Реформация в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:41, реферат

Описание

Движение за реформы в католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения. Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром, папской курией, потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни европейских стран. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишало католическую церковь ее прежней, наднациональной политической роли. В то же время, в результате распространения светской образованности и развития научных знаний, католическая церковь теряла монополию на образование и духовное руководство обществом.

Работа состоит из  1 файл

реформ.doc

— 348.62 Кб (Скачать документ)

 

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам -- в управлении государством[38].

 

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические[прим. 2]. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

[править] Комментарии

 

    ↑ По традиции, отсчёт начала Реформации начинается с этого события, хотя немецкий историк Эрвин Изерло доказал, что нет никаких достоверных свидетельств того, что это событие действительно имело место в истории.

    ↑ Впрочем это никак не означает, что капитализм был «продуктом Реформации». Эту идею часто ошибочно приписывают Максу Веберу, который на самом деле утверждал следующее:

 

        вместе с тем мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто «капиталистический дух» (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон Реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом Реформации. Уже одно то, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства, как известно, значительно старше Реформации, показывает полную несостоятельность подобной точки зрения.

 

[править] Примечания

 

↑ Показывать компактно

 

    ↑ 1 2 3 Гобри, И. Лютер. -- С. 5--18.

    ↑ Лозинский С. Г. История папства. -- С. 165.

    ↑ Керне, Э. Дорогами христианства. -- С. 145--146.

    ↑ Лозинский С. Г. История папства. -- С. 187.

    ↑ Керне, Э. Дорогами христианства. -- С. 146.

    ↑ Лозинский С. Г. История папства. -- С. 192.

    ↑ Ермолаев, В. А. Гейльброннская программа: Программа немецкого радикального бюргерства в крестьянской войне 1525 года. -- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1986. -- С. 68--69. -- 262 с.

    ↑ Лютер называл («К христианскому дворянству…») сумму в 300 тыс. гульденов, ежегодно получаемых из Германии папским двором.

    ↑ 1 2 3 4 Смирин, М. М. Германия в XVI и в начале XVII в. // История средних веков в двух томах / Под ред. С. Д. Сказкина. -- 2-е изд.. -- М.: Высшая школа, 1977. -- Т. 2. -- С. 48--90. -- 325 с. -- 50 000 экз.

    ↑ Кернс Э. Дорогами христианства. -- С. 168.

    ↑ Geoffrey Elton. Reformation Europe: 1517--1559. -- L.: Fontana, 1963. -- P. 53

    ↑ Diarmaid MacCulloch. Reformation: Europe's House Divided, 1490--1700. -- L.: Allen Lane, 2003. P. 132.

    ↑ 1 2 Голубкин Ю. А. Социально-политические взгляды и позиция Мартина Лютера во время второго периода раннебуржуазной революции в Германии (1521-1524 гг.). -- Харьков: Автореф. дисс., 1976. -- 26 с.

    ↑ Кернс Э. Дорогами христианства. -- С. 171.

    ↑ Бенгт Хегглунд. История теологии. -- СПб.: «Светоч», 2001. -- С. 234--239.

    ↑ История средних веков. / Под ред. Сказкина. -- М.: Высшая школа, 1977. -- С. 246.

    ↑ Danmarks historie. -- Kopenhavn, 1963. -- Bd. 6. -- S. 195.

    ↑ Чернышева О. В., Комаров Ю. Д. Церковь в скандинавских странах. -- М., 1988. -- С. 79--82.

    ↑ Чернышева О. В., Комаров Ю. Д. Церковь в скандинавских странах. -- М., 1988. -- С. 121.

    ↑ Murray R. Svenska kyrkans historia. -- Stockholm, 1978. -- P. 26.

    ↑ Чернышева О. В., Комаров Ю. Д. Церковь в скандинавских странах. -- М., 1988. -- С. 9--12.

    ↑ Реформация в Ливонии

    ↑ Евангелическо-Лютеранская Церковь Латвии

    ↑ Мартинас Мажвидас -- творец

    ↑ Сказкин С. Д., Чистозвонов А. Н. Реформация в Швейцарии // История средних веков в двух томах / Под ред. С. Д. Сказкина. -- 2-е изд.. -- М.: Высшая школа, 1977. -- Т. 2. -- С. 90--105. -- 50 000 экз.

    ↑ История средних веков в двух томах. / Под ред. Карпова. -- М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. -- Т. 2. -- С. 131--132.

    ↑ История средних веков в двух томах. / Под ред. Карпова. -- М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. -- Т. 2. -- С. 134--135.

    ↑ Kirk J. Dictionary of Scottish Church History and Theology. / Wright D.F. et al (eds). -- Edinburgh, 1993. -- P. 694.

    ↑ Чистозвонов А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI века. -- 1958. -- С. 39--49.

    ↑ Кернс Э. Дорогами Христианства. -- С. 267.

    ↑ [Реформация//БСЭ]

    ↑ Павел Юстен. Посольство в Московию 1569--1572 гг. -- СПб., 2000.

    ↑ Пустозерская проза. -- М.: Московский рабочий, 1989.

    ↑ Кернс Э. Дорогами Христианства. -- С. 286.

    ↑ Ковальский Ян Веруш. Папы и Папство. -- М.: ИПЛ, 1991. -- С. 182.

    ↑ Ковальский Ян Веруш. Папы и Папство. -- М.: ИПЛ, 1991. -- С. 184.

    ↑ Кернс Э. Дорогами Христианства. -- С. 292.

    ↑ Керне Э. Дорогами Христианства. -- С. 299.

 

[править] Литература

 

Научные труды (о Реформации в целом)

 

↑ Показывать компактно

 

    Источники по истории Реформации. -- М., 1906. -- Вып. 1-2.

    Зноско-Боровский, М. Православие, римско-католичество, протестантизм и лютеранство. -- Загорск, 1991.

    Ковальский Ян Веруш Папы и папство. -- М.: Политиздат, 1991. -- 236 с. -- ISBN 5-250-01237-X

    Культура эпохи Возрождения и Реформации. -- Л., 1981.

    Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении. // ВИ. -- 1995. -- № 10.

    Очерки истории западного протестантизма. -- М., 1995.

    Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм : Словарь. -- СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. -- 196 с. -- ISBN 5-288-03727-2

    Соловьёв, Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. // Философия эпохи ранних буржуазных революций. -- М., 1983.

    Фромм Э. Бегство от свободы. -- М., 1990.

    Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. -- М.: Мысль, 1986. -- 238 с. -- (Библиотечная серия).

    Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. -- Минск: Харвест, 2002. -- 624 с. -- ISBN 985-13-0267-8

    Жукоцкий В. Д. Реформация как универсалия культуры: перекличка эпох и поколений // Жукоцкий В. Д., Жукоцкая З. Р. Русская Реформация ХХ века: статьи по культурософии советизма. -- М.: Новый хронограф, 2008. -- С. 4--52.

    Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI -- начале XVII веков Учебное пособие / В. Н. Ерохин. -- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. -- 310 с.

 

 

 

Научные труды (о Реформации -- по странам)

 

    Английская реформация: документы и материалы. -- М., 1990.

    Бецольд, Ф. фон. История Реформации в Германии. -- СПб., 1900.

    Дементьев, Г. А. Введение реформации в Швеции. -- СПб., 1892.

    Дементьев, Г. А. Введение реформации в Дании. -- СПб., 1900.

    Макаров, И. В. Очерки истории Реформации в Финляндии. -- СПб.: Реноме, 2007.

    Клибанов, А. И. Реформационные движения в России в XIV -- первой половине XVI в. -- М., 1960.

    Лифшиц, Г. М. Реформационное движение в Чехии и Германии. -- Мн., 1978.

    Смирин, М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. -- М., 1962.

    Соколов, В. Реформация в Англии. -- М., 1881.

    Чистозвонов, А. М. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. -- М., 1985. -- Вып. 48.

 

Теологические труды

 

    Кернс Эрл Дорогами Христианства. История церкви. -- М.: Протестант, 1992. -- 416 с.

    Норт Дж. История Церкви от дня Пятидесятницы до нашего времени. -- М.: Протестант, 1993. -- 413 с.

    Хегглунд Бенгт История теологии / А. Прилуцкий. -- СПб.: Светоч, 2001. -- 369 с. -- 2000 экз. -- ISBN 5-7443-0058-9

 

Биографии

 

    Гобри Иван Лютер. -- М.: Молодая гвардия, 2000. -- 513 с. -- (Жизнь замечательных людей). -- 5000 экз. -- ISBN 5-235-02389-7

    Прозоровская, Б. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. -- СПб., 1994.

    Флауэр, А. Жизнь и вера М. Лютера. -- СПб., 1994.

    Ян Гус; Лютер; Кальвин; Цвингли; Патриарх Никон : Биографические повествования. -- 2-ое изд.. -- Челябинск: Урал LT, 1998. -- Т. 12. -- 521 с. -- (Библиотека Флорентия Павленкова). -- 15 000 экз. -- ISBN 5-88294-077-X

Контрреформация

 

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Франция оказалась государством, где государственной религией был католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

Карта показывает распространение Реформации и Контрреформации в Европе (не указаны Испания и Италия)

 

Необходимо заметить, что контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.

 

В 1536 году папа Павел III создал специальную комиссию, в состав которой пригласил членов общества «Часовня Божественной любви», которые составили отчёт, что в многих злоупотреблениях в Католической церкви были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 году по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, который должен был дать ответ на многие важные духовные вопросы современности. На соборе, который продолжался в течение понтификата нескольких пап, были приняты не только решения по догматическим вопросам, но и сформулированы декреты в связи с церковным злоупотреблениями.

 

Перед смертью Павел III покаялся в непотизме. Последующие папы, хотя и не проявляя последовательности, но так же боролись с этим явлением. Помимо этого папы вели борьбу за восстановление морального облика клира католической церкви. Так, Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.

 

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа -- театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты. Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполиту.


Информация о работе Реформация в Германии