Реформв Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:09, реферат

Описание

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

Работа состоит из  1 файл

Реформы Петра I.docx

— 35.61 Кб (Скачать документ)

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

Особенностью первого  этапа были спешка и не всегда продуманный  характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы  Петра I не являлись чем-то принципиально  новым, а были лишь продолжением тех  преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьев), напротив, подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

Историки, проводившие  анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в  них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы  реформ, так и в процессе их осуществления  Петр не играл главной роли (которая  была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет  о большой личной роли Петра I в  проведении тех или иных реформ.

Содержание 

1 Реформы государственного  управления

2 Областная реформа

3 Судебная реформа

4 Контроль над  деятельностью государственных  служащих

5 Реформы армии  и флота

6 Церковная реформа

7 Вероисповедная  политика

8 Финансовая реформа

9 Преобразования  в промышленности и торговле

10 Реформа самодержавия

11 Сословная политика 

11.1 Дворянство

11.2 Крестьянство

11.3 Городское население

12 Преобразования  в сфере культуры

13 Образование

14 См. также

15 Примечания 

Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала  четкая программа реформ в сфере  государственного правления. Появление  нового государственного учреждения или  изменение административно-территориального управления страной диктовалось  ведением войн, которое требовало  значительных финансовых ресурсов и  мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла  собрать достаточно средств на реорганизацию  и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления  Петра прослеживалась тенденция  снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя  канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших  отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние  упоминания о Боярской думе относятся  к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Созданный Петром для  текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время  царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем  собрании и подкреплялись подписями  всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется  подписать решение, то решение считалось  недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. 

Одновременно с  Сенатом появилась должность  фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство  мог принимать решения, но для  их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена  реформа исполнительных органов  управления, в результате которой  параллельно системе приказов[1] с их расплывчатыми функциями  были созданы по шведскому образцу 12 коллегий — предшественники будущих  министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности  решений. Были введены:

Коллегия чужестранных (иностранных) дел.

Военная коллегия —  комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.

Камер-коллегия —  сбор доходов государства.

Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

Коммерц-коллегия —  вопросы судоходства, таможни и  внешней торговли.

Берг-коллегия —  горно-металлургическое дело.

Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.

Юстиц-коллегия —  ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные  акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).

Духовная коллегия — управляла церковными делами (позже  Святейший Правительствующий синод).

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные  тяжбы, сделки на куплю-продажу земли  и крестьян, сыск беглых). 
 
 

В 1721 году учреждена  Духовная коллегия или Синод —  рассматривались дела церкви.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

Кроме того действовали  Преображенский приказ и Тайный приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод  и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись  Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация.

Результаты реформы  управления Петра I неоднозначно рассматриваются  историками.

Областная реформа

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа  с целью укрепления вертикали  власти на местах и лучшего обеспечения  армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными  всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также  ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились  новые административные единицы  — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила  число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали  делиться на 50 провинций во главе  с воеводами, а провинции на дистрикты  во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении  губернатора остались только военные  и судебные дела.

Судебная  реформа

При Петре радикальным  изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат  и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой[2][3].

Контроль  над деятельностью  государственных  служащих

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчиненными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.).[4][5]

В 1719—1723 гг. фискалы  подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением  в январе 1722 г. должности генерал-прокурора  были поднадзорны ему. C 1723 г. главным  фискалом стал генерал-фискал, назначаемый  государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

 

Реформы армии и флота

Реформа армии: в  частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали  необходимыми условиями победы в  Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел  в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

 Рядовой армейского  пех. полка в 1720—32 гг. Литография из книги XIX в.

Если поначалу среди  офицеров были преимущественно иностранные  специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта  Морская академия. В 1716 году был издан  Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия  и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К  концу царствования Петра численность  регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа  церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства  церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха  Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе  и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом  над монастырскими крестьянами  и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия  указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

Информация о работе Реформв Петра I