Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:36, контрольная работа
Таким образом, первые государства эпохи феодализма, в рамках которых шли процессы формирования классов и сословий феодального общества, складывались его основные государственные и правовые институты, имели форму раннефеодальной монархии.
Введение.
1. Раннефеодальная монархия в Англии.
Заключение.
Роль высшего государственного органа стал играть т.н. уитенагемот («совет мудрых») – наименование, которое не употреблялось ни в документах, изданных этим органом, ни в королевских хартиях; это наименование было впервые использовано и тем самым введено в историю автором англосаксонской летописи XI века. В состав уитенагемота входил сам король и некоторые члены его семьи (например, жена и сыновья), представители высшего духовенства, наиболее могущественные земельные собственники, в т.ч. «королевские тэны» - прямые вассалы короля, державшие его земли. На заседания уитенагемота приглашались также короли Шотландии и Уэльса и выборные представители от города Лондона. Общее число членов уитенагемота колебалось от 30 до 100 человек. В целом, это было аристократическое собрание, в котором прениями руководили духовные лица. Созывался уитенагемот регулярно, не реже одного раза в год, обычно в дни празднеств Пасхи, Троицы или Рождества. Все важнейшие государственные решения король принимал «с совета и согласия» уитенагемота; даже королевские грамоты о пожалованиях земли скреплялись подписями членов названного совета. На заседаниях этого органа происходило избрание и низложение королей, назначение высших должностных лиц, а иногда и епископов, издание новых и отмена старых законов, решение вопросов войны и мира, набора армии и строительства флота. Совет был правомочен рассматривать важнейшие судебные дела; в него можно было принести апелляцию на решения судов графств. Наконец, совет мог заниматься решением чисто канонических, конфессиональных проблем, поскольку церковь и государство были практически неразделимы. Между королем и членами уитенагемота могли возникать разногласия, однако не было ни одного случая принятия советом какого-либо решения вопреки королевской воле.
Местное управление продолжало строиться на традиционных принципах самоуправления. Наиболее крупными единицами являлись графства, представлявшие собою либо территорию первоначального поселения племени, либо вновь учрежденный судебно-административный округ. В середине X в. общее количество графств составляло 32. Деление на графства было произведено с учетом потребностей обороны страны от внешней опасности. Центрами графств были определены, как правило, укрепленные города, в которых в случае военной опасности могло укрываться население графства. Главой графства являлся элдормен – должность, которая вела свое происхождение из института племенных вождей и назначение на которую король осуществлял с согласия уитенагемота. Элдормен собирал ополчение округа и командовал им, следил за поддержанием общественного порядка в округе, участвовал в заседаниях королевского совета. По мере укрепления королевской власти элдормен стал постепенно терять свои полномочия в пользу королевского шерифа, который являлся довольно близкой аналогией франкскому графу: он заведовал королевскими имениями в графстве, отвечал за своевременное поступление в казну налогов и пошлин, осуществлял судебные и полицейские функции. Два раза в год под председательством элдормена (а позже шерифа) происходили собрания, в которых участвовала светская и духовная знать графства, а также представители свободного населения общин (священник, староста и 4 крестьянина от каждой общины). Собрания были призваны обсуждать местные дела, заслушивать и принимать к сведению королевские распоряжения, производить раскладку налогов, контролировать созыв ополчения, осуществлять суд по уголовным преступлениям и гражданским правонарушениям [2, с. 202].
Графства делились на более мелкие судебно-административные единицы – сотни; число сотен в одном графстве колебалось от 4 (на севере страны) до 64 (в южных регионах). Примерно раз в месяц в сотнях созывались собрания, на которых были представлены сотенный старшина и крупные землевладельцы данной местности, а также по 6 представителей от каждой из сельских общин. Для данных лиц посещение собраний было обязательным, и за неявку виновные подвергались штрафу. Наряду с судебными делами сотенные собрания занимались раскладкой фискальных повинностей, оформляли различные юридические акты, в том числе связанные с отношениями собственности. С укреплением центральной и местной королевской администрации роль сотенных собраний постепенно падала. Сами собрания теряли свой демократический характер, поскольку главную роль в них стала брать на себя особая коллегия из двенадцати лиц (т.н. «старших тэнов») [1, с. 150].
Свое самоуправление имели и низшие звенья англосаксонской административной системы – общины. Здесь действовали сельские сходы (галимоты), решавшие вопросы повседневной хозяйственной жизни (организация севооборота, порядок выпаса скота и др.). Кроме того, здесь могли рассматриваться мелкие проступки и присуждаться штрафы за них, разбирались гражданские тяжбы, приводились в исполнение решения высших инстанций. Во главе общины стоял избранный на общем сходе сельский староста (герефа) [3, с. 287].
Процесс феодализации нашел отражение в сборниках англосаксонских правовых обычаев, важнейшими из которых был: 1) Правда Этельберга, 2) Правда Инэ, 3) Судебник Альфреда, 4) Законы Аттельстана, 5) Законы Кнута [1, с. 150].
Заключение
Таким образом, развитие и общественного, и государственного строя раннефеодальной Англии в основных своих чертах не имело принципиальных отличий от аналогичных процессов, разворачивавшихся в раннефеодальной монархии франков. Возможно, что англосаксонскую государственную систему ожидала та же участь, которая постигла империю Карла Великого, когда на смену государственному единству пришел политический партикуляризм. Однако произошедшее во второй половине XI века нормандское завоевание Англии внесло радикальные коррективы в систему сложившихся к тому времени общественных отношений и предопределило особый путь всего последующего развития английской государственности.
Список использованных источников
1. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И.Батыра. – М.: «Былина», 1996. – 416 с.
2. Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 624 с.
3. Кучма, В. В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях / В.В. Кучма. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 548 с.
4. Стадуб, И. Д. История государства и права зарубежных стран / И.Д. Стадуб. – Минск: НО ООО БИП-С, 2003. – 345 с.
5. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.