Реформа по отмене крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:13, реферат

Описание

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трехдневной барщине, об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

Работа состоит из  1 файл

Отмена крепостного права.docx

— 26.93 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общего, стратегического, информационного менеджмента

и бизнес-процессов

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Реформа по отмене крепостного права»

 

Работу выполнила Суббота Вероника

 курс 3 факультет управления  и психологии

Специальность: документоведение и документационное обеспечение  управления

Руководитель: Пинкаченко Ирина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

         

 

Краснодар 2012

Предыстория

Первые шаги к ограничению  и последующей отмене крепостного  права были сделаны Павлом I и  Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трехдневной барщине, об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В 1816-1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях Российской империи.

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных  комиссий для решения вопроса  об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного  периода произошла существенная трансформация данного института  и резко сократилась численность  крепостных, что облегчало задачу окончательной ликвидации крепостного  права. К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда она могла произойти  и без согласия помещиков. Как указывал историк В.О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений - с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков. Кроме  того, в 1850-е годы усилились восстания  крестьян. Поэтому новое правительство, сформированное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса.

Основными причинами реформы  были:

- во-первых, крепостничество  сдерживало развитие промышленности, медленно шло накопление капитала. Россия могла перейти в разряд  второстепенных государств;

- во-вторых, крестьянские  хозяйства разорялись, так как  помещики увеличивали барщину  в Черноземье, а оброчные крестьяне  уходили на заводы, подрывалась  основа крепостнической экономики,  базирующейся на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных  крестьян;

- в-третьих, кризис крепостничества  явился одной из главных причин  поражения страны в Крымской  войне, которая показала военно-техническую  отсталость России. Была подорвана финансовая система: крестьяне разорялись из-за рекрутских наборов, роста повинностей. Началось массовое бегство крестьян от помещиков;

- в-четвертых, рост числа  крестьянских волнений создавал  реальную угрозу превращения  разрозненных выступлений в новую  «пугачевщину»;

- в-пятых, осознание правящими  кругами, что крепостное право  - «пороховой погреб» под государством. От либеральных помещиков, ученых, даже родственников царя, в частности младшего брата великого князя Константина, в адрес правительства стали поступать предложения, проекты реформирования земельных отношений;

- в-шестых, крепостное право,  как форма рабства, осуждалось  всеми слоями русского общества.

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён  новый Секретный комитет по  крестьянскому делу в составе  11 человек. 26 июля министром внутренних  дел и членом комитета С.  С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя генерал-губернатора В. И. Назимова.

Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года генерал-губернатору  В. И. Назимову, предусматривала уничтожение  личной зависимости крестьян при  сохранении всей земли в собственности  помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб. Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны, 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения. Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

  • получение крестьянами личной свободы;
  • обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа;
  • утверждение переходного состояния.

19 февраля (3 марта) 1861 года  в Петербурге император Александр  II подписал Манифест «О Всемилостивейшем  даровании крепостным людям прав  состояния свободных сельских  обывателей» и Положение о  крестьянах, выходящих из крепостной  зависимости, состоявшие из 17-и  законодательных актов.

Основные положения  реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»;
  • крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям - членству в сельском обществе и владению надельной землей;
  • крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью;
  • крестьяне получали выборное самоуправление, низшей единицей самоуправления были сельское общество, высшей единицей - волость;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом;
  • за пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет;
  • сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось;
  • государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей, приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Повинности временнообязанных  крестьян

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны  были за пользование землёй платить  оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней  барщины, пореформенная барщина  была более ограниченна и упорядочена. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались  максимальные и минимальные размеры  крестьянских наделов. Наделы могли  уменьшаться по специальным соглашениям  крестьян с помещиками, а также  при получении дарственного надела. При наличии в пользовании  крестьян наделов меньшего размера  помещик обязан был или прирезать  недостающую землю от размера минимума, или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний  размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Анализ реформы

Историки, жившие в эпоху  Александра II и изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Н. Покровский, вся  реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали  официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться  свободными, но в их положении абсолютно  ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. «Быть от царя объявленным свободным человеком, - писал историк, — и в то же время продолжать ходить на барщину или платить оброк: это было вопиющее противоречие, бросавшееся в глаза. После реформы 1861 г., вплоть до 1906 г., несмотря на юридическую отмену крепостного права, сохранялся фактический запрет на уход «обязанных» и «выкупных» крестьян со своего участка земли, что указывает на сохранение крепостного права как социально-экономического института. Условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.

Ещё одним результатам  реформы 1861 г. стало появление т. н. отрезков - части земель, составлявших в среднем около 20%, которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказавшихся в ведении помещиков и не подлежащих выкупу. Раздел земли был специально проведен помещиками таким образом, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землей от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов, в результате они вынуждались к аренде помещичьей земли, во что бы то ни стало, на каких угодно условиях.

Осуществление реформы

Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство  приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями  реформы, ответило на неё массовыми  волнениями.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления  уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с  «миром» в целом. «Мир» представлял  собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20% выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее - частично.

Переход крестьян на выкуп  растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15%. Но в ряде губерний их было ещё много. Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных»  в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок, но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Информация о работе Реформа по отмене крепостного права