Распад СССР и его последтсвия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:27, реферат

Описание

Союз Советских Независимых государств просуществовал на мировой арене более 70ти лет, представляя из себя крупнейшую, мощнейшую империю. Сплоченное население советского союза смогло одержать победу в четырехлетней войне, несмотря на огромные потери «подняться на ноги», поднять промышленность, образование и науку. После окончания Второй мировой войны СССР располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях. Казалось бы, ничего не может сломить столь слаженную и сильную систему.

Работа состоит из  1 файл

истор расп ссср.docx

— 42.39 Кб (Скачать документ)

 Распад СССР  и его последтсвия

Союз Советских  Независимых государств  просуществовал на мировой арене более 70ти лет, представляя из себя крупнейшую, мощнейшую империю. Сплоченное население советского союза смогло одержать победу в четырехлетней войне, несмотря на огромные потери «подняться на ноги», поднять промышленность, образование и науку. После окончания Второй мировой войны СССР располагал огромной территорией в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях. Казалось бы, ничего не может сломить столь слаженную и сильную систему.  Однако, по сей день существует множество мнений и споров о причинах развала советского союза. Одни считают, что не обошлось без западного влияния. Вторые винят гонку вооружений, ведь в развитие обороны вкладывались огромные денежные средства. Третьи считают, что страны-члены советского союза более не желали жить по законам Союза в ущерб своей культуре и традициям. Таким образом, СССР прекращает свое существование 26 декабря. В виду его масштабности, развал СССР 20 лет назад можно назвать не иначе, как крушением империи. 

Несомненно, это  тема актуальна именно в наше время. Так же ходит масса споров о  преимуществах и недостатках  объединения такого большого количества стран, впрочем, как и о системе  правления. Существует много мнений о том, что такое количество населения  необходимо было держать в «ежовых  рукавицах», во избежание непредвиденных ситуаций. В противовес выступают  люди, которых не устраивала жизнь  с ограничениями, которые устанавливало  им советское правительство. Противниками устройства советского государства  являются, как и обычные граждане СССР, так и жертвы репрессий и  члены их семей. Помимо этого, невозможность  общения с западом, дефицит товаров, исключение религии, несомненно, не могло  устраивать большую часть населения  огромной страны, что так же повлияло на ее распад.

В своей контрольной  работе я хотел бы осветить основные причины распада СССР, а так  же рассмотреть последствия столь  значимого события в мировой  и отечественной истории. 

Распад  СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике(народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Данное событие привёло к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

В настоящее  время среди историков нет  единой точки зрения на то, что явилось  основной причиной распада СССР, а  также на то, возможно ли было предотвратить  или хотя бы остановить процесс распада  СССР. Среди возможных причин называют следующие:

  • центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  • авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);
  • растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами , запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
  • диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  • кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • ряд техногенных катастроф (авиакатастрофычернобыльская авариякрушение «Адмирала Нахимова»взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
  • неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
  • инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР. Российский государственный и политический деятель, экономист, один из основных идеологов и руководителей экономических реформ начала 1990-х в России , Егор Гайдар считал этот фактор определяющим:[5]

Дата  краха СССР... она  хорошо известна. Это, конечно, никакие  не Беловежские соглашения, это не августовские события, это 13 сентября 1985 г. Это день, когда  министр нефти  Саудовской Аравии Ямани сказал, что Саудовская Аравия прекращает политику сдерживания добычи нефти, и начинает восстанавливать свою долю на рынке нефти. После чего, на протяжении следующих 6 месяцев, добыча нефти Саудовской Аравией увеличилась в 3,5 раза. После чего цены рухнули. Там можно смотреть по месяцам - в 6,1 раза.

  • моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
  • Афганская войнахолодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.
 
 
 
 
 
 
 

В середине 1980-х  г. в состав СССР входило 15 республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживало свыше 270 млн человек, - представителей более 140 национальностей. С началом «перестройки» стали происходить изменения в отношениях между республиками. Давали о себе знать противоречия, заложенные еще при образовании СССР. Союзные республики не имели реального равенства в рамках Советского Союза. Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии, которая выполняла роль «цементирующего начала» союзного государства, привели к взрыву сепаратизма. Гласность «высветила» тщательно скрываемые страницы национальных отношений. Стали известны факты дискриминации целых народов, выселения их с мест проживания. С началом «перестройки» выдвигаются требования реабилитации поволжских немцев, крымских татар, турок - месхетинцев и др. Центральная власть вместо того, чтобы удовлетворить эти требования, рассматривала их как проявление национализма и жестоко подавляла их. 1986 г. стал годом первых за советское время столкновений на национальной почве. 17-19 декабря 1986 гв Алма-Ате (Казахстан) прошли массовые демонстрации и митинги против русификации. Их причиной послужило назначение на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана Г.Колбина, русского по национальности. Для восстановления порядка впервые были введены войска. Около тысячи человек были ранены, двое убиты.

Волна общественного  недовольства прокатилась в республиках  Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта  о ненападении 1939 г. здесь прошли митинги протеста и демонстрации с требованием публикации документов о депортации населения из прибалтийских  государств и из западных районов  Украины и Белоруссии в период коллективизации.

Другой «горячей точкой» в национальных отношениях стала Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана - территория, населенная по преимуществу армянами. В октябре 1987 г. армяне, живущие в Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. 20 февраля 1988 г. сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении, но получили отказ. В Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. Центральная власть не смогла найти политического компромисса. Две республики фактически оказались в состоянии войны друг с другом. Трагически закончились события 8 апреля 1989 г. в Тбилиси. Организованная в городе демонстрация националистических сил, требовавших выхода Грузии из состава СССР, была разогнана войсками, против демонстрантов применялись слезоточивые газы. В июне 1989 г. произошли столкновения узбеков с турками - месхетинцами. Столкновения на национальной почве в 1989-1990 гг. произошли в Сумгаите, Сухуми, Баку, Душанбе и др. Слабеющее союзное руководство ничего не могло сделать с лавинообразным ростом межнациональных противоречий.

Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.

Десятилетия коммунистическая пропаганда утверждала, что царская  Россия была «тюрьмой народов», и о  добровольном характере объединения  в рамках СССР. В годы «перестройки»  в оппозиционных средствах массовой информации акцент переносится на национальные противоречия, забвению придаются общие корни и традиции. Дискредитация коммунистической идеи привела к утрате обществом четких ориентиров. Это становится благоприятной почвой для действия политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства. Они разыгрывают «национальную карту» Огромную роль в распаде СССР сыграли политические амбиции лидеров.

Рост сепаратистских настроений общественности, особенно в союзных республиках, привел в возникновению народных фронтов. В 1988-1989 гг. были созданы народные фронты в большинстве республик. В своих программных документах они провозглашали борьбу за установление полного суверенитета в республике, за пересмотр секретных соглашений 1939 г. Как уже отмечалось, в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял изменения и дополнения к Конституции республики, по которым закрепляли верховенство республиканских законов над общесоюзными. Также была принята Декларация о суверенитете Эстонии. 17-18 ноября Верховный Совет Литовской ССР принял дополнение к Конституции о придании литовскому языку статуса государственного. В мае 1989 г. аналогичный закон и Декларация о государственном суверенитете принимается в Латвии. Практически во всех республиках в 1990 г. были приняты декларации о суверенитете. Рост русофобских настроений в республиках приводит к возникновению в них общественных организаций, пытавшихся противостоять национал-сепаратизму. В Эстонии был создан Объединенный совет трудовых коллективов, в Латвии - Интернациональный фронт трудящихся и т.п.

Огромное влияние  на распад СССР оказали события в  Российской федерации в 1990-1991 гг. После  провозглашения первым съездом народных депутатов России в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России борьба между союзным и  республиканским руководством вступила в новую фазу. В ноябре 1990 г. Ельцин обвиняет союзное руководство в противодействии экономическим реформам, заявляет, что Россия будет самостоятельно переходить к рынку и ставит вопрос о переделе общесоюзной собственности. Между центральным и республиканским руководством начинается «война законов». Возникает практика двухсторонних связей между республиками в обход союзного центра, который становился ненужным. В сентябре такие договоры о всестороннем сотрудничестве были подписаны Россией с Грузией, Молдовой и прибалтийскими государствами. Стремясь ослабить центр, Ельцин поддерживает рост сепаратизма в российских автономиях. Во время своей поездки по России в августе 1990 г. он призвал лидеров автономий брать суверенитета столько, сколько они смогут «переварить». Татария, Башкирия, Якутия и многие другие также поднимают вопрос о своем суверенитете. Заключение нового союзного договора становится жизненной необходимостью.

Подготовка его  проекта начинается с августа 1990 г. В ней принимали участие  представители 12 союзных республик, за исключением республик Прибалтики. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%).

После проведения референдума разработка проекта  Союзного договора пошла быстрее. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево (загородная резиденция  
М.С. Горбачева) состоялась встреча руководителей 9 союзных республик и  
М.С. Горбачева. Не принимали участия в переговорах руководители прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы.

Здесь было достигнуто принципиальное согласие на разработку такого договора, но выявились существенные разногласия о соотношении полномочий между республиками и центром. Дальнейшая работа над текстом Союзного договора получила название «ново-огаревского процесса». В июне проект был готов и в августе опубликован в печати. Его статьи были достаточно противоречивы. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Союзные республики становились самостоятельными субъектами международного права, их полномочия были существенно расширены, могли свободно входить и выходить из состава СССР. Центр превращался из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие новых законодательных актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направлений их расходования). Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Аббревиатура СССР расшифровывалась как Союз Советских Суверенных Республик. Подписание договора было назначено на 20 августа, но из-за резкого изменения политической ситуации в стране он так и не был подписан.

Информация о работе Распад СССР и его последтсвия