3 вопрос.Развитие русской науки и техники.
Русская научная
мысль впервой половине XIX в. пробивала
себе путь вперёд, преодолевая в
борьбе многочисленные препятствия. В
феодально-крепостнической России
наука была у властей в загоне,
царская казна отпускала для
неё ничтожные средства. Некоторым
признанием со стороны правящих кругов
пользовалась только историческая наука
в её официально-правительственной
трактовке. Общественные науки в
лице большинства своих университетских
и академических представителей
имели резко выраженный официально-дворянский
характер. Но в то же время выступили
и повели самоотверженную борьбу
за передовые научные воззрения
декабристы, Белинский, Герцен и другие
революционные представители русской
общественно-научной мысли. Стали
заметно оживляться и крепнуть технические
и естественные науки, как бы отражая
тем самым общий подъём производительных
сил и развитие новых явлений
в экономике.Ведущим направлением философской
мысли России было материалистическое
направление. Великие русские мыслители
А. И. Герцен и В. Г. Белинский уже в 40-х годах
своим философским творчеством в большой
степени содействовали успешному преодолению
идеалистических взглядов. Герцен и Белинский
выработали самостоятельное философское
мировоззрение. Герцен в своих классических
философских трудах «Письма об изучении
природы», «Дилетантизм в науке» первый
дал правильное истолкование диалектики
Гегеля как «алгебры революции». По словам
Ленина, «Герцен вплотную подошел к диалектическому
материализму и остановился перед — историческим
материализмом» Белинский в своих философских
статьях 40-х годов развернул перед русскими
читателями мировоззрение революционного
демократа и материалиста. Идеи Герцена
и Белинского в сильнейшей степени содействовали
вызреванию демократических и социалистических
элементов в передовой русской национальной
культуре.В первой половине века возникло
несколько новых научных обществ: Московское
общество истории и древностей российских,
Московское общество испытателей природы,
Математическое общество, Общество любителей
российской словесности, Минералогическое
общество в Петербурге, Археографическая
комиссия, Русское географическое общество,
Русское археологическое общество и др.Большие
успехи в первой половине XIX в. сделали
выдающиеся русские учёные в области математики
(Лобачевский, Остроградский), физики и
техники (Петров, Якоби, Ленц, Черепановы,
Шиллинг, Аносов, Дубинины, Обухов), астрономии
(Струве), химии (Зинин), педагогики (Ушинский),
медицины (Пирогов), сельскохозяйственной
науки (Павлов). Велики были достижения
в области географических наук и открытий
замечательных русских путешественников
(Лазарев, Беллинсгаузен, Лисянский, Крузенштерн,
Невельской и др.). Великий русский математик
Н. И. Лобачевский (1793— 1856 гг.), создатель
новой геометрии,— один из величайших
представителей математической науки
XIX столетия. Он занялся проблемой, относящейся
к теории параллельных линий, над которой
в течение почти двух тысяч лет безуспешно
работали математики всего мира. Лобачевский
дал исчерпывающее решение вопроса, замечательная
особенность которого заключалась в том,
что была обнаружена возможность другой
геометрии, совершенно отличной от классической,
так называемой «эвклидовой». Лобачевский
смело опубликовал свои идеи, имевшие
глубоко революционный характер и получившие
признание только после его смерти. Труды
Лобачевского создали эпоху в истории
геометрии, развивающейся в направлении
построения новых геометрических систем
ещё до настоящего времени. Несмотря на
кажущуюся абстрактность его идей, Лобачевский
стоял по существу на материалистической
точке зрения: он не признавал никаких
новых путей возникновения и построения
геометрии, кроме совершенно конкретных
процессов движения материальных тел,
их соприкосновения и рассечения. Идеи
Лобачевского получили приложение в различных
вопросах естествознания, в частности
в -последние десятилетия в теории относительности.
Лобачевский работал в Казани, был шесть
раз избран ректором Казанского университета
и пользовался горячей любовью студенческой
молодёжи.М. В. Остроградский вписал своё
имя в историю математической мысли человечества,
создав замечательные работы по математической
физике, аналитической и небесной механике.
Остроградский смело шёл самостоятельным,
творческим путём в науке, установив принцип
наименьшего действия — один из важнейших
законов механики. В 1840 г. Парижская академия
объявила премию за решение проблем вариационного
исчисления, между тем эти проблемы уже
были решены Остроградским в труде, напечатанном
ещё в 1834 г.
В первой
половине XIX в. выступил ряд замечательных
русских учёных и изобретателей,
особенно в области электротехнику
металлургии, прикладной химии. Профессор
Петербургской медико-хирургической академии
В. В. Петров (1761 1834 гг.) ранее западноевропейских
учёных открыл явление теплового и светового
действия электрического тока, позже ставшее
незаслуженно известным под именем «вольтовой
дуги». Независимо от работ Карлейля и
Никольсона Петров открыл электролиз
в первые годы XIX в., он же впервые в истории
науки установил важнейшие физические
и химические действия гальванического
тока. Труды Петрова заложили прочные
основы для развития электрохимии и электрометаллургии.
С полным правом Петров писал о себе: «Я
надеюсь, что просвещённые и беспристрастные
физики по крайней мере некогда согласятся
отдать трудам моим ту справедливость,
которую важность сих последних опытов
заслуживает». Академики Б. С Якоби (1801—1874
гг.) и Э. X. Ленц (1804—1865 гг.), избранный на
место Петрова после смерти последнего,
внесли значительный вклад в изучение
электромагнитных явлений; Ленц открыл
закон, определяющий направление индукционного
тока. Открытия в этой области позволили
неизмеримо расширить применение электричества
для практических целей. Якоби сконструировал
электродвигатель, установил его на судне
и первый в мире в 1839 г. вместе с членами
испытательной комиссии совершил плавание
на электроходе, спущенном на воды Невы.
Учёный-патриот Якоби, ходатайствуя перед
правительством о получении средств для
продолжения своих новаторских опытов,
заботился, по его словам, о том, чтобы
Россия, отечество, «не лишилась славы
сказать, что Нева раньше Темзы или Тибра
покрылась судами с магнитными двигателями».Отец
и сын Е. А. и М. Е. Черепановы, крепостные
механики-инженеры Демидовых, построили
в 1833—1834 гг. первую в России железную паровую
дорогу на Нижне-Тагильском заводе (Южный
Урал). Талантливые русские инженеры-металлурги
П. Я. Аносов и П. М. Обухов много сделали
для развития отечественной металлургии.
Торный инженер Златоустовского завода
на Урале, крупнейший металлург первой
половины XIX в. Аносов первым в мире применил
микроскоп для изучения строения металла
и на основе колоссального числа опытов,
длившихся около 30 лет, открыл способ получения
знаменитой так называемой «булатной»
стали. Открытия Аносова сделали этого
русского учёного-инженера основоположником
учения о стали, зачинателем высококачественной
металлургии в России. Особое, выдающееся
значение имеет открытие в 1859 г. способа
проката стали замечательным русским
изобретателем В. Пятовым. Обухов положил
начало русскому сталелитейному делу;
русская «обуховская сталь» не уступала
прославленной немецкой «крупповской
стали». В 1860 г. Обухов создал первую стальную
пушку в России. Братья Дубинины, крестьяне
графини Паниной, изобрели в начале 20-х
годов способ очищения чёрной нефти; в
1823 г. они построили в Моздоке, на Северном
Кавказе, первый в мире нефтеперегонный
завод. Дубинины были первыми основателями
керосинового производства. Но в царской,
крепостнической, дореформенной России,
разумеется, отсутствовали условия для
углубления и практического применения
изобретений и открытий замечательных
русских людей. Изобретательская и техническая
мысль русского народа весьма часто не
получала ни заслуженного признания, ни
практического применения в производстве.
Царизм и господствующие классы, заражённые
низкопоклонством перед иностранщиной,
не могли и не желали признавать великие
творческие возможности русского народа.Существенный
вклад в астрономическую науку сделал
выдающийся русский астроном В. Я. Струве.
Его наблюдения над так называемыми «двойными
звёздами», микрометрические измерения
более чем 3 тыс. звёзд, подавляющее большинство
которых было открыто им самим, градусное
измерение русско-скандинавской дуги
меридиана явились крупнейшими трудами
астрономической науки. Большой заслугой
Струве было создание в 1839 г. Пулковской
обсерватории под Петербургом, сыгравшей
большую роль в развитии русской астрономии.Значительным
событием в развитии химии в России была
разработка Соловьёвым, Щёголевым и Гессом
русской химической номенклатуры. В 40-х
годах усилиями гениального учёного Н.
Н. Зинина (1812—1880 гг.) русская химия с честью
продолжила дело, начатое Ломоносовым.
Русский патриот Зинин сознательно стремился
к созданию русской химической школы.
«Довольно нам ходить на помочах у заграницы,—
говорил он,— пора нам создавать свою
науку». Зинин, несмотря на настояния великого
немецкого учёного Либиха, желавшего оставить
его в Германии, возвратился на родину
и в бедной лаборатории Военно-медицинской
академии в Петербурге приступил к
своим замечательным опытам. В результате
опытов им было сделано открытие мирового
значения: найден способ получения анилина
из бензола, и тем самым положено начало
синтезу анилиновых красителей. Открытия
Зинина легли в основу всего дальнейшего
развития промышленности синтетических
красителей. Ученик Зинина, выдающийся
русский учёный химик А. М. Бутлеров заявил
от лица всех передовых русских людей:
«Имя Зинина будут всегда чтить те, которым
дороги и близки к сердцу успехи и величие
науки в России».К числу знаменитых естествоиспытателей
первой половины XIX в. относятся русские
биологи К. Ф. Рулье и И. Е. Дядьковекий,
философы-материалисты, борцы против витализма,
имевшие большое влияние на передовое
студенчество, славившиеся как лекторы
и научные руководители молодёжи! И. Е.
Дядьковский был близок А. И. Герцену, Н.
П. Огарёву, В, Г. Белинскому, М. С. Щепкину.
За атеистические воззрения он был в 1835
г. изгнан из Московского университета.Большое
значение для отечественной медицины
имела деятельность М. Я. Мудрова, выдающегося
клинициста, материалиста по воззрениям,
развившего учение о значении внешней
среды как фактора патологических состоянии.Заслуженную
славу русской медицине лринесли труды
великого учёного Н. И. Пирогова (1810-1881
гг.), основателя военно-полевой хирургии.
Он упорно боролся с господствовавшими
в медицине реакционными натурфилософскими
идеалистическими концепциями. Опыт, научный
эксперимент, был положен Пироговым в
основу его выводов. Свою научную работу
Пирогов сочетал с общественной деятельностью,
борясь против реакционной профессуры,
царских казнокрадов и военных бюрократов.
В 1856 г. он выступил со статьёй «Вопросы
жизни» против старого воспитания, за
создание из молодого поколения людей
с твёрдым характером и честными демократическими
убеждениями. Но Пирогов не остался до
конца на передовых педагогических позициях.
Ряд его отсталых требований подвергался
острой критике со стороны демократов-просветителей,
особенно Добролюбова.Великий
русский педагог, общественный деятель
и учёный К. Д. Упганский (1824—1870 гг.), несмотря
на травлю со стороны реакционно-правительственных
кругов, завоевал признание своих идей
в среде передовых педагогов, учёных и
широких слоев русской интеллигенции.
Ушинский отверг старые, схоластические
методы преподавания, свойственные крепостной
эпохе, заменил их новыми методическими
приёмами, основанными на внимательном
изучении детей школьного возраста, создал
новые учебники. В своих знаменитых статьях
и книгах («О пользе педагогической литературы»,
«О народности в общественном воспитании»,
«Человек, как предмет воспитания» (обширный
исследовательский труд), книга для чтения
«Родное слово», «Руководство к преподаванию
по «Родному слову»») Ушинский развил
новые идеи в педагогике. В основу своей
педагогической системы Ушинский положил
идею народности и требование научного
обоснования педагогических положений.
Он считал необходимым воспитывать в учащемся
любовь к родине, уважение к фактам, уменье
наблюдать действительность. Однако педагогическая
система Ушинского проникнута мирным
просветительским гуманизмом педагога-идеалиста,
далёкого от идей борьбы и революции, в
этом её слабая сторона.