Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 18:54, контрольная работа
Раскрываются следующие вопросы: 1 Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость реформ Александра II в России? Проанализируйте их содержание и результативность для нашей страны. 2 Установите динамику экономического лидерства ведущих стран в XVIII, XIX, XX вв.
Вопрос №1: Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость реформ Александра II в России? Проанализируйте их содержание и результативность для нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. Личность Александра II и первые годы его правления …..3
1. 1. Личность Александра II………………………………………………..3
1. 2. Социально-политическая обстановка в
первые годы царствования Александра II…………….…….…..…….5
ГЛАВА II. Отмена крепостного права………………………….….…......9
2. 1. Предпосылки реформы…………………………………..….……….….9
2. 2. Отмена крепостного права……………………………………….…….12
2. 3. Значение отмены крепостного права………………………………….14
ГЛАВА III. Буржуазные реформы Александра II…………………..….15
3. 1.. Земская реформа…………………………………………………….….15
3. 2. Судебная реформа…………………………………….………………...15
3. 3. Военная реформа……………………………………………………..…16
3. 4 Реформы в диапазоне образования и печати…………………………17
3. 5. Значение реформ……………………………………………………..…18
ГЛАВА IV. УБИЙСТВО ИМПЕРАТОРА……………………..….…..…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….20
Список литературы……………………………………………..…….……21
Вопрос №2: Установите динамику экономического лидерства ведущих стран в XVIII, XIX, XX вв.:
1. Англия 1
2. Германия 2
3. Россия 4
4. США 6
5. Франция 3
6. Голландия 5
7. Япония 7 ……………………………….22
3. 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что новая система предполагала не только
военное обучение солдат, но в то же время
проводился ряд мероприятий с целью просвещения,
это особенно заметно было во время управления
военным министерством графом Д. А. Малютиным.
3. 4. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.
Еще
в начале своего царствования Александр
II отменил некоторые
Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.
Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Таким
образом, несмотря на то, что реформа
графа Толстого имела в основе
правильную идею о значении классицизма,
она не вошла в нравы нашего общества.
Одновременно с реформой мужской средней
школы, реформировалась и женская. До правления
Александра II существовали только институты
и частные пансионы, в которых обучались
в основном дворянки. С конца 50-х годов
появляются женские гимназии для всех
сословий. Параллельно стали открываться
женские епархиальные училища. Через некоторое
время успешно разрешился вопрос о высшем
женском образовании. Также были сделаны
большие успехи в плане начального или
народного образования. Но, несмотря на
усилия, народная грамотность в эпоху
реформ стояла еще на низком уровне.
3. 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.
Проведенные
реорганизации имели
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.
Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.
Логическим
продолжением реформ 60-70 годов XIX века
могло бы стать принятие умеренных конституционных
предложений, разработанных в январе 1881
года министром внутренних дел, графом
М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали
развитие местного самоуправления, привлечение
представителей земств и городов (с совещательным
голосом) к обсуждению общегосударственных
проблем. Однако убийство народовольцами
императора Александра II 1 марта 1881 года
изменило общее направление правительственного
курса.
ГЛАВА IV. УБИЙСТВО ИМПРЕРАТОРА.
Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.
В этот фатальный день государь император Александр II решил сделать развод, т.е. порядок рассылки ежедневных караулов на смену. Его путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность очень непроезжая, и если достоверно, что государь предпочел ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - неужели потому, что заметили при нем большое, против обыкновенного, число полиции.
Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, предчувствуя бедствие, повернулся к нему с козел: «Поедемте, государь!». Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же мольбой ехать скорее. Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: «Хочу видеть своих раненых». В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: «Так это ты хотел меня убить?». Но не успех он договорить, как вторая бомба взорвалась перед ним, и он опустился со словами: «Помогите». К нему кинулись, подняли, посадили в сани полицмейстера, который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной, и повезли. Через час с небольшим, точнее, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II преставился в Зимнем дворце.
Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости». Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались несокрушимость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.
Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла известность и процветание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.
Список литературы:
Вопрос №2.
Установите динамику экономического лидерства ведущих стран в XVIII, XIX, XX вв.:
1. Англия - 1
2. Германия - 2
3. Россия - 5
4. США - 6
5. Франция - 3
6. Голландия - 4
7. Япония
- 7
ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЫ В ПЕРИОД МАНУФАКТУРНОГО КАПИТАЛИЗМА.
Франция. Основная отрасль экономики –
с/х, а многочисленный класс – крестьянство.
Основные держатели земли – дворяне, работники
– крестьяне, выплачивающие оброк. Основные
каналы первоначального накопления капитала
– налоговая система, государственные
займы, продажа судебных и финансовых
должностей. Процесс имущественного расслоения
и обезземеливания крестьян. Первые мануфактуры,
появившиеся в 16 в. производили сукно,
полотно и шелк, их развитие поддерживало
государство. Политика меркантилизма
– стимулирование развития государственных
мануфактур, приток средств из торговли.
Развивались металлургические мануфактуры,
развитие внутренней торговли, военного
и торгового флота Франции.
Англия. Англия вступила в мануфактурный
период капитализма в 16 в. Росли централизованные,
рассеянные и децентрализованные мануфактуры
в деревнях. Развивалось суконное производство,
вывозились за границу шерстяные ткани.
Металлургия и металлообработка. Развитие
судостроения и рыболовства, хлопчатобумажного
производства, стекла, мыла, пороха. Обезземеливание
крестьян – аграрный переворот, ускорение
развития капитализма в деревне, рост
производительных сил сельского хозяйства.
Капиталистическое фермерство, рассеянная
мануфактура. Возник рынок наемной рабочей
силы.
Нидерланды. Первые мануфактуры с наемной
рабочей силой возникли в 16 в. Значительным
был рост торговли. В с/х также было применение
наемного труда. Крестьянин был юридически
свободен и брал земли в аренду у феодала.
После «революции цен» часть земель разоренных
феодалов перешла в руки фермеров. Первая
буржуазная революция была вызвана наличием
пережитков феодализма, тормозивших развитие
производительных сил деревни, давление
феодальной Испании. В результате возникли
Соединенные провинции – Голландия.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
И ПОСЛЕДСТВИЯ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ В
СТРАНАХ ЕВРОПЫ.
Английская буржуазная революция. Рост
капиталистических отношений к середине
17 в. тормозился средневековыми цеховыми
ограничениями, феодальной эксплуатацией
крестьян, произволом королевской власти
(введение новых налогов и монополий на
некоторые товары). В результате были ликвидированы
неограниченная власть короля, господство
феодалов. Власть перешла в руки нового
дворянства и верхушки буржуазии. Т.о.
были ликвидированы препятствия на пути
капиталистического развития страны.
Б.р. способствовала развитию с/х и промышленности
с использованием наемного труда. Росли
города. Крестьяне окончательно потеряли
землю. Победил капиталистический строй.
Французская буржуазная революция (1789-1894
гг.).
длительный и прогрессивный кризис феодально-абсолютистской
системы, между феодальными производственными
отношениями и капиталистическим способом
производства. Эти противоречия были обострены
государственным банкротством, начавшимся
в 1787 торгово-промышленным кризисом, неурожайными
годами, повлекшими за собой голод. Ф.р.
покончила с феодально-абсолютистским
строем и способствовала развитию капиталистических
отношений. Ф. р. заложила основу прочных
революционно-демократических традиций
французского народа.
Нидерландская буржуазная революция.
Причины: цеховой строй сковывал рост
мануфактур, таможенные ограничения мешали
расширению внутреннего рынка, феодальные
пережитки тормозили развитие производительных
сил деревни. Б.р. переросла в освободительную,
антииспанскую. Во второй половине 16 в.
Испания усилила Инквизиции и запретила
торговую деятельность в испанских колониях.
На появившиеся восстания Испания установила
террористический режим. Восстания продолжались
и в итоге была образована республика
Семи провинций во главе с Голландией.
Власть перешла к буржуазии, которая, обогащаясь,
вкладывала капиталы в развитие мануфактурного
производства.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
И ПОСЛЕДСТВИЯ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В
АМЕРИКЕ И ЯПОНИИ.
Первая буржуазная революция в Америке
= война за независимость (1775-1783). Уничтожались
феодальные формы землевладения, отменялись
дворянские звания, наследственная аренда
и т.д. Отменялась монополия Англии на
торговлю. В ходе стимулировалось развитие
военной промышленности. Американская
революция осталась незавершенной, т.к.
сохранилось рабство, правительство разрешало
продажу земли крупными участками и по
дорогой цене. Но земля все равно стала
более доступной для фермерства.
Вторая буржуазная революция в Америке.
(1861-1865гг.). Политика введения новых налогов
на богачей, проведение закона о конфискации
имущества мятежников, принятие закона
о земельных наделах, упразднение с 1863
г. рабства. Победа фермерского пути развития
с/х. отмена крупного землевладения, массовая
продажа земель государством по невысоким
ценам.
Буржуазная революция Японии (1867-1868 гг.).
Завершение процесса объединения государства.
Отмена феодального строя, передача их
владений государству. Ликвидирован цеховой
строй, гильдии и кланы. Свобода торговли
и передвижения по стране. Три сословия:
высшее, дворянство и простое. Сняты внутренние
таможни, введена единая денежная единица.
Все это способствовало образованию единого
рынка. Но все же революция считается незавершенной,
т.к. новый режим защищая помещиков, а к
власти допускалась и буржуазия, высшие
посты были предоставлены придворной
знати.
ПРЕДПОСЫЛКИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ.
Предпосылки: благоприятные условия для
развития технической мыли в 18 в.
Достаточное количество денежных средств
для исследований; население, способное
воспринять и использовать новинки; нехватка
рабочей силы стимулировала увеличение
производственного капитала. Снижение
стоимости рабочей силы и резкое увеличение
численности занятых в промышленности
людей. Бурному росту промышленности способствовали:1.
Продавцов и покупателей вынуждены принимать
рыночную как заданную. 2. Товар однороден,
единственным критерием была цена. 3. Нет
торговых привилегий. 4. Факторы производства
абсолютно мобильны (>спрос>предложение)
5. Нет эксклюзивных источников информации.
6. Рынок является источником средств существования
для продавцов.
Превращение Британии в “мастерскую мира”.
С 1780 по 1795 годы количество прядильных
фабрик в Англии возросло в 10 раз.
Прорывное значение имело решение транспортной
проблемы (дороги с твердым покрытием,
каналы, и железные дороги). Благодаря
этому возросла добыча угля и чугуна.
Доминирующие позиции в машиностроении.
Британия больше не была заинтересована
в защите внутреннего рынка от конкуренции,
снизила или вовсе упразднила пошлины
на импортируемые товары. Если в Европе
Англия добивалась своих целей мирными,
дипломатическими средствами, то со слаборазвитыми
странами она совершенно не церемонилась.
Так, против Китая в ходе так называемой
“опиумной” войны дважды был применен
военный флот. В результате Британия не
только аннексировала Гонконг, но и навязала
Китаю условия “свободной торговли”
английскими товарами, и прежде всего
индийским опиумом, с помощью которого
значительная часть населения Китая была
поставлена в зависимость от поставок
опиума британцами, что в дальнейшем привело
к восстанию.