнктуры. В 1890-е гг. при формировании тарифа льготные условия, фритредерские получили государства средней Азии и Китай.

В следующей главе «Торговые  и таможенные договоры России с иностранными государствами» автор проводит анализ заключенных Россией торговых договоров  в аспекте исследования исторического  опыта и уроков борьбы последователей протекционизма и фритредерства. Вводились  дифференцированные таможенные тарифы для стран, пользующихся правами  наибольшего благоприятствования. Соседним державам в целях облегчения торгового обмена в пограничной полосе шириной до 15 км предоставлялись льготы. К концу XIX века сложилась система торговых договоров в России, основанных на принципе наибольшего благоприятствования в торговле и мореплавании с 13 государствами. Автор проанализировал таможенные договоры России с иностранными государствами с точки зрения политических причин, отношений в области промышленности, финансов, товарообмена. К началу 1890-х гг. таможенная политика изменила свой курс фритрейдерства на протекционизм.

Четвертая глава «Поиски путей подъёма экономики Российского государства» посвящена анализу таможенно-тарифной политики, направленной на защиту интересов национальной экономики и повышения доходов страны. В тарифе 1868 года государство покровительствовало развитию фабричной и заводской промышленности, высокими таможенными пошлинами на импортируемую продукцию, но и облегчение ввоза необходимых для фабрик сырья, полуфабрикатов, машин и орудий, которые были обложены очень умеренными таможенными пошлинами или пропускались беспошлинно. Были повышены тарифы на продукцию металлургической промышленности, что привело к охлаждению русско- германских отношений. С 1887 года Министерство финансов приступило к пересмотру таможенно-тарифной политики. К работе были привлечены экономисты, финансисты и таможенники. Выяснялись пожелания фабрикантов и заводчиков. Реформа проводилась с целью усиления покровительства отечественной промышленности и создания благоприятного торгового баланса. В главе показан ряд мер для улучшения организации российской внешней торговли. Всероссийский торгово-промышленный съезд 1882 года высказал предложение по усовершенствованию организации российской внешней торговли. Сочетание протекционизма, защитником которого был Д. И. Менделеев и иностранных инвестиций для развития производительных сил страны, предложенных С. Ю. Витте получило в последующие несколько лет основной принцип торгово-промышленной политики. 13 января 1903 года в России был введен в действие новый таможенный тариф, который отличался повышенными ставками и возможностью уступок по торговым договорам.

В главе «Переход России к таможенному протекционизму»  автор проанализировал экономическую ситуацию в стране. В 1879 году была создана Комиссия для пересмотра таможенных пошлин в связи с заключением об отсутствии собственного металлургического производства целесообразен беспошлинный ввоз металла, чугуна. Деятельность Комиссии подверглась критике и в 1880 году съезд чугунно-плавильных и рельсо-прокатных заводчиков высказал пожелание «о немедленном введении таможенной защиты отечественной металлургической промышленности и скорейшей отмене беспошлинного ввоза импортных товаров». Торгово-промышленный съезд под председательством Д. И. Менделеева принял резолюцию: повышение пошлины на импортируемый чугун; сохранение заводом, работавшем на иностранном чугуне льгот по импорту чугуна на три года; предоставление вновь создающимся заводам дешевого и долгострочного кредита по средствам учреждения промышленных банков при поддержке правительства. Пересмотр тарифной политики, ориентированной на развитие национальной металлургии, изменил соотношение между производством и импортом металлургической продукции. В связи с развитием всех отраслей промышленности, важным условием подъема экономики страны и развитие внешней и внутренней торговли стало развитие железо-дорожного строительства. В стране к середине 1870х гг. созданы крупные паровозостроительные предприятия, производившие паровозы, вагоны и различное железо-дорожное оборудование. В  таблице 5.4 «Динамика развития железнодорожной сети с 1895 по 1903 г. » показано как изменялось длина железных дорог в верстах и где их строили. Необходимость железнодорожного строительства диктовалась задачами политического и стратегического характера - приобщением окраин к экономической и культурной жизни страны, а так же переселенческой политики.

Быстрый рост экономики России поставил перед правительством ряд  задач, важнейшая из которых- сбор налогов  для пополнения бюджета. «Развитие  законодательства по торгово-промышленному  налогообложению » в шестой главе автор проанализировал рост налогов в России в 1877-1897 гг. Подъем промышленности привел к торгово-промышленному налоговому обложению, что было напряженным и оплачивалось не производителем, а потребителем товара. Правительство изыскивало новые источники поступления налогов. В 1882 году был разработан законопроект, предусматривавший, в частности обложение чистой прибыли всех крупных торговых и промышленных предприятий в размере 3%.  Автор анализировал закон. Налоговые реформы 1880х гг. явились составной частью будущего подоходного налога.  В системе налогообложения были существенные недостатки, связанные со сложностью исчисления налога, преобладания формальных критериев подсчёта, а иногда и вообще отсутствие чётких норм закона. Налог почти не давал приращения доходов казны при увеличении доходности предприятий. Парадокс состоял в том, что чем меньше заведений принадлежало владельцу, тем большую сумму пошлин он уплачивал за каждое из них.

С 1882 года Министерство финансов пытается совершенствовать налоговую  систему. Объектом налогообложения  становится не предприниматель, а предприятие.

Переход к новой системе  обложения означал крупный шаг  вперёд как в смысле большей уравнительности  и пропорциональности обложения, так  и увеличение государственного дохода. С реорганизацией системы налогообложения  промышленности и торговли в 1898 году произошёл пересмотр основных прав купечества. Произошло разделение единых купеческих свидетельств на промысловые  и гильдейские.

Важной задачей Министерство финансов считало модернизацию торгового  законодательства, в первую очередь  законов, определявших порядок акционерского учредительства и деятельности бирж. Отставало от практики и биржевое законодательство, биржи в России не являлись средоточием всех торговых операций, в результате важнейшая функция биржи - правильное ценообразование не реализовывалось в полной мере.

В мае 1900 года фондовые операции были подчинены жесткому контролю со стороны министерства финансов. Несмотря на то, что Министерство финансов принимает меры по совершенствованию налоговой системы, ведёт подготовку общей реформы торгово-промышленного обложения, его предложения так и не были реализованы.     Уставы, правила акционерных обществ не соответствовали законодательствам, что приводило к злоупотреблениям, отставало от практики и биржевое законодательство. Негативные факторы влияли на финансовую систему страны и на государственную экономику в целом.

В следующей главе «Таможенные  доходы в период промышленного подъёма  России» автор рассмотрел формирование таможенных доходов и то, какое  влияние они оказали на промышленный подъём в России, какое место они  занимали в общих доходах государства. Как показывает анализ, таможенный доход за 30 лет (1883-1913гг) возрос в среднем в три раза и одновременно налоговый доход - в три раза. Таможенный доход по отношению к объёму государственного дохода уменьшился. Это объясняется тем, что на завершающем этапе промышленного преобразования в России развивается хозяйственно- предпринимательская деятельность, растёт сеть железных дорог, проводятся важные финансовые операции. Здесь сработал механизм охранительной системы: рост доходов государства от продуманного таможенно-тарифного курса, т.е. на лицо конкретные результаты протекционистской политики.

Автор показал, как проводились таможенно-тарифные мероприятия, приносившие государству таможенный доход по 5 периодам. В. Н. Крихунов отметил, что крупный рост промышленного подъёма 90х гг. связан с введением протекционистских таможенных тарифов.

Информация о работе Раможенная политика России и её экономическая эффективность 1877-1914 гг