Раннефеодальная монархия в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание

Таким образом, первые государства эпохи феодализма, в рамках которых шли процессы формирования классов и сословий феодального общества, складывались его основные государственные и правовые институты, имели форму раннефеодальной монархии.

Содержание

Введение.



1. Раннефеодальная монархия в Англии.



Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по ИГПЗС 2011.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Роль высшего государственного органа стал играть т.н. уитенагемот («совет мудрых») – наименование, которое не употреблялось ни в документах, изданных этим органом, ни в королевских хартиях; это наименование было впервые исполь­зовано и тем самым введено в историю автором англосаксонской летописи XI века. В состав уитенагемота входил сам король и некоторые члены его семьи (например, жена и сыновья), представители высшего духовенства, наиболее могуществен­ные земельные собственники, в т.ч. «королевские тэны» - прямые вассалы короля, державшие его земли. На заседания уитенагемота приглашались также короли Шотландии и Уэль­са и выборные представители от города Лондона. Общее число членов уитенагемота колебалось от 30 до 100 человек. В целом, это было аристократическое собрание, в котором прениями руководили духовные лица. Созывался уитенагемот регулярно, не реже одного раза в год, обычно в дни празднеств Пасхи, Троицы или Рождества. Все важнейшие государственные реше­ния король принимал «с совета и согласия» уитенагемота; даже королевские грамоты о пожалованиях земли скреплялись под­писями членов названного совета. На заседаниях этого органа происходило избрание и низложение королей, назначение выс­ших должностных лиц, а иногда и епископов, издание новых и отмена старых законов, решение вопросов войны и мира, на­бора армии и строительства флота. Совет был правомочен рас­сматривать важнейшие судебные дела; в него можно было при­нести апелляцию на решения судов графств. Наконец, совет мог заниматься решением чисто канонических, конфессиональ­ных проблем, поскольку церковь и государство были практи­чески неразделимы. Между королем и членами уитенагемота могли возникать разногласия, однако не было ни одного слу­чая принятия советом какого-либо решения вопреки королев­ской воле.

Местное управление продолжало строиться на традицион­ных принципах самоуправления. Наиболее крупными единица­ми являлись графства, представлявшие собою либо террито­рию первоначального поселения племени, либо вновь учреж­денный судебно-административный округ. В середине X в. об­щее количество графств составляло 32. Деление на графства было произведено с учетом потребностей обороны страны от внешней опасности. Центрами графств были определены, как пра­вило, укрепленные города, в которых в случае военной опас­ности могло укрываться население графства. Главой графства являлся элдормен – должность, которая вела свое происхождение из института племенных вождей и назначение на которую король осуществлял с согласия уитенагемота. Элдормен соби­рал ополчение округа и командовал им, следил за поддержа­нием общественного порядка в округе, участвовал в заседани­ях королевского совета. По мере укрепления королевской влас­ти элдормен стал постепенно терять свои полномочия в пользу королевского шерифа, который являлся довольно близкой ана­логией франкскому графу: он заведовал королевскими имени­ями в графстве, отвечал за своевременное поступление в казну налогов и пошлин, осуществлял судебные и полицейские фун­кции. Два раза в год под председательством элдормена (а позже шерифа) происходили собрания, в которых участвовала светс­кая и духовная знать графства, а также представители свобод­ного населения общин (священник, староста и 4 крестьянина от каждой общины). Собрания были призваны обсуждать мест­ные дела, заслушивать и принимать к сведению королевские распоряжения, производить раскладку налогов, контролиро­вать созыв ополчения, осуществлять суд по уголовным пре­ступлениям и гражданским правонарушениям [2, с. 202].

Графства делились на более мелкие судебно-административные              единицы – сотни; число сотен в одном графстве коле­балось от 4 (на севере страны) до 64 (в южных регионах). При­мерно раз в месяц в сотнях созывались собрания, на которых были представлены сотенный старшина и крупные землевла­дельцы данной местности, а также по 6 представителей от каж­дой из сельских общин. Для данных лиц посещение собраний было обязательным, и за неявку виновные подвергались штра­фу. Наряду с судебными делами сотенные собрания занима­лись раскладкой фискальных повинностей, оформляли различные юридические акты, в том числе связанные с отношения­ми собственности. С укреплением центральной и местной ко­ролевской администрации роль сотенных собраний постепен­но падала. Сами собрания теряли свой демократический харак­тер, поскольку главную роль в них стала брать на себя особая коллегия из двенадцати лиц (т.н. «старших тэнов») [1, с. 150].

Свое самоуправление имели и низшие звенья англосак­сонской административной системы – общины. Здесь действо­вали сельские сходы (галимоты), решавшие вопросы повсед­невной хозяйственной жизни (организация севооборота, по­рядок выпаса скота и др.). Кроме того, здесь могли рассматри­ваться мелкие проступки и присуждаться штрафы за них, разбирались гражданские тяжбы, приводились в исполнение ре­шения высших инстанций. Во главе общины стоял избранный на общем сходе сельский староста (герефа) [3, с. 287].

Процесс феодализации нашел отражение в сборниках англосаксонских правовых обычаев, важнейшими из которых был: 1) Правда Этельберга, 2) Правда Инэ, 3) Судебник Альфреда, 4) Законы Аттельстана, 5) Законы Кнута [1, с. 150].

 

 

 

 

 


Заключение

 

 

Таким образом, развитие и общественного, и государ­ственного строя раннефеодальной Англии в основных своих чертах не имело принципиальных отличий от аналогичных про­цессов, разворачивавшихся в раннефеодальной монархии фран­ков. Возможно, что англосаксонскую государственную систему ожидала та же участь, которая постигла империю Карла Вели­кого, когда на смену государственному единству пришел по­литический партикуляризм. Однако произошедшее во второй половине XI века нормандское завоевание Англии внесло ра­дикальные коррективы в систему сложившихся к тому времени общественных отношений и предопределило особый путь всего последующего развития английской государственности.

 

 

 


Список использованных источников

 

 

1.       Всеобщая история государства и права. Под редакцией К.И.Батыра. – М.: «Былина», 1996. – 416 с.

2.       Ильинский, Н. И. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Ильинский. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 624 с.

3.       Кучма, В. В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях / В.В. Кучма. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 548 с.

4.       Стадуб, И. Д. История государства и права зарубежных стран /                            И.Д. Стадуб. – Минск: НО ООО БИП-С, 2003. – 345 с.

5.       Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права /                       З.М. Черниловский. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.

 



Информация о работе Раннефеодальная монархия в Англии