История
развития науки
Наука
как социальный институт возникла в
России при Петре
I, когда в Сибирь
и Америку им было отправлено несколько
экспедиций, в том числе Витуса
Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа.
В 1725 г. была открыта Петербургская академия
наук, куда
были приглашены многие известные учёные
Европы. Среди них был и Герхард
Миллер, второй
русский историк, автор норманнской гипотезы
происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только
писал учебники на русском языке, но и
стал в Петербурге автором множества научных
трудов. Большой вклад в развитие русской
науки сделал академик Михайло
Ломоносов,
авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 г. им был основан Московский университет. В XVII—XIX веках возникли
также университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. К концу XIX века
состав университетов пополнился Варшавским,
Киевским, Одесским и Томским. В России
появились школы выдающихся математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва — А. А. Маркова, М. В. Остроградского, физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова, химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна, врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году
один из фундаментальных законов природы —
периодический закон химических элементов.
Российская
наука накануне октябрьской революции
В
1904 г. И.
П. Павлов был
удостоен Нобелевской
премии за работы
в области физиологии пищеварения, в 1908
г. — И.
И. Мечников
— за исследования механизмов иммунитета. Организационная
модель российской науки к 1917 году состояла
из Петербургской
академии наук, университетов, специальных учебных
институтов, научных обществ, немногочисленных
лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных
и межведомственных ученых комитетов
и комиссий. Академия наук являлось высшим
научным учреждением страны и состояла
из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института
(Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической
обсерватории
с 2 отделениями, Главной физической обсерватории
и 21 комиссии. В 1916 г. в России имелось 10
университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных
и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных,
6 коммерческих, а всего 100 высших учебных
заведений. Научные общества, которые до
начала XX века были в основном университетского
типа функционировали, как правило, при
университетах, объединяя ученых, студентов
и любителей-профессионалов (Московское
общество испытателей природы, Вольное
экономическое общество, Русское географическое
общество, Русское техническое общество).
К 1917 году их число превысило 300. Научные
ячейки при министерствах и ведомствах
(Горный ученый комитет, Геологический
комитет и т. д.) обслуживали практические
нужды этих ведомств. Заводская наука в
дореволюционной России находилась на
стадии зарождения. Лишь на немногих крупных
предприятиях имелись лаборатории и конструкторские
бюро. Дореволюционная наука характеризовалась
фрагментарностью развития, отсутствием
широкого исследовательского фронта.
Сохранялась сильная зависимость научных
учреждений России от передовых стран
по линии приборов, лабораторного оборудования
и химических реактивов. Если в целом научный
потенциал дореволюционной России по
качественным параметрам (общий уровень
развития естественнонаучной и научно-технической
мысли, глубина и культура исследований,
квалификация научных кадров) не уступал
потенциалу западных стран, то по количественным
показателям заметно уступал. Технико-экономическая
и культурная отсталость страны ставила
узкие рамки научно-техническому развитию.
Промышленность не предъявляла никаких
запросов ученым и не испытывала потребность
в них. Большая часть научных учреждений
и вузов России были сосредоточены в Москве
и Петербурге. Помимо столиц научными
центрами являлись также Харьков, Киев,
Дерпт, Одесса, Варшава, Томск. Университетов
в России в это время было в 2 с лишним раза
меньше, чем в Германии. Полное отсутствие
промышленных научно-исследовательских
учреждений обусловило отставание прикладных
исследований и инженерно-технических
разработок. Слабая связь российской науки
с производством не была преодолена, хотя
в период первой мировой войны в этом отношении
были сделаны известные шаги в химической,
электротехнической и некоторых других
отраслях промышленности. Особенно вопиющим
было отставание России по численности
ученых. В России численность научно-педагогических
работников в 1913 г. составляла 11,6 тыс., в
США в 1910 почти втрое больше — 33,6 тыс. В
России было 414 химиков, почти в 15 раз меньше,
чем в США, в 8 раз меньше, чем в Германии
и Англии, в 2,5 раз меньше, чем во Франции.
Геолог В. А. Обручев сравнил численность
штатов Геологического комитета с ситуацией,
при которой Швеция имела бы всего 1 геолога.[источник не указан 134 дня] Недостаток научных
кадров в России сдерживал научно-технический
прогресс и стал особенно нетерпим в условиях
начавшейся новейшей революции в естествознании.
Однако сильная сторона русской науки —
высокая профессиональная квалификация
и творческая активность деятелей науки.
В 1911 г. В. И. Вернадский отмечал, что несмотря
на неблагоприятные условия работы, русские
ученые-естествоиспытатели «стали … рядом,
как равные по силе со своими товарищами
из за океана».[источник не указан 134 дня] К началу XX века стало
очевидным, что масштабы и темпы научной
деятельности не соответствовали требованиям
20 в. и потенциальным возможностям страны.
Университетская профессура в «Записке
о нуждах просвещения в России» (январь
1905 г.), ставшей широко известной как «Записка
342 ученых» (первоначально подписали 16
академиков, 125 профессоров, 201 доцент,
в дальнейшем — всего — 1500 человек), вынужнена
была декларировать: «Правительственная
политика в области просвещения народа,
внушаемая преимущественно соображениями
полицейского характера, является тормозом
в его развитии, она задерживает его духовный
рост и ведет государство к упадку».[источник не указан 134 дня] Отчеты Академии наук
1900—1912 гг. состояли в основном из жалоб
академиков на хронический недостаток
ассигнований на науку. «Августейший президент»
академии великий князь Константин Константинович
в письме министру народного просвещения
от 14.07.1911 пишет: «положение академических
учреждений (из-за недостатка ассигнований
и штатов) стало совершенно критическим». После
революции 1905 г. царизм идет на уступки
в области просвещения и науки. После 1905
г. общественность стала оказывать большее
влияние на решение научно-организационных
вопросов. Были открыты новые частные
вузы (количество которых удвоилось с
1905—1911 гг.), высших женских курсов, лабораторий
и институтов. Увеличилось количество
научных учреждений. Многим русским ученым
того периода были присущи демократические
взгляды, они рассматривали науку как
форму служения интересам народа. В 1911
г. министр народного просвещения Л. А.
Кассо предпринял меры «для оздоровления
высшей школы», уволив 131 ученых и преподавателей
из Московского университета (половина
его профессорско — преподавательского
состава). Испытывая страх перед возможной
революцией, 8-й съезд объединённого дворянства,
состоявшийся в 1912 г. вынес решение, что
«ни одно новое высшее учебное заведение
не должно быть создано, так как такое
создание приближает страну к революции».
Министерство народного просвещения отклоняло
ходатайства местных органов самоуправления
и общественности об открытии университетов
в Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону
и других городах. В 1912 г. на «особом журнале»
заседаний Совета Министров «Об открытии
новых учебных заведений» Николай II начертал:
«В России вполне достаточно существующих
университетов. Принять эту резолюцию
как мое руководящее указание».
Советский
период
Советский
период характеризуется централизованным
управлением науки. Значительная часть
ученых работали в АН
СССР , Образовательных
учреждениях, отраслевых НИИ.
Началось развитие науки не только в Москве,
Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске,
в Свердловске, Хабаровске. Организационная
модель российской науки была сформирована
в 1917—1930 гг. и была ориентирована на потребности
индустриализации. В этот период были
сформированы ведомственные сети научных
организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения
и т. д.). В 1931 г. были установлены основные
типы научных учреждений: центральный
НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые
учреждения (заводские лаборатории, опытные
станции), региональные институты. В период
с 1931 по 1955 гг. произошла дифференциация
научных организаций по стадиям выполнения
исследований и разработок на — научно-исследовательские,
конструкторские, проектные и технологические.
Основной курс государственной политики
состоял в создании необходимых условий
для развития практически всех крупных
отраслей знаний. Были созданы две практически
изолированные друг от друга системы:
военная и гражданская. Научный комплекс
ВПК включал в себя крупные научно-технические
организации и научные системы ряда ведущих
вузов страны. В системе гражданской науки
были сформированы академический, вузовский,
отраслевой и заводской сектора науки. Организационную
структуру академического сектора науки
представляли научные организации Академии
наук СССР и отраслевых академий. Самое
значительное место в академическом секторе
занимала «Большая академия» (АН СССР).
Созданная в 30-е годы сеть научных центров
была преобразована в республиканские
академии. В середине 50-х появилось первое
региональное отделение Академии наук
— Сибирское отделение. В 1987 г. были учреждены
Дальневосточное и Уральское отделение.
В этот период в академическом секторе
получили развитие специализированные
научные центры, сформированные на основе
объединения институтов, выполняющих
исследования в рамках одной или нескольких
смежных отраслей знания. Развивалась
собственная опытно-производственная
инфраструктура: научно-технические центры,
полигоны, крупные установки, опытные
производства, проектные и конструкторские
хозрасчетные организации, инженерные
центры. В академическом секторе формировались
различные интеграционные структуры.
Во многих академических институтах были
созданы научно-учебные центры, научно-технические
объединения, научно-технические центры.
Формами связи научных организаций с производством
были: сотрудничество с отраслевыми министерствами
и ведомствами, договоры о совершенствовании
производства на конкретных предприятиях,
выполнение комплексных народно-хозяйственных
программ. В вузовском секторе науки сформировались
множество типов организаций, выполняющих
научные исследования и разработки: научно-исследовательские
институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные
и экспериментальные хозяйства, проблемные
и отраслевые лаборатории, проектные организации,
вузовские и факультетские конструкторские
и технологические бюро с собственной
экспериментальной базой, обсерватории,
ботанические сады, территориальные межвузовские
комплексы, научно-учебные центры, совместные
подразделения с организациями академического
и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские
институты при вузах были созданы в рамках
незначительного числа крупных вузов
страны с преобладанием кафедральной
формы организации исследований и разработок.
В 70-е годы появились межвузовские комплексы,
объединявшие научные коллективы различных
вузов с целью выполнения комплексных
научно-технических задач. Этот период
можно считать периодом организационного
оформления вузовской науки на институциональном
уровне. Создавалась инфраструктура на
основе межвузовского кооперирования
по совестному использованию экспериментально-производственной
базы, вычислительных центров и т. д. В
вузовском секторе были сформированы
учебно-научно-производственные комплексы.
В частности, Ленинградский институт водного
хозяйства (сейчас — Санкт-Петербургский
морской технический университет) был
создан на основе слияния вуза, научно-исследовательского
института и опытного производства. Модель
отраслевой науки создавалась с ориентацией
преимущественно на прикладные исследования,
опытно-конструкторские и технологические
разработки. В рамках каждой отрасли народного
хозяйства было организовано управление
всем циклом проведения исследований
и разработок — от фундаментальных и прикладных
исследований до их внедрения в серийное
промышленное производство. Тем самым
отраслевые министерства и ведомства
стремились обеспечить научным «сопровождением»
весь спектр своей деятельности, жестко
контролируя процесс проведения исследований
и разработок подведомственными научными
организациями. Ведомственные сети отраслевого
сектора формировались по двум направлениям:
на основе специализации на выполнение
исследований и разработок по продуктовым
областям и на основе специализации по
созданию продуктов и процессов. Заводской
сектор науки объединял инженерно-технические
подразделения промышленных предприятий
и производственных объединений. Основная
направленность их деятельности состояла
в развитии и совершенствовании обслуживаемого
ими производства. В тот же сектор включались
научно-исследовательские институты и
конструкторские бюро, находящиеся на
самостоятельном балансе в составе промышленных
предприятий и производственных объединений. Одна
из особенностей советской науки являлась
её глубокая идеологизация. Наука должна
была быть марксистско-ленинской, материалистической.
В этом качестве она противостояла науке
буржуазной, идеалистической. Наибольших
успехов советская наука достигла в области естественных наук, где идеологический
контроль был минимальным. За работы, выполненные
в этот период нобелевские премии получили
физики: Тамм
И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау
Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица
П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов
А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г.
премию по экономике. Благодаря деятельности И.В.Курчатова, С.П.Королева и других ученых в СССР
было создано ядерное
оружие и космонавтика. В то же время развитие
биологии сдерживалось начатой в середине
1930-х годов Т.
Д. Лысенко
кампанией против генетики, существенно пострадал
и ряд других научных дисциплин (см. Идеологический контроль
в советской науке). Следует
отметить следующие параметры, характеризующие
организационную модель отечественной
науки советского периода:[источник не указан 19 дней]
- cильный научный
комплекс, ориентированный на исследования
и разработки оборонного характера в ущерб
развитию гражданских отраслей промышленности;
- неразвитость
технологий двойного назначения, результаты
научных исследований и разработок в оборонной
промышленности практически не трансформировались
в гражданскую сферу, как в странах Запада;
- ведомственная
разобщенность научного сообщества;
- преобладание
крупных специализированных научных организаций,
особенно в отраслевом, самом масштабном
по уровню используемых ресурсов секторе
науки;
- проведение исследований
по всему фронту работ;
- базовое финансирование
научно-исследовательских организаций,
слабо коррелированное с народно-хозяйственными
потребностями в научно-технической продукции;
- монополия в государственной
форме собственности;
- относительная
изолированность от мирового научного
сообщества;
-планирование
тематики научных исследований и результатов
в прикладных областях. Точкой отсчета
процессов трансформации научных учреждений
и нарастания кризиса науки следует считать
1987 г. , когда было принято постановление
ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе
научных организаций на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование», прикладные
исследования и разработки признавались
товаром, был осуществлен переход к оплате
научно-технической продукции по договорным
ценам. Однако не происходило обновлений
исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся
процесс «консервации отсталости» технологического
базиса отраслей народного хозяйства.
Современная
наука
Затраты
на исследования и разработки в России
в 2000—2007 годах, в млрд долларов США. В
настоящее время в России работает несколько
сотен тысяч научных работников, большая
часть (порядка полумиллиона) кандидаты
и доктора наук . В
России насчитывается около четырёх тысяч
организаций, занимающихся исследованиями
и разработками. Около 70 % этих организаций
принадлежат государству. В период
1995—2005 гг. российские учёные опубликовали
286 тыс. научных статей, которые в мире
были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу
публикаций в 11 тыс. научных журналов в
мире). По итогам 2005 года Россия занимала
8-е место в мире по количеству опубликованных
научных работ и 18-е место — по частоте
их цитирования.[3] В России работают тысячи
учёных с большим объёмом международного
цитирования (десятки и сотни ссылок на
их работы). Среди них преобладают физики,
биологи и химики, однако полностью отсутствуют
экономисты и представители общественных
наук. С 2000 по 2007 год чиcло патентных
заявок на изобретения в России увеличилось
на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине
прирост среди стран «Большой
восьмёрки».
В 2008 году объём научных исследований
и разработок в России составил 603 млрд
рублей. Вместе с тем, из-за резкого сокращения
финансирования науки во время кризиса
конца ХХ века страну покинули десятки
тысяч ученых, которые теперь работают
за рубежом (см. Утечка
мозгов).
События
В
2010 году российские ученые из Объединенного
института ядерных исследований
(ОИЯИ) в подмосковной Дубне
совместно с американскими коллегами
впервые в истории успешно синтезировали
117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент
был впервые синтезирован в Дубне ещё
в декабре 1998 года, однако независимое
подтверждение было получено только в
сентябре 2009 года.
Государственная
политика
Правительство
утвердило федеральные целевые
программы: «Интеграция науки и
высшего образования России на 2002—2006
годы», «Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технического комплекса России
на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая
база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы
политики РФ в области развития науки
и технологий на период до 2010 года и дальнейшую
перспективу». В марте 2006 года правительство
РФ одобрило программу создания 7 технопарков —
в Московской, Тюменской, Нижегородской,
Калужской Новосибирской областях, а также
в Татарстане и Санкт-Петербурге. В 2006 году
впервые в бюджете было выделено 3 млрд
рублей на повышение зарплат сотрудникам
учреждений и преподавателям вузов с научными
степенями. Кроме того, в 2005 году президент
РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении
500 ежегодных грантов президента РФ для
государственной поддержки молодых российских
учёных-кандидатов наук и их научных руководителей.
В соответствии с указом, ежегодно молодым
учёным предоставляются гранты в размере
60 тыс. рублей. В том же году учреждены
100 ежегодных президентских грантов для
господдержки научных исследований молодых
(до 40 лет) учёных-докторов наук. В декабре
2006 года были внесены изменения в закон
«О науке и государственной научно-технической
политике». Изменения направлены на изменения
правового положения РАН и отраслевых
академий. Ожидается принятие закона, согласно
которому Российская
академия наук
практически потеряет самостоятельность
и будет подчиняться президенту и правительству
России.[источник не указан 148 дней] 8 апреля 2010 председатель
правительства России В. В. Путин сообщил,
что до 2012 государство выделит не менее
38 млрд рублей на поддлержку научных исследований
в вузах. Правительство РФ поручило Минфину
в течение трёх лет выделить 12 млрд руб.
на привлечение в российские вузы ведущих
ученых. В соответствии с постановлением,
из бюджета на эти цели в 2010 г. выделяется
3 млрд руб., в 2011 г. — 5 млрд руб. и в 2012 г. —
4 млрд руб. Средства выделяются в виде
грантов правительства, которые будут
на конкурсной основе предоставляться
под научные исследования, проводимые
в отечественных вузах под руководством
ведущих ученых.