Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:08, реферат
Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому в своём реферате я хочу затронуть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.
В ноябре
1775 года для развития торговли и
промышленности был издан Манифест
о свободе заведения
Расширение народного образования
С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)
Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. В 1782 году была проведена более масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.
Организация врачебной помощи населению
Примечательно
и то, что при Екатерине II организация
врачебной помощи населению возлагалась
на власти. Заботы о народном здоровье
и гигиене вызвали при
Развитие русской науки
Большой
шаг вперёд делает русская наука.
В 1783 году была основана особая Российская
академия для изучения языка и
литературы. Существовавшая с петровских
времён Академия наук за 1768-1774 годы провела
пять географических экспедиций, которые
внесли ценный вклад в изучение географии
страны. Академия наук начала публикацию
русских летописей, вышли в свет
двадцать пять томов древних русских
документов. Издательская продукция
увеличивается чрезвычайно. 15 января
императрица подписала указ о
позволении заводить "вольные" типографии.
Книга, журнал, газета становятся элементом
повседневного быта всё большего
числа людей. В Петербурге была открыта
первая в России публичная библиотека.
Положительные изменения
Русская литература
Развитие шло и в русской литературе. Во второй трети XVIII века в России складывается первое литературное направление - классицизм. Российский классицизм формировался, с одной стороны, под влиянием всеобъемлющих преобразований первой четверти XVIII века, а с другой - идеологии европейского Просвещения. Условия формирования определили и наиболее характерные черты нового направления: культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, вера в творческие силы разума.
К середине
XVIII века относится зарождение просветительства
- прогрессивной антифеодальной идеологии,
связанной с отрицательной
Двор Екатерины II
"Её
великолепие ослепляло,
Екатерина II, любила балы, маскарады, развлечения, но при этом была натурой деятельной. Она вполне профессионально владела пером и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изысканиях.
Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Поощряется и русская национальная школа живописи. С конца 1760-х годов проводятся первые художественные выставки, аукционы картин, расцветают таланты А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, В. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, А. П. Лосенко.
Заключение
Царствование Екатерины Великой оставило яркий след в истории России. Её правление выделяют неординарность личности императрицы, её выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Екатерина Великая утвердилась на берегах Чёрного моря, раздвинув границы на юг и включила в состав империи Крымский полуостров. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России. Особенно важно, то, что новое правительство не только принимало в расчёт хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи, вытекающие из практической потребности времени , но и отвлечённые теории, усвоенные императрицей из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера. Это позволяет характеризовать время Екатерины II как период "просвещённого абсолютизма".В итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества; усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности.
Историческое
значение екатерининского времени
чрезвычайно велико потому, что в
эту эпоху завершились
Список литературы
1. Энциклопедия для детей "Аванта+". История России. Том 5, часть вторая. Москва, "Аванта+", 1997 г.
2. История Отечества с древнейших времён до наших дней. В. Кириллов, Г. Кулагина. Пособие для школьников и поступающих в Вузы. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.
3. История России для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М. Зуев. Москва, "Дрофа", 2001 г.
4. Екатерина II. Записки. С. - Петербург, 1907 г.
5. "Наказ" императрицы Екатерины II. С. - Петербург, 1907 г.
6. История России. А. Ишимова. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.
7. История России с начала XVII до конца XIX века. Л. Слов. Москва, "АСТ", 1997 г.
8. Отечественная история для школьников. С. Казиев, Е. Бурдина. Москва, "Лист", 2001 г.
9. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII - XIX века. Ю. Рябцев. Москва, "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1998 г.
10. История СССР с древнейших времён до 1861 года. Том 1. М. Тихомиров, С. Дмитриев. Государственное издательство политической литературы, 1948 г.
11. Курс
русской истории. И.
12. А. С. Пушкин. Заметки по русской истории XVIII века. Т.11. Москва, 1996 г.