Расцвет Средневековья на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:03, реферат

Описание

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Работа состоит из  1 файл

вопрос первый образование государства росс.docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

Введение.       

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.      

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.      

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.      

Из  ряда существующих концепций образования  Древнерусского государства у славян наиболее полно  отвечает требованиям современной науки  так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между  Днепром  и  Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова  и  некоторых  других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э.  
       

Факторы, обусловившие образование государства.       

Социальные  факторы.       

В письменных источниках, относящихся  к началу нашей эры, славяне упоминаются  под названием "венеды". Известно  что  венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала  внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию  славянского общества, и формирование в ней классовых отношений.  По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно  вела в конечном счете к образованию  государства. Но этот процесс потребовал длительного времени.       

Внешнеполитические  и экономические  факторы.      

Неблагоприятно  складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян  тяжело  отразилось нашествие гуннов.  В  результате этого задержалось и их собственное развитие.  Как считал М.Н.Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики,  развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности  труда  становилось вполне возможной индивидуализация производства.  Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых  отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного развития.  При  условии  существования  индивидуальных хозяйств  дополнительный  продукт,  получаемый  в  них  и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения.  Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла  частная  собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общества.       

Общественные  факторы.       

Большое значение для образования  государства  имели  союзы племен.  В начале существования таких союзов племен,  формой организации управления  была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические  учреждения - народные собрания и совет старейшин:  Но народное собрание превращалось  в  собрание  воинов которому военный предводитель,  окруженный  и  поддерживаемый дружиной,  навязывал  свою волю,  приобретая все большее влияние и власть за счет  других старейшин.  Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в  военно-иерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления  превращались  в  органы господства и  угнетения, направленные  против народа.  Завершалось  тем  самым  оформление государственного строя,  важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением,  отделенной от него публичной власти,  располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в  правителя  -  князя. Главенство князей  приобретало  характер  осуществления властных  классовых  функций.   Приближенные князя  становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические  и  оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные  органы не был актом единовременным для всех союзов  восточнославянских племен.  В VIII в. в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз  союзов"  под  названием  "Русь" столицей которого стал Киев.      

«Союзы  союзов».      

"Союзы  союзов",  объединявшие по несколько  союзов племен-княжений,  являлись новыми образованьями  и отражали более высокий этап в процессе  восточнославянской   консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен  "Русь"  перерастает  еще более мощное   объединение   с   названием "Русская  земля",  включавшее значительное число союзов славянских племен.  Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных  славян.  Правила  в  этом   государственном  объединении,  по  своей вероятности, династия Кия1, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.      

Предпосылки возникновения.      

Киевская  Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных, так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных, так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того Ярославом Мудрым 2). Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть.      

Государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской3, формируется имущественное неравенство.      

Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении  на правление Рюрика, князя варяжского происхождения.      

Этапы образования государства.      

Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила. Истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства датируется VII – IX вв., то есть относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.      

VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства.      

Наряду  с развитием производительных сил  в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства.       

Когда же в общину проникло разделение труда  и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности.       

Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают  на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.      

Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь  “из варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу и германские города.       

Рост  торговли вызвал развитие денежного  обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.). С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.      

Торговля  разлагала общину, способствуя еще  большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.      

Накапливая  ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников.      

Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга,  охотничье – промысловые и рыболовные угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли, либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне экономического принуждения в рабочую силу свою и вотчины.       

Формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них холопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло весьма существенную роль.       

Огромную  массу сельского населения составили  свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое название – смерды, превращались в феодально-зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) то есть люди, выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество.      

Складывание феодальных отношений  у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной  Европе было Древнерусское государство  со стольным градом Киевом.      

Информация о работе Расцвет Средневековья на Руси