Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:54, доклад

Описание

Оказание Евросоюзом финансовой помощи новым странам-членам союза проводится в рамках общих финансов ЕС. Через ожесточенные дебаты новые страны-члены союза сделали большие уступки в вопросе дотаций сельскому хозяйству, дав согласие на то, чтобы объем выделенных их крестьянам сельскохозяйственных дотаций составил 25 процентов этого показателя в старых странах-членах ЕС в 2004 году, в 2005 году -- 30 процентов, а в 2006 году -- 35 процентов. Хотя такая договоренность резко сократит израсходованные Евросоюзом средства на свое расширение, за первые 3 года после присоединения новых членов к союзу общая сумма выделяемых им сельскохозяйственных дотаций и оказываемой им региональной помощи все-таки достигнет 40,8 млрд евро.

Работа состоит из  1 файл

НМК.docx

— 41.31 Кб (Скачать документ)

НМК

Сообщение по истории

Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда

 

Выполнила: Хертек А.А.

Проверила: Глебова Н.И.


 

 

2012 год




 

 

Брюссель, 30 апреля Синьхуанет - 1 мая 2004 года число стран-членов Европейского союза увеличится с 15 до 25. Нынешний раунд небывалого расширения ЕС не только произведет изменения в сферах геополитики и безопасности, но и окажет серьезное влияние в экономической области, которое нельзя недооценивать. В целом, расширение Евросоюза будет содействовать экономическому росту в европейских странах, в частности в новых странах-членах союза.

Новые страны-члены ЕС получат  огромную финансовую помощь

Еще в 90-е годы прошлого века, после того как произошли резкие перемены в восточноевропейских  странах, ЕС оказал финансовую помощь странам Центральной и Восточной  Европы путем различных проектов помощи. Среднегодовой объем такой  помощи составлял примерно 676 млн евро. После 2000 года ежегодная финансовая помощь, оказываемая Евросоюзом центрально- и восточноевропейским странам- кандидатам ЕС, уже достигла примерно 3,3 млрд евро. А после нынешнего раунда расширения союза продолжится значительное увеличение финансовой помощи новым членам ЕС.

Оказание Евросоюзом финансовой помощи новым странам-членам союза  проводится в рамках общих финансов ЕС. Через ожесточенные дебаты новые  страны-члены союза сделали большие  уступки в вопросе дотаций  сельскому хозяйству, дав согласие на то, чтобы объем выделенных их крестьянам сельскохозяйственных дотаций  составил 25 процентов этого показателя в старых странах-членах ЕС в 2004 году, в 2005 году -- 30 процентов, а в 2006 году -- 35 процентов. Хотя такая договоренность резко сократит израсходованные  Евросоюзом средства на свое расширение, за первые 3 года после присоединения  новых членов к союзу общая  сумма выделяемых им сельскохозяйственных дотаций и оказываемой им региональной помощи все-таки достигнет 40,8 млрд евро.

ЕС также пообещал, что  в течение 3 лет после вступления в Евросоюз 10 его новых членов не будут нетто-финансирующими странами для общих финансов ЕС. Согласно обнародованному Евросоюзом в начале февраля текущего года проекту финансового  бюджета союза на 2004 год, 10 новых  членов ЕС внесут в общие финансы  союза взносы в размере 3,2 млрд евро, однако они получат от общих финансов союза ассигнования в размере 11,8 млрд евро. Упомянутые огромные ассигнования будут использованы для строительства в сельскохозяйственных и бедных районах новых стран- членов ЕС объектов транспортной, телекоммуникационной и другой инфраструктуры. Кроме этого, они также смогут получить кредиты и другое финансирование из Европейского инвестиционного банка и других финансовых органов, созданных на капитале стран-членов ЕС, для содействия экономическому развитию в регионе.

Расширение ЕС создает  торговые и инвестиционные возможности  для обеих сторон.

После расширения ЕС старые и новые члены организации  будут формировать рынок с  единым таможенным тарифом для других стран. На самом деле Европейский  союз несколько лет назад уже  снял таможенные пошлины и ограничения  на квоты в отношении товаров  стран Центральной и Восточной  Европы, за исключением небольшого количества сельхозпродукции. В то же время рынки в Центральной  и Восточной Европе в основном открыты для Евросоюза.

В этих условиях объем торговли между старыми и новыми членами  ЕС стремительно увеличивается. В период 1990-2000 гг экспорт 15 стран-членов ЕС в страны Центральной и Восточной Европы ежегодно возрастал на 15 процентов, а импорт из этих стран ежегодно повышался на 13 процентов. В настоящее время 70 процентов экспортных товаров новых членов организации поступает на рынок ЕС, а свыше 60 процентов импортных товаров -- из 15 стран-членов ЕС.

Главными причинами быстрого роста объема торговли между сторонами  являются географическая близость, культурное сходство сторон и пристрастие потребителей Центральной и Восточной Европы к товарам Западной Европы, а также  расширение ввоза странами Центральной  и Восточной Европы товаров из западноевропейских стран в ответ  на постепенное увеличение ЕС инвестиций в их экономику.

В течение последних 10 лет  иностранные инвестиции, пришедшие  в страны Центральной и Восточной  Европы, ежегодно увеличивались, сравнительно большое количество из этих средств  поступило из стран ЕС. По прогнозам  международных органов, с 2001 по 2005 год  иностранные прямые инвестиции в  страны Центральной и Восточной  Европы могут достичь 160 млрд долларов, увеличившись на 40 процентов по сравнению с подобным показателем периода 1996-2000 гг.

Расширение ЕС благоприятствует расширению его экономического пространства

Расширение ЕС в известной  степени означает расширение его  экономического пространства. Площадь  его экономической зоны расширится на 740 тысяч кв. км, а численность  населения вырастет с 380 до 450 млн человек. Таким образом ЕС станет одним из крупнейших по масштабу экономических сообществ в мире.                  Расширение экономического пространства ЕС означает, следовательно, новый, еще более значительный экономический эффект для предприятий стран ЕС, достигших определенного масштаба. Увеличение же экономического масштаба дает ЕС возможность реализовать различные меры по содействию его экономической интеграции на еще более широкой территории и в дальнейшем оптимизировать размещение ресурсов и межотраслевое разделение труда.

В докладе, опубликованном Комиссией  ЕС в 2001 году, отмечается, что за 10 лет  начиная с 2000 года расширение ЕС даст его новым членам возможность увеличить годовой ВВП на 1,3-2,1 процента, а его старым членам умножить их суммарный показатель на 0,7 процента.

Более того, все новые  члены ЕС выразили сильное желание  вступить в зону евро, хотя у них  в ближайшее время не будет  для этого возможности. Несмотря на сравнительно слабую экономическую силу новых членов ЕС, тем не менее, его расширение поможет укреплению позиции евро в международной валютной системе и повышению его авторитета.

Говоря в целом, расширение ЕС означает появление новых инвестиционных и торговых возможностей и благоприятствует экономическому развитию в Европе. Наряду с этим оно означает и регулирование  экономической структуры и вызов в сфере трудоустройства в результате обострения конкуренции. Как указал бывший премьер-министр Нидерландов Вим Кок в своем докладе "Расширение ЕС: успехи и вызовы", успехи расширения ЕС зависят от того, удастся ли старым и новым членам этой организации ухватиться за выпавшие на их долю шансы и успешно бороться с вызовами.

Мировой рынок труда  — это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Особенности современных  мировых рынков труда состоят  в следующем.

1. Рост масштабов  международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось,  по разным оценкам, от 80 до 130 млн человек мигрантов. Значительная часть из них -трудовые мигранты.

2. Разнонаправленность  основных потоков миграции рабочей  силы. Это миграция в развитые  страны из развивающихся стран;  перекрестная трудовая миграция  в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами-миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую.

3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном  процессе. Так, доля молодежи в  общем числе мигрантов достигает  50% в Бельгии, Нидерландах. В  других странах она также значительна  и зачастую превышает долю  молодежи среди коренного населения.  Доля женщин в трудовой миграции  в странах Западной Европы  существенно выросла, что позволяет  говорить о феминизации иммиграции.

4. Увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране  занятости. В Западной Европе  средняя продолжительность пребывания  иммигрантов превышает 10 лет.  В Германии 1/4 иммигрантов проживает  больше 20 лет.

5. Снижение степени  активности международной трудовой  миграции с 80-х годов, что  было связано с переходом к  политике ограничения этого процесса  и ухудшением экономической ситуации.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов  из различных регионов мира  в развитые страны, а также  из этих стран в развивающиеся  страны.

Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки  мозгов». Формы утечки умов различны:

а) непосредственная эмиграция — выезд на постоянное местожительство;

б) выезд за рубеж  на контрактной основе;

в) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с  иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;

г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и  прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и  в ее интересах.

Лидерство в конкуренции  за преимущественное обладание интеллектом  как носителем и генератором  современных научных знаний и  высоких технологий принадлежит  США, С середины 70-х до конца 90-х  годов они привлекали только из развивающихся  стран 250 тыс. высококвалифицированных  специалистов.

«Утечка умов» осуществляется и из России. Общий годовой ущерб  России от этого процесса доходит  до 50—60 млрд долл.

7. Изменение этнической  структуры иммиграции.

Возрастание доли цветных  иммигрантов из Азии, Африки, Латинской  Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Формируются  замкнутые сферы экономической  активности, или анклавы, с так  называемой этнической экономикой. Между  коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают  противоречия на этнической и религиозной  почве, нередко проявляющиеся в  конфликтах. На протяжении 80-х — 90-х  годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских городах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной политической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с безработицей, другими  социальными проблемами, порой негативно  относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов  и стран-доноров.

8. Формирование  «черного» рынка труда в современных  центрах притяжения иностранной  рабочей силы. «Черный» рынок  труда — это механизм использования  нелегальной трудовой миграции  с целью увеличения прибылей  путем использования Дешевого  труда. Масштабы нелегальной миграции  значительны. Общее число подпольных  иммигрантов варьируется в США,  например, от 2 до 13 млн человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6—7 млн иностранцев, в то время как 18 млн европейцев - безработные.

9. Расширение масштабов  участия России в международной  трудовой миграции. Привлечение  трудящихся мигрантов становится  неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Федерации. В 1997 г. численность иностранной рабочей силы здесь составила 240 тыс. человек. Общая численность трудовых иммигрантов (легальных и нелегальных) в России оценивается в 400—500 тыс. человек.

Основные причины  привлечения иностранных работников на российские предприятия — это  нехватка рабочих отдельных профессий  и специальностей, непривлекательность  рабочих мест для населения, нехватка трудовых ресурсов. Иностранные рабочие  чаще используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве  и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины  и Белоруссии в Западную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный  районы, на Северный Кавказ, в Восточную Сибирь. Россия использует рабочую силу из стран дальнего Зарубежья — Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран  мира.

В России можно выделить следующие  миграционные потоки: вынужденная миграция, внешняя миграция, внешняя трудовая миграция, нелегальная миграция и  внутренняя миграция.

Общеэкономические последствия  международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок  труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки  труда и заработную плату.

Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока  иммигрантов из за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

 

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы. Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Информация о работе Расширение Евросоюза, формирование мирового рынка труда