Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:31, реферат
Александр II ,старший сын Николая 1 , родился в Москве 17 апреля 1818года. С самых первых дней своей жизни всеми почитался как будущий монарх, так как был старшим в своём поколении великим князем. Ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина нет сыновей. Поэтому Александра II воспитывали как будущего наследника престола.
Реформы
Александра II и их историческое
значение.
Александр II ,старший сын Николая 1 , родился в Москве 17 апреля 1818года. С самых первых дней своей жизни всеми почитался как будущий монарх, так как был старшим в своём поколении великим князем. Ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина нет сыновей. Поэтому Александра II воспитывали как будущего наследника престола.
С девяти лет наставником Александра II стал знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский. Этот очень образованный и благородный человек стремился вырастить из мальчика доброго, образованного, милосердного государя. У Александра было много знаменитых учителей, что дало ему возможность получить разностороннее образование. Знание пяти языков (русского, французского, немецкого, английского, польского), математики, физики, географии, истории, общих начал политической экономии, статистики, правоведения были на хорошем уровне.
Военные
науки преподавались и
Александр Николаевич находился под влиянием своего отца, который имел сильный характер, суровый и непреклонный ум. Имея мягкую и доступную влиянию натуру, Александр восторгался своим отцом и готов был идти ему вослед. Со своей стороны Николай любил своего сына, верил ему и поручал серьёзные дела. С 40-х годов 19 века Николай I начал приобщать сына к управлению страной, давая поручения и даже оставляя на него все дела во время своего отсутствия. В 1841 году Александр стал членом Государственного совета, через год вошёл в состав Комитета министров, а в 1846 году он был назначен председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Продвигался он и по военному ведомству. Чины ему давались за действительные заслуги. Александр командовал гвардейской пехотой, Гвардейским и Гренадерским корпусами, возглавлял военно – учебные заведения, а в период Крымской войны начальствовал над войсками столицы. Так сын был ближайшим соратником императора Николая 1.
Вступление Александра 2 на престол 19 февраля 1855 года произошло при очень тяжких обстоятельствах. Во время Крымской войны России приходилось иметь дело с соединёнными силами почти всех главных европейских держав. Неприятельский флот действовал против России на всех морях. Несмотря на своё миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твёрдую решимость продолжать борьбу и добиться почётного мира. Первые годы царствования императора Александра 2 были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжёлых порядков николаевского времени.
Крымская война обнаружила многие внутренние язвы Российского государства, показала несостоятельность прежнего быта. Вступив на престол в самый разгар войны, цари Александр II немедленно по ее окончании принимается за осуществление программы коренных реформ: на первом месте, конечно освобождение крепостных, но предусмотрен также ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Речь идет о действительно крупных изменениях, пусть и не отменяющих самодержавного строя, а только модернизирующих его. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест сударя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т.д. Освобождались, либо смягчалось наказание различным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года. Отменен прием рекрутов молодых евреев, был разрешен свободный выезд за границу и т.п. Но все эти меры были только преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II.
Самая главная его реформа была крестьянская реформа. Еще в 1856 году на одном из собраний в Москве Александр II сказал свою знаменитую фразу : «лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само начнет отменяться снизу…» После этих заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразования. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на решение вопроса о крепостном праве. В 1856 году был учрежден, а 3 января 1857 года имел свое первое заседание особый секретный комитет под председательством самого императора, задачей которого должно было быть рассмотрение постановлений и предложений о крепостном праве. В состав этого комитета входили: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, Чевкин, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев.
8 января
1858 года секретный комитет был
преобразован в главный
28 января
положения, выработанные
К личной свободе крестьянин получал земельный надел. Величина земельного надела устанавливалась с учетом местности и была неодинаковой в разных районах России. Если раньше крестьянин имел земли больше, чем устанавливал фиксированный для данной местности надел, то «лишняя» часть отрезалась в пользу помещика. Такие «отрезки» составляли пятую часть всех земель. Надел давался крестьянину за выкуп. Четверть суммы выкупа крестьянин выплачивал помещику единовременно, а остальную часть погашало государство. Свой долг государству крестьянин должен был вернуть в течение 49 лет. До выкупа земли у помещика крестьянин считался «временнообязанным» , платил помещику оброк и отрабатывал барщину. Взаимоотношения между помещиком и крестьянином регулировались «Уставной грамотой». Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, но иного пути освобождения крестьян, вероятно, не было. Компромиссный характер реформу уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя в некоторых регионах они все-таки имели место. Самые значительные из них – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
Реформа 1861г. стала величайшим политическим свершением XIX в. После отмены крепостного права многие учреждения и правовые нормы устарели. Возникла необходимость в новых преобразованиях. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы ее принципы, определенные с учетом опыта европейских стран были одобрены Александром II в сентябре 1862 г. После указа об обнародовании Судебных уставов началось переустройство судов. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали несменяемыми и обрели реальную независимость от правительственных чиновников. Были введены гласность и состязательность судебного процесса (государственный обвинитель –прокурор – противостояли независимому от властей адвокату). Важные дела разбирались выборным от населения судом присяжных. Присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого. А судьи на основании вердикта присяжных освобождали или приговаривали к наказанию подсудимого. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империй перед законом. «Менее важные» дела разбирались без присяжных, «маловажные» гражданские тяжбы и дела о незначительных правонарушениях рассматривали выборные уездные мировые судьи. Российский суд становился гласным и открытым. Судебные округа не совпадали с границами административными. Это давало дополнительные условия независимости судей от местных властей. Император Александр с полным основанием мог сказать, что дает своему государству «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных». Судебная реформа была самой демократической и последовательной из «Великих реформ» того времени.
Одновременно с судебной реформой была подготовлена земская реформа. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившие бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Управа есть учреждение постоянное; на основании закона и полномочий земского собрания она ведает все земские дела своего уезда.
Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование и др. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Немногим позднее земского самоуправления созданы были новые формы городского самоуправления. «Городское положение 1870 года» оставило в силе старое разделение горожан на купцов с их гильдиями, ремесленников с их цехами и т.д. Все горожане получили право сообща избирать гласных в городскую думу. Срок выборных полномочий в городах – четырехлетний. За деятельностью городских дум и управ наблюдает губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.
В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного…». По новому закону призываются все молодые люди достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет только это количество призывников (обычно это 20-25 % новобранцев). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятый на службу числится в ней: в сухопутных войсках 15 лет(из них 6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую службу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода.
Всеобщая воинская повинность отвечала двум потребностям времени. Во-первых, невозможно было оставить старый порядок пополнения войск при тех общественных реформах, которые вели к уравнению всех классов общества перед законом и государством; во-вторых, надобно было поставить русское военное устройство в уровень с западноевропейским.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в начальные школы как Министерство народного просвещения, так и земства устраивали «учительские семинарии». Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.