Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:52, реферат

Описание

При подготовке своей работы я изучил множество научно-исторических трудов. Среди них труд Субботина (“Материалы по истории раскола за первое время его существования”), в которой автор представил богатейшие сведения о вождях противников церковной реформы, главных движениях и событиях в истории раннего старообрядчества. Кроме того, мною были изучены книги Платонова - “Лекции по русской истории”, Костомарова - “Раскол”, “История раскола у раскольников”, Бердяева Н.А. - “Истоки и смысл русского коммунизма”, Молзинского - “Старообрядческое движение второй половины 17 в. В русской научно-исторической литературе” и многих других историков и исследователей раскола, которые ярко осветили сущность самого раскола, его исторические условия, а также проблемы исторического значения и роли церковного раскола в 17 в.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАСКОЛА. ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА О РАСКОЛЕ 4
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ О РАСКОЛЕ 7
3. СЛАВЯНОФИЛЫ И СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О РАСКОЛЕ 9
4. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ О РАСКОЛЕ 11
5. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ О РАСКОЛЕ 13
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15

Работа состоит из  1 файл

раскол Русской православной церкви.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Однако, как указывает  В.В.Молзинский, "всем недостает объективной  непредвзятости для постижения глубинного смысла и всего многопланового спектра, заложенных в расколе "социально- политических, богослужебно-исторических и религиозно-нравственных идей".

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги  своей работы, я пришел к выводу, что раскол XVII в. явился величайшим событием в истории России. Он стоит  рядом с такими событиями, как  смутное время, революция 1917 г. Значение его велико. Потому что, по словам Бердяева, "религиозный раскол не был вызван исключительно обрядоверием русского народа". В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство исконноправославное. В народе проснулось подозрение, что Москва-Третий Рим-столица Православного Царства повредилась, произошла измена истинной вере. Государством и Церковью овладел антихрист. Народное Православие разрывает с иерархией и церковью. Истинная Православная церковь уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет град Китеж. По словам Георгия Флоровского "совсем не "обряд", но "антихрист" есть тема русского раскола".

ЛИТЕРАТУРА 

1. И.С.Аксаков,  Краткая записка о странниках  или бегунах, 1851. Русский архив, 1866, № 1-12. 

2. В.В.Андреев. "Раскол и его значение в народной русской истории". Ист. очерк. СПб., 1870. 

3. М.А.Бакунин. "Русским  польским и всем славянским  друзьям". ж. Колокол, 1862, №№ 122-123. 

4. В.В.Белоликов. "Историко-критический обзор существующих  мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола старообрядчества". Киев, 19l3. 

5. Н.А.Бердяев.  Русская идея. Основные проблемы  русской мысли 19-н. 20 в, - В сб. "О  России и русской философской  культуре (философы послеоктябрьского  зарубежья)". М., 1990. 

6. А.И.Герцен. "Русский народ и социализм. Избр. философские произведения, т. 2, М., 1949. 

7. И.М.Громогласов  "Русский раскол и вселенское  православие". Богословский вестник, 1898. 

8. Ф.М.Достоевский. "Два лагеря теоретиков". П.С.С., 1980. 

9. Митрополит  Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994. 

10. К.Д. Кавелин  "Мысли и замечания о русской  истории" в сб. К.Д. Кавелин  "Наш умственный строй: статьи  по философии русской истории  и культуре. М., 1989. 

11. В.О.Ключевский. Западное влияние в России XVII в. ж. Вопросы философии и психологии. 1897. 

12. ж. Колокол, 1860, № 86. 

13. Н.И.Костомаров. "История раскола у раскольников", в сб. Н.И. Костомаров "Раскол". Смядынь, 1994. 

14. Н.И. Костомаров. Монографии и исследования, т. XII. 

15. В.О. Ключевский. Курс русской истории. 

16. "Массовые  предчувствия… выражают... настроенность  народа на трагедию". См. Кризисный  социум. Наше общество в 3-х  измерениях ". М., 1994, институт философии  РАН. 

17. С.П.Мельгунов.  Из истории религиозно-общественных  движений в России в 19 в.  М., 1919. 

18. С.П.Мельгунов. "Старообрядцы и свобода совести". Исторический очерк. М., 1918. 

19. С.П.Мельгунов.  Старообрядчество и освободительное  движение. В защиту старой веры. Старообрядческий вопрос в освещении  периодической печати. 1905-1910 г.г.  П-г, 1915. 

20. И.С.Миллер. Вокруг "Великорусса". Сб-к "Революционная  ситуация в России, 1859-1861 гг.", М., 1965. 

21. П.Н.Милюков.  Очерки истории русской культуры. М.,1994. 

22. В.В. Молзинский. "Старообрядческое движение второй  половины 17 в. в русской научно-исторической литературе". П-г, Ак. культуры, 1997. 

23. Г.В.Плеханов. История русской общественной  мысли. М.-Л., 1925. 

24. А.С.Пругавин. "Значение сектантства в русской  народной жизни". Русская мысль, 1881. 

25. В.С.Соловьев  О русском народном расколе,  соч. в 2 т., М.,1989. 

26. A.П.Щапов. 'Земство  и раскол", СПб, 1862. 

27. А.П.Щапов, "Русский  раскол старообрядчества, рассматриваемый  в связи с внутренние состоянием  русской церкви и гражданственности  в XVII и первой половине XVIII в", А.П.Щапов, п.с.с. т. 1, 1906. 

28. В.Ф-ов, Взаимоотношения  раскола и православия (Идеалы  раскола и задачи православной  миссии). В защиту старой веры. П-г, 1915. 

29. Г.Флоровский, "Встреча с Западом". В сб-ке "Из истории русской культуры 17 - н. 18 вв". М., 1996. 

30. Г.П.Федотов. "Трагедия интеллигенции". В сб. О России и русской философской культуре (Философы послеоктябрьского зарубежья). М., 1990. 

31. Б.Н. Чичерин. "Опыты по истории русского  права". М., 1858. 

32. И.И.Юзов (Каблиц). Русские диссиденты-староведы и  духовные христиане. СПб, 1881. 

33. И.И.Юзов. Политические  воззрения староведия. ж. Русская  мысль, 1882. 
 
 
 

Хотя этот раскол непосредственно не затронул вопрос отношений между Церковью и государством, но в связи с уходом в раскол наиболее лучшей части православных этот раскол ослабил официальную Церковь во главе с патриархом и поставил Церковь в полную зависимость от государства, к которому патриархия вынуждена была обратиться за помощью для предотвращения массового бегства своих членов из своих рядов. С течением времени из числа староверов возникло значительное сектантское движение. По данным статистики 1880-х годов в России было около 25 миллионов староверов и 6 миллионов сектантов.

Информация о работе Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений