Развитие науки и культуры в 6-12 в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:52, реферат

Описание

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше.

Содержание

Введение
Материальная культура Казахстана в V-VII
а) Ремесло и торговля
б) Жилище и одежда
Духовная культура населения Казахстана в V-XII веках
а) Язык и письменность
б) Доисламская литература и устное творчество
в) Литература исламского периода
г) Развитие науки
д) Религиозные представления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история.ppt

— 1.25 Мб (Скачать документ)

Государственный Медицинский Университет г.Семей 
 
 

 

       СРО

   На тему : Развитие науки и культуры в  V-VII в.в.

 

 

                                              

 

 

 

                                  ПОДГОТОВИЛА : АХАНОВА ЖУМАГУЛЬ 103 СТОМ

                                  ПРОВЕРИЛА :: ГУЛЬНУР АКЫНТАЕВНА

 

                                                    2013 ГОД

План 

 

  • Введение 
  • Материальная культура Казахстана в V-VII

             а) Ремесло и торговля

             б) Жилище и одежда

  • Духовная культура населения Казахстана в V-XII веках

                а) Язык и письменность

                б) Доисламская литература и устное творчество

                в) Литература исламского периода

                г) Развитие науки

                д) Религиозные представления

  • Заключение
  • Список литературы

                 

 

Введение 

 

К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о  «высокой» и  «низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий.

Ремесло.  

 

     Одной из важнейших отраслей производства как в кочевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество. 
     Одна из наиболее древних отраслей древнего производства -обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой, например, при валянии войлока.

Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду.

Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Вахты и Мыржык в Центральном Казахстане. 
     В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. 

Торговля 

 

  • Древнее население Казахстана имело торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар. 
         Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Находки привозных изделий - бусы из перламутра, лазурита, кораллов - встречаются в городах долины Шу и Таласа.

Денежное обращение 

 

  • Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей. 
         На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебрянные монеты, являющиеся также средством накопления.

Жилище 

 

  • Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид.  

Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом.

Одежда 

 

Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняков. В средние века в одежде продолжают развиваться традиции, заложенные в усуньское и кангарское время. Традиционным видом верхней одежды у тюрок, туркешей и карлыков был длинный халат с высоким воротником, запахивающийся на правую сторону. Головной убор напоминал современный казахский тымак. Халат перепоясывался наборным поясом, либо кушаком. Мягкие замшевые или кожаные штаны заправлялись в войлочные сапоги без каблуков. 

Развитие письменности

 

В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. 
     Первые сведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в.

Основным материалом для письма у тюркоязычных народов были деревянные дощечки.

Устное народное творчество и литература.

 

Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество, в котором были отражены вековой опыт народа, его мечты и надежды. С древних времен до наших дней дошли, и редкие памятники тюркской письменности. К письменным памятникам литературы этой эпохи относится «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгари в конце. XI в. Автору было неизвестно 25 различных племен, среди которых он называет киргизов, уйгуров, огузов, кипчаков. В словаре содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку того периода. Среди пословиц, приведенных Махмудом Кашгари, можно встретить и такие, которые бытуют в народе и в настоящее время: «Гость пришел — счастье пришло», «Не жалеющий коня останется пешим;», «Спущенная стрела обратно не вернется». 

 

К лучшим образцам письменной литературы относится поэма «Кутатгу билиг» («Наука о том, как делаться счастливым»), написанная в 1069 г. Юсуфом, родом из города Баласагун. В ней говорится о феодалах, купцах, скотоводах, ремесленниках, о положении народа, который изнывал под игом феодалов. Поэма дает представление о социальном строе Караханидского государства.

С древних времен до наших дней дошли имена сказителей, таких, как Коркуд, сохранились сказки о веселых и находчивых насмешниках Алдар-Косе и Жиренше. Эти герои были созданы воображением народа, они высмеивали глупых баев и мулл, жадных и жестоких ханов.

В эпических сказаниях об Алпамысе, Кобланды-батыре» Ко-зы-Корпеше и Баян-Сулу народ пронес через века благородный мысли о любви к Родине и ненависти к врагам.

Наука.

 

В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым-мыслителем того времени был Фараби (870—950), который родился в городе Отраре, Руководимый жаждой знаний, Фараби в молодые годы много путешествовал, побывал во многих культурных центрах мира. Часть своей жизни он прожил в Багдаде, позднее он жил в Алеппо и Дамаске, где интенсивно занимался науками. Умер он в возрасте 80 лет. 1100-летний юбилей Фараби отмечался в международном масштабе.

Примерно за полвека работы великий мыслитель написал 200 трактатов, большая часть из которых утеряна. Поразительна широта научных интересов ученого. Он был крупным математиком, физиком, астрономом своего Бремени. Фараби является одним из создателей систематизированной тригонометрии, физико-математической теории музыки, математических основ геодезии, архитектуры. В трудах Фараби рассмотрены многообразные вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, социологии. Ученый в своих трудах утверждал связь философии и естествознания, отделял науку от религии, прославлял человеческий разум. Борьба за свободу человеческого духа и благородные законы гуманизма, за просвещение составляла основу творчества Фараби.

 

В  «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Фараби выступает против религии. За эту книгу его преследовало мусульманское духовенство. «Большой трактат о музыке» Фараби оказал значительное влияние на развитие средневековой музыкальной культуры.

Другим известным ученым был Бируни (973—1048). Он родился в древней столице Хорезма — городе Кят.

 

Бируни создал более 150 трудов. Он был астрономом, математиком, физиком, географом, философом, автором трудов по минералогии, истории, этнографии, филологии и истории. Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал догадку о вращении Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли, уточнил законы движения Солнца, Луны и планет. Труды Бируни была основаны на тщательнейших наблюдениях и экспериментах. Он создал прототип земного глобуса, определил координаты 600 городов, составил географическую карту мира. Бируни написал подробнейший труд о топографии Средней Азии.

  • Великий ученый перевел на арабский язык основные математические, астрономические и философские труды ученых Индии, способствовал сближению индийской и среднеазиатской культур. Он написал книги по истории, географии и этнографии Индии. К известным трудам Бируни относятся «Хронология древних народов», «Ключ к астрономии», «Правила нахождения удельных весов минералов».

 

Разносторонняя образованность Бируни сочеталась с передовыми для его времени взглядами. Он считал, что служение истине и правде, работа и жизнь в науке требуют высокой нравственности. Он выступал против религиозных суеверий, против вражды между народами, за дружбу и сотрудничество между людьми. В мировоззрении Бируни были сильны элементы материализма, его взгляды близки к учению греческого философа Демокрита. Бируни высказал догадку о происхождении человека, заявив о сходстве человека и обезьяны.

В условиях господства феодального строя Бируни видел ценность человека не в древности рода и заслугах предков, а в результатах его труда. Он резко осуждал феодальных завоевателей. Правители пытались приблизить к себе Бируни, однако ни золото, ни серебро, которые ему обещали, не прельстили ученого. Бируни с гордостью говорил: «Люди знают, что серебро уходит, а наука остается. Я же исхожу из велений разума и никогда не продам вечное, непреходящее научное знание за кратковременный мишурный блеск».

1000-летие Бируни отмечалось как юбилей всемирного значения.

 

Тенгрианство

 

Многими средневековыми и современным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу. 
     Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо - бога "Тен-гри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром.

Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временем погребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня. 

Информация о работе Развитие науки и культуры в 6-12 в.в