Расцвет древнерусского государства. Принятие христианства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:15, контрольная работа

Описание

Историческое значение принятия христианства на Руси

Содержание

Первые христиане на Руси 3
2. Междоусобица 6
3. Крещение Князя 8
4. Крещение Руси 10
5. Рассвет Древнерусского государства 13
6. Значение Крещения Руси 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

    Во  всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город, Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

    Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

    Куда  большее сопротивление оказали  жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного  в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

    Другой  причиной сопротивления ростовчан  и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции, и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности.

    В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

    Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом.

    Одной из проблем после формального (насильственного) крещения, было просвещение подданных  в христианском духе. Эту задачу выполняли священники-иностранцы, в  основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX веке приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха в своих решениях, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси.

    Не  доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.

    Владимир  столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; Раздача питания неимущим.Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

 

     Расцвет государства  Киевская Русь.

    В княжение Владимира Святославича к  Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля  вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более  действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным.

    Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией.

    Принятие  христианства уровняло Киевскую Русь с соседними государствами. Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.

    Прослеживается  влияние христианства и на политическую структуру Древнерусского государства. Но именно здесь отчетливо проявились противоречия между мероприятиями  киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе.

    Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

    Один  из сыновей Владимира, Святополк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.

    Занимавший  престол в Новгороде Ярослав  Владимирович понимал, что опасность  угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер.

    Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054годах). В 1024г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом.

    После смерти Мстислава в 1035г. Ярослав  стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава — это время  расцвета Киевской Руси, ставшей одним  из сильнейших государств Европы. Самые  могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.

 

     Значение Крещения Руси

    Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

    1)Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства.

    2)Создание  условий для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

    3)Русь  была признана как христианское  государство, что определило более  высокий уровень отношений с  европейскими странами и народами.

    Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи). Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство развалилось.

    Приобщение  к тысячелетней христианской истории  ставило перед русским обществом  новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

     Список литературы

1.

Информация о работе Расцвет древнерусского государства. Принятие христианства на Руси