Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:18, реферат
Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами. Поэтапное преобразование земельных отношений в Российской Федерации, ориентированное на рыночную экономику и развитие предпринимательской деятельности граждан, предприятий и организаций, - это одна из важнейших задач государственной политики переходного периода. В 1920-1941гг. земельные отношения в России претерпели значительные изменения. Одним из итогов этих преобразований явилось то, что в стране практически завершено создание нового земельного строя и осуществлен переход к различным формам владения, пользования землей и аренды ее, разрешено многоцелевое использование земельных участков и прочно связанных с ней объектов недвижимости, введено платное землепользование, создаются условия для развития рынка земельной собственности и предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики. На основании закона Российской Федерации о земельной реформе и других законодательных актов о земле, наряду с государственной утверждается частная собственность на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной. Параллельно с колхозами и совхозами образовались крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Земельные отношения регулируются системой политических, социально-экономических, юридических и технических мер, осуществляемых государством. Важнейшая роль в развитии предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Земельные отношения накануне 1917 года…………………….……...…….4
2. Становление земельного права в годы Советской Власти………..………5
3.Образование Союза ССР и земельное законодательство…………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...13
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
имени академика Д. Н. Прянишникова»
кафедра землеустройства
Реферат на тему:
Развитие земельных отношений и землеустройства в период 1920- 1941.
по направлению 120700 «Землеустройство и кадастра».
Выполнил: ст. гр. Змб-23
Худотеплов Андрей
Викторович
Проверил: Саитова Альбина
Рубисовна
Пермь 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Земельные отношения накануне 1917 года…………………….……...…….4
2. Становление земельного права в годы Советской Власти………..………5
3.Образование
Союза ССР и земельное
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами. Поэтапное преобразование земельных отношений в Российской Федерации, ориентированное на рыночную экономику и развитие предпринимательской деятельности граждан, предприятий и организаций, - это одна из важнейших задач государственной политики переходного периода. В 1920-1941гг. земельные отношения в России претерпели значительные изменения. Одним из итогов этих преобразований явилось то, что в стране практически завершено создание нового земельного строя и осуществлен переход к различным формам владения, пользования землей и аренды ее, разрешено многоцелевое использование земельных участков и прочно связанных с ней объектов недвижимости, введено платное землепользование, создаются условия для развития рынка земельной собственности и предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики. На основании закона Российской Федерации о земельной реформе и других законодательных актов о земле, наряду с государственной утверждается частная собственность на землю в виде индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной. Параллельно с колхозами и совхозами образовались крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Земельные отношения регулируются системой политических, социально-экономических, юридических и технических мер, осуществляемых государством. Важнейшая роль в развитии предпринимательства в сфере управления земельными отношениями в городском секторе экономики.
Указом от 4 марта 1906 г. была создана система землеустро комиссий, которые стали затем основными исполнителями столыпинского законодательства о землеустройстве. Этой же цели служил Закон о землеустройстве от 24 мая 1911года. Широко практиковалось в системе земле мероприятий переселение крестьян из густо на губерний Центральной России на казенные земли. Создавались опять-таки на переселенческих участках отрубные и хуторские хозяйства. С помощью переселения решалась также задача: отвлечь внимание крестьян от принудительного отчуждения соседних с ними помещичьих земель. Столыпинская аграрная реформа наиболее полно проводи до начала 1914года, то есть до мировой войны. За эти годы правом выйти из общины воспользовалось примерно 10 — 15% крестьянских хозяйств. Нельзя сказать, что крестьянское население не понимало выгод, связанных с частной собственность на землю. Но в деревне была значительная прослойка бедняков, для которых владение землей на праве собственности само по себе еще не давало возможности встать на ноги. Выде крестьянских хозяйств на отруба и хутора требовало ши землеустроительных работ, которые не поспевали за потоком ходатайств. Кроме того, при выделении из общин отдельных хозяйств вставал вопрос об усреднении качества земли в нарезаемых их участках по сравнению с каче земли, остающейся в общественном владении. Этого не всегда можно было достигнуть при нарезке земли в одном месте без проведения мелиоративных работ. Наконец, выделяе участки должны были быть обеспечены водой. Если на месте не было, требовалось устройство колодцев и прудов. Для этого нужны были время и средства. Столыпинская реформа должна была растянуться, видимо, надолго. Мировая война и последующие революции прервали ее ход. Однако ее опыт в новых исторических условиях может быть поучительным и для настоящего времени, поскольку члены колхозов и работники совхозов получили право выделиться со своим земельным паем из состава этих крупных предприятий и организовать либо индивидуальные (фермер) хозяйства, либо ассоциации индивидуальных хозяйств.
Как известно из истории, большевики отстаивали национализацию земли, в то время как меньшевики, левые эсеры — муниципалитет. Указанные партийные установки нашли свое отражение в Декрете о земле, принятом Вторым съездом Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрь революции, т. е. 26 октября (8 ноября) 1917 г. На основе Декрета о земле был уничтожен строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось на земли. Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится, тем не менее его положения законодательно закрепи именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся. Раскрывая политико-юридическое содержание национализации земли, надо сказать, что национализация есть nepедача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения использования землей. К таким об правилам, безусловно, относится при национализации запрет всякого посредничества, т. е. запрещение передачи земли субарендаторам, запрещение уступки земли тому, кто не является сам хозяином. Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог. Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования определил принципы и формы владения и пользования землей Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращение в государственные хозяйства. Основная масса земель переда на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался Формы пользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные. Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные форм землепользования государственных предприятий, товары, артелей и трудящихся крестьян. Впоследствии одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены, а другие укрепились и в конечном счете стали основными. Установление национализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельного законодательства. Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР.
III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г. принял основные положения
Декрет о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был существенно исправлен, а ряд положений принципиально изменен. 9 февраля 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.
Социализация земли
Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной собственности на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в пользование трудящегося народа. В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения сельского хозяйства государственным хозяйствам, сель коммунам и товариществам. Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное распределение земли. В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройству сельского хозяйства. В Положении обоснована необходимость перехода от единоличных форм к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных ком, артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положение предусматривали всякого рода преимущества и создания благоприятных условий для развития коллективных форм землепользования. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственных земель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений, на защиту лесов, укрепления песков и т. д. Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное землепользование трудовых хозяйств. Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда, который находится в непосредственном распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись, но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения; земли, занятые промышленными предприятиями, транс, курортами; городские и поселковые земли. Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных записей и учета землепользования.
Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г.
В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки
кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говорилось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров. На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. Говорилось о необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному хозяйству. IX Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть действующее земельное законодательство в целях полного согласования его с основами новой экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле. В целях упорядочения и создания устойчивого трудового хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон "О трудовом землепользовании" и постанов "По вопросу о кодексе земельных законов". Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвердил ЗК РСФСР, который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные кодексы были приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных республиках созданного в 1922 г. Союза ССР.
ЗК РСФСР собрал воедино и кодифицировал все действовавшие и не противоречившие новым условиям и новой политике законы. При этом были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо устаревшие. Кодексом довольно подробно регулировалось землепользование совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных крестьянских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользования, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собственностью на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора. ЗК РСФСР 1922 г. допускал в виде исключения трудовую аренду и вспомогательный наемный труд.
3.
Образование Союза ССР и
С образованием
Союза ССР земельное законодате
15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений: определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных отношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовой режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городских земель, земель государственного запаса и других земель, а также сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок разрешения земельных споров и т. д. Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательства пошло по линии совершенствования сложив в результате национализации земли основных земельно-правовых институтов: права исключительной государственной собственности, права землепользования и его различных видов, право режима различных категорий земель, землеустройства и др. В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало основным и потребовало дальнейшего совершенство, упорядочения и охраны от каких бы то ни было нарушений. Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен за в ст. 8 Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, кон принципом. Принцип бесплатности пользования земли был распространен на все сельскохозяйственные земли, а так на все виды пользования землей и лесами, сенокошение, пасть скота и др. В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и совхозного землепользования.
13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное законодательство — были приняты Основы земельного законом Союза ССР и союзных республик.
Заключение
В заключении
можно сделать следующие
Земельные отношения
— результат длительного
Информация о работе Развитие земельных отношений и землеустройства в период 1920- 1941