Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:12, реферат
Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. На мой взгляд перестройка - совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно -политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Краткая история СССР периода 1917-1985 годов………………………. 5
2. Основные предпосылки перестройки, её методы и цели, историческая параллель…………………………………………………………………………….. 9
3. Первые реформы………………………………………………………… 11
4. Реформа избирательной системы, Первый и Второй Съезды………… 13
5. Введение президентства…………………………………………………. 16
6. Первый президент СССР………………………………………………… 18
7. Ельцин как президент России…………………………… ……………. 20
8. Анализ либеральных и других движений………………………………. 22
9. Кризис политической системы: необходимость компромисса……… 25
10. Вывод……………………………………………
Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина, казалось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он напрочь откажется от прежних политических привычек. Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы.
Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого народа президентом, Ельцин поневоле стремится держаться за все рычаги власти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной ветви. Этим, по-видимому, и обусловлен стиль поведения президента, который аналитики именуют "конфронтационным". Конфронтация заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать в системе простейшей, привычной ему с 1987 года схемы: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную политическую роль, т. е. на выражение части "застолбленных" президентом народных интересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "утратившими доверие" и т. п.
Одним
из самых трудных, однако, испытаний,
ожидавших Ельцина на посту президента,
стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии"
с императивом российской державности.
На первых порах Ельцин, как я помню, "раздавал"
суверенитеты "каждому по способностям",
но обещал сберечь единство России. Но
ведь единство подлинной, исторической
России, существовавшей с 1922 года под псевдонимом
"СССР", было разрушено в Беловежской
пуще. Неясно, был ли Ельцин инициатором
беловежских соглашений; каким именно
виделось ему тогда СНГ и т. д. Но сам факт
участия в упразднении СССР стал, пожалуй,
самым крупным и драматическим событием
политической биографии Ельцина. А когда
в внутри РФ Чечня взяла "слишком много"
суверенитета, Ельцин попробовал вмешаться,
но безуспешно. Некоторое время назад
Ельцин вдруг объявил, что он "националист"
(конечно, в смысле приверженности национальной
идее). Но следует все же признать, что
внутрироссийская региональная политика
остается пока одним из самых слабых мест
администрации Ельцина.
8.
Анализ либеральных и других движений.
Почему не успев народиться, демократия уступает место авторитарному президентскому режиму и происходит "перестройка перестройки"?
Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предполагает определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это подтверждает. Прежде всего, демократия требует, чтобы в обществе друг другу противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми гражданскими правами . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и талоны), практически лишенных собственности. На такой почве демократизация неизбежно ведет не к демократии, а к охлократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Но этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и институты были лишены адекватного демократического содержания и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию демократии.
Естественное и закономерное размежевание в стане демократических сил, начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую задачу - потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы демократической перестройки. Пока демократы выступали "против" власть предержащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были едины. Но как только, перед ними стал вопрос о позитивной программе действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружилось, что наиболее организованное, опирающееся на мощную системы органов массовой информации крыло демократов, стоит на праволиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так же либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Существует также альтернативный им блок - "Левая демократия". В него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалистической ориентации.
В
таком размежевании нет ничего неожиданного:
понятно, что интересы будущих предпринимателей,
будущих средних слоев и
Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои проблемы и разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями либерального лагеря не очень существенны. Главное для них - категорическое неприятие не только административно-командной системы, но и "гуманного, демократического социализма". По общему мнению либералов, последний несовместим с принципами свободы личности, неприкосновенности частной собственности, политического плюрализма.
Гораздо
серьезнее расхождения между
либералами и другими нарождающимися
движениями - в первую очередь новым
рабочим движением. В 1990 году была образована
Федерация независимых
Все активнее выступали другие массовые демократические движения - экологисты ("зеленые"), Федерация обществ потребителей, молодежные, женские организации. Однако все они так и не стали главными действующими лицами политического процесса, не смогли переломить его инерцию. на деле победой демократов над КПСС воспользовались лишь либералы, развернувшие отчаянную борьбу против коммунистов-реформаторов.
Однако
борьба эта, если вынести за скобки
события в Прибалтике, где центру
противостоял даже не национал-либерализм,
а коалиция национал-либеральных и национал-социалистических
сил, - в целом отнюдь не является борьбой
на уничтожение. Ибо реформаторы в центре,
во главе которых стоит Президент СССР,
за последний год сделали значительный
шаг в сторону отказа от прежних идеологических
фетишей.
9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Кризис политической системы:
необходимость компромисса.
Борьба
на политической арене страны шла
главным образом вокруг двух пунктов
(на мой взгляд эта борьба продолжается
и по сей день). Первый - общий сценарий
развития перестройки. Будет ли это постепенное
врастание сложившихся структур управления
в рыночное хозяйство и введение государственно-
Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все связанные с ними издержки возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). а между тем это решение было согласовано и с Б.Н.Ельциным, и с И.С.Силаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр сам находил "козла": введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет Министров РСФСР.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев.
Понимание
необходимости политического
Вывод.
Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся власть - Советам!", реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. "Некомпетентные демократы" кивали на "саботаж" со стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" - те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. он нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась инерция конфронтации.
Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали (и рассматривают) усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фундамента политической системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику.
И все же определенный шанс предотвратить окончательную "авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократических движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый вектор" преобразований (наряду с консерваторами, реформаторами и либералами) может существенно изменить политическую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движения добиваются того, чтобы осуществлялся не бюрократический и не анархический вариант капиталистического развития. Крайне важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию государственной собственности.
Не
реформаторы и не либералы, а только
демократические, самодеятельные общественные
организации трудящихся могут воспрепятствовать
замыслам консервативных сил, которые
пытаются спровоцировать народный бунт
против грядущего рынка, антирыночную,
тоталитарную контрреволюцию. Для этого,
однако, всем общественно-политическим,
потребительским, культурно-просветительным,
профсоюзным и иным организациям необходимо
сплотиться в мощный блок демократического
единства.
П
Р И Л О Ж Е Н И Е.
Краткая
хроника событий (1985-1991 г.г.)
1985
МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева
Генеральным секретарем КПСС. АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим",
Информация о работе Реформирование экономической системысоветского общества 1985-91 гг