Реформы 50х - 60х годов 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:30, реферат

Описание

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражен

Содержание

1. Введение
2. Смена политического курса
3. Изменения в сфере сельского хозяйства
а) аграрное производство
б) освоение целинных земель
в) продажа с/х техники совхозам
г) "культ кукурузы"
д) отток сельского населения в города
4. Изменения в сфере промышленности
а) Курс на механизацию и автоматизацию производства
б) ускоренное развитие химической промышленности
в) освоение космоса и ядерной энергии
г) реформа управления народным хозяйством (орг. совнархозов)
д) XXI съезд ком. партии - догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения
е) XXII съезд КПСС - новая программа партии
5. Изменения во внешней политике
6. Кризис власти. Смещение Н. С. Хрущева

Работа состоит из  1 файл

!!! Адм.реформы 5--60 Хрущев Н.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

В начале 60-х годов  образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами.

Социальные программы-обязательства сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания; во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали  таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, решившей их материальной базы.

Большое влияние оказала  на международные отношения "холодная война". После окончания Второй мировой войны доверие друг другу  союзников по анитигитлеровской  коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко "холодная война" может перерасти в вооруженное столкновение.

Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком между Востоком и Западом явился "карибский кризис", вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов. После этой кульминации "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

В развитии культуры в  конце 50-х - начале 60-х гг проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни. В то же время Хрущев довольно чутко почувствовал необходимость проведения реформ в одном из - 14 главном звеньев культуры - в школе: срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет, а с девятого класса учащиеся должны были осваивать производственные специальности. Ни материальной базы, ни преподавательских кадров для этого не существовало.

Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение  в исторической науке. Несомненным  было и оживление в художественной культуре. Возникли новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия". В Москве открылся новый театр "Современник", который привлек внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров. В быт людей входило телевидение. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать в том, что некоторые произведения принимались Хрущевым и рядом деятелей культуры в штыки. Политическое руководство страны в начале 60-х гг стремилось удержать культуру в жестких рамках.

Но все же пробивались  смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью произведения. Были напечатаны документальные повести и воспоминания, раскрывшие ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей.

1962-1964 гг. остались в  памяти многих людей как годы  внутренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшилось продовольственное снабжение растущего городского населения. Цены оказались замороженными. Причиной этого было резкое повышение закупочных цен, которые стали обгонять розничные.

Симпатии простых людей  к Хрущеву стали ослабевать. Осенью 1963 г. разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не дала. Появились талоны на хлеб.

Повышение цен, появление  новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в  экономике страны в целом. Темпы  роста промышленности стали замедляться. Замедлился технический прогресс. Обнаружившиеся сбои в работе промышленности Хрущев и его окружение пытались выправить путем дрейфа к воссозданию централизованной бюрократической командно-административной системы сталинского типа. Хрущев, с одной стороны, стремился перестановками в партаппарате улучшить ситуацию в экономике, а с другой - столкнуть две части партаппарата, чтобы политикой "разделяй и властвуй" обезопасить самого себя. Партийный аппарат резко вырос. Стали делиться обкомы, комсомольские и профсоюзные организации. Вся реформа свелась к раздуванию аппарата партийных, - 15 государственных органов. Распад власти был налицо.

Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны  партийно-хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль в деле проведения антибюрократических реформ. Да и попытки реформ проходили верхушечными, антидемократическими путями. Большая часть народа в них не участвовала. Реальные решения принимались весьма ограниченным кругом высших политических руководителей. Естественно, что при неудаче вся политическая ответственность падала на человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве. Хрущев был обречен на отставку. В 1964г. он пытался активизировать реформаторскую деятельность, распорядившись начать подготовку проекта новой Конституции СССР.

Бурные последствия  преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, все же сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.

Партийно-государственная  номенклатура добилась укрепления своих  позиций, однако, недовольство беспокойным  лидером в ее рядах нарастало. Росло разочарование интеллигенции  строго дозированной номенклатурной "оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной  номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от Н. С. Хрущева. Он был обвинен в "волюнтаризме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев.

Новое правительство  принимает решение о начале новых  экономических реформ. Первые шаги реформы 1965г. вселяли надежды. Ускорился  экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономических показателей выполненной. Но к началу 70-х гг. сущность реформы оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать. Главными причинами, приведшими к неуспеху реформы, являлись нежелание большинства лидеров административно-командной экономики отказаться от привычных методов управления, чему сопутствовало свертывание робких преобразований в политической сфере.

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Барсуков Н.А. и др. М., 1991, «ХХ съезд КПСС и его исторические реальности».
  2. Федосеева П.Н., Черненко К.У., М., 1972  «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК  . » Том 8.
  3. Хрущев Н.С. , М., 1962, «Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. » Том 2.
  4. Хрущев Н.С. , М., 1962, «Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. » Том 4.
  5. Хрущев Н.С. , М., 1963, «Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. » Том 5.
  6. Хрущев Н.С. , М., 1963, «Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. » Том 6.
  7. Хрущев Н.С. , М., 1957, «В ближайшие года догнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла и молока на душу населения».
  8. «ХХII съезд Коммунистической партии Советского Союза» Том 1
  9. Свет и тени "великого десятилетия" Н. С. Хрущев и его время 1989 год.
  10. Аграрная политика КПСС в 50-е - 60 годы. Журнал N9 "Вопросы истории КПСС" И. В. Русинов, Москва, 1988г.

11. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. М., 1991, «ХХ съезд КПСС: новации и догмы».


Информация о работе Реформы 50х - 60х годов 20 века