Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:52, реферат
При подготовке своей работы я изучил множество научно-исторических трудов. Среди них труд Субботина (“Материалы по истории раскола за первое время его существования”), в которой автор представил богатейшие сведения о вождях противников церковной реформы, главных движениях и событиях в истории раннего старообрядчества. Кроме того, мною были изучены книги Платонова - “Лекции по русской истории”, Костомарова - “Раскол”, “История раскола у раскольников”, Бердяева Н.А. - “Истоки и смысл русского коммунизма”, Молзинского - “Старообрядческое движение второй половины 17 в. В русской научно-исторической литературе” и многих других историков и исследователей раскола, которые ярко осветили сущность самого раскола, его исторические условия, а также проблемы исторического значения и роли церковного раскола в 17 в.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАСКОЛА. ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА О РАСКОЛЕ 4
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ О РАСКОЛЕ 7
3. СЛАВЯНОФИЛЫ И СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА О РАСКОЛЕ 9
4. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ О РАСКОЛЕ 11
5. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ О РАСКОЛЕ 13
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ЛИТЕРАТУРА 15
Однако, как указывает В.В.Молзинский, "всем недостает объективной непредвзятости для постижения глубинного смысла и всего многопланового спектра, заложенных в расколе "социально- политических, богослужебно-исторических и религиозно-нравственных идей".
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, я пришел к выводу, что раскол XVII в. явился величайшим событием в истории России. Он стоит рядом с такими событиями, как смутное время, революция 1917 г. Значение его велико. Потому что, по словам Бердяева, "религиозный раскол не был вызван исключительно обрядоверием русского народа". В расколе была и более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство исконноправославное. В народе проснулось подозрение, что Москва-Третий Рим-столица Православного Царства повредилась, произошла измена истинной вере. Государством и Церковью овладел антихрист. Народное Православие разрывает с иерархией и церковью. Истинная Православная церковь уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером. Народ ищет град Китеж. По словам Георгия Флоровского "совсем не "обряд", но "антихрист" есть тема русского раскола".
ЛИТЕРАТУРА
1. И.С.Аксаков,
Краткая записка о странниках
или бегунах, 1851. Русский архив, 1866,
№ 1-12.
2. В.В.Андреев. "Раскол
и его значение в народной русской истории".
Ист. очерк. СПб., 1870.
3. М.А.Бакунин. "Русским
польским и всем славянским
друзьям". ж. Колокол, 1862, №№ 122-123.
4. В.В.Белоликов.
"Историко-критический обзор
5. Н.А.Бердяев.
Русская идея. Основные проблемы
русской мысли 19-н. 20 в, - В сб. "О
России и русской философской
культуре (философы послеоктябрьского
зарубежья)". М., 1990.
6. А.И.Герцен. "Русский
народ и социализм. Избр. философские произведения,
т. 2, М., 1949.
7. И.М.Громогласов
"Русский раскол и вселенское
православие". Богословский вестник,
1898.
8. Ф.М.Достоевский.
"Два лагеря теоретиков". П.С.С.,
1980.
9. Митрополит
Иоанн. "Самодержавие духа". СПб, 1994.
10. К.Д. Кавелин
"Мысли и замечания о русской
истории" в сб. К.Д. Кавелин
"Наш умственный строй: статьи
по философии русской истории
и культуре. М., 1989.
11. В.О.Ключевский.
Западное влияние в России XVII
в. ж. Вопросы философии и психологии.
1897.
12. ж. Колокол,
1860, № 86.
13. Н.И.Костомаров.
"История раскола у
14. Н.И. Костомаров.
Монографии и исследования, т. XII.
15. В.О. Ключевский.
Курс русской истории.
16. "Массовые
предчувствия… выражают... настроенность
народа на трагедию". См. Кризисный
социум. Наше общество в 3-х
измерениях ". М., 1994, институт философии
РАН.
17. С.П.Мельгунов.
Из истории религиозно-
18. С.П.Мельгунов.
"Старообрядцы и свобода
19. С.П.Мельгунов.
Старообрядчество и
20. И.С.Миллер. Вокруг
"Великорусса". Сб-к "Революционная
ситуация в России, 1859-1861 гг.", М.,
1965.
21. П.Н.Милюков.
Очерки истории русской
22. В.В. Молзинский.
"Старообрядческое движение
23. Г.В.Плеханов.
История русской общественной
мысли. М.-Л., 1925.
24. А.С.Пругавин.
"Значение сектантства в
25. В.С.Соловьев
О русском народном расколе,
соч. в 2 т., М.,1989.
26. A.П.Щапов. 'Земство
и раскол", СПб, 1862.
27. А.П.Щапов, "Русский
раскол старообрядчества, рассматриваемый
в связи с внутренние
28. В.Ф-ов, Взаимоотношения
раскола и православия (Идеалы
раскола и задачи православной
миссии). В защиту старой веры.
П-г, 1915.
29. Г.Флоровский,
"Встреча с Западом". В сб-ке
"Из истории русской культуры
17 - н. 18 вв". М., 1996.
30. Г.П.Федотов. "Трагедия
интеллигенции". В сб. О России и русской
философской культуре (Философы послеоктябрьского
зарубежья). М., 1990.
31. Б.Н. Чичерин.
"Опыты по истории русского
права". М., 1858.
32. И.И.Юзов (Каблиц).
Русские диссиденты-староведы
33. И.И.Юзов. Политические
воззрения староведия. ж. Русская
мысль, 1882.
Хотя этот раскол непосредственно не затронул вопрос отношений между Церковью и государством, но в связи с уходом в раскол наиболее лучшей части православных этот раскол ослабил официальную Церковь во главе с патриархом и поставил Церковь в полную зависимость от государства, к которому патриархия вынуждена была обратиться за помощью для предотвращения массового бегства своих членов из своих рядов. С течением времени из числа староверов возникло значительное сектантское движение. По данным статистики 1880-х годов в России было около 25 миллионов староверов и 6 миллионов сектантов.
Информация о работе Раскол Русской Православной Церкви: на перекрестке мнений