Реформы Габсбургов
и западные украинцы
Реформы Габсбургов и западные украинских
Хотя реформы Габсбургов конца XVIII в. проводились
во всей империи, особенно большое влияние
они оказали в Галичине, которая остро
нуждалась изменений. Иосиф II был особенно
заинтересован в этой провинции, видя
в ней нечто вроде лаборатории, где можно
было бы экспериментировать с различными
средствами переустройства общества,
в частности со средствами расширения
его производственных возможностей. Сначала
Вена ставил относительно Галичины двойную
цель: во-первых, демонтировать ста-ру
систему управления, в которой царила
шляхта, и заменить ее дисциплинированным
и подчиненным центра чиновничеством,
а во-вторых - улучшить социально-экономические
положение посполитого люда.
Административная реорганизация в Галичине
была проведена быстро и эффективно. До
1786 г. польские законы были заменены австрийскими,
а шляхетские ассамблеи распущена. Чтобы
смягчить этот удар для старой знати и
дать ей голос в делах управления, Вена
внедряет Ассамблею состояний, состоявшей
из шляхты и ду-ховенства. Но ассамблея
эта не имела права принимать собственные
решения, а только могла обращаться с петициями
к императору. Реальная власть сосредотачивалась
в руках имперских чиновников. Вся провинция
делилась на 18 регионов (с присоединением
Буковины их количество возросло до 19),
возглавляемых назначенными Веной урядны-ками
со своей немецкоязычной канцелярией.
На верхушке этой бюрократической лестницы
стоял губернатор, которого назначал сам
император. Все это чиновничий аппарат
находился во Львове, или Лемберге, как
его называли австрийцы, ставший центром
администрации и судопроизводства провинции.
2.1 Император-реформатор. Важнейшие из
многочисленных реформ Иосифа II касались
крестьян. В 1781 г., понимая, что без облегчения
их судьбы невозможно полип-шить социально-экономическое
положение Галичины, император решается
провесить-ти смелые политические меры,
направленные на отмену крепостного права.
В рамках этих мероприятий землевладельцу
запрещалось требовать от крестьянина
более трех дней барщины в неделю, или
156 дней в году (для беднейших крестьян
установления лювалася еще меньше барщина);
строго ограничивались дополнительные
повинности в пользу землевладельца: закон
предоставлял крестьянину право обрабатывать
свой надел, а также такие личные свободы,
как право жениться без разрешения господина,
переходить на другие наделы, обращаться
с жалобами на своего господина в суд.
Это были изменения огромного веса. Галицкий
крестьянин больше не был какой зне-важен,
не защищенной законом существом. Теперь
он стал лицом с определенными законных-ми
правами. Впрочем это не значит, что реформы
сравняли крестьян с другими классами.
Во многих отношениях крестьянин оставался
подвластным господину и зависимым от
него. Однако его положение улучшилось:
из обычного предмета личной восточной
части империи и стимулировать развитие
промышленности в таких западных провинциях,
как Австрия и Богемия. Предназначена
служить источником продуктов пит-ния
и сырья, а также рынком для готовых товаров,
Галичина фактически была внутренней
колонией более развитых западных провинций
империи.
Реформы наталкивались и на препятствия
со стороны шляхты, которая не пропускала
возможности взорвать их. Разъяренная
конфискациями своих земель и уменьшением
роли в образовательной работе, не спешила
идти навстречу реформам и римско-католическая
церковь. В конце концов сопротивление
нововведениям достиг критической точки.
Мадьяры, возмущены политикой централизации
и онемечивания, который ее проводил Вена,
стали угрожать восстанием. Разочарованный
Иосиф II был вынужден отменить многие
свои меры. После смерти императора в 1790
г. по нему осталась горка эпитафия: «Здесь
покоится Иосиф II, все усилия которого
потерпели неудачу».
В начале XIX в. габсбургские правители,
особенно Франц I, продолжали от-ступать
от позиций императора-реформатора. Характерно,
что множество улучшений в со-выше крестьянства
была отменена и фактически восстановлено
крепостное право. Однако некоторые рефор-мы
в области церкви, образования и права
остались в силе. Без них и без других прецедентов
просвещенного правления Иосифа II трудно
было бы осуществить будущую либерализма-цию
империи в конце XIX в.
2.2 рутенство. При всей своей ограниченности
и неполноты реформы Иосифа II и Марии Терезии
все же улучшили условия жизни западных
украинских - одного из наиболее угнетенных
народов империи, повлияв не только на
их материальное бытие, но и на взгляды
и настроения. Как и положено надеяться,
реформы разбудили среди украинских чувство
глубокой благодарности к Габсбургам
в целом и к Иосифу II частности. Преданность
династии так глубоко укоренилась, что
украинское называли «тирольцами Востока».
Эта большая зависимость и даже раболепия
перед Габсбургами имели свои негативные
последствия. Они питали так называемое
рутенство - совокупность настроений,
царивших в се-ды западноукраинской элиты
вплоть до 1830-х годов. Его сторонникам
- го-ловного образом священникам - был
присущ предельный провинциализм, что
отождествлял украинскую исключительно
с Галичиной, греко-католической церковью
и кастой священников.
Новый консерватизм, воцарившийся в Вене,
усилил присущую захидноукра-инской церковной
верхушке подозрительность к нововведениям.
Следуя польскую шляхту до перехода на
польский язык, рутенцы культивировали
псевдо аристократизм, что оказывался
в пренебрежении к крестьянству и «языка
свинопасов». Подъем Габс-бург статуса
духовенства ослабило его связи с крестьянами,
среди которых оно жило. Духовенство стало
смотреть только в направлении Вены, рабски
принимало все, что знатные дарила ему
столица, и не выдвигало никаких собственных
требований. Психология рутенство помогала
угнетать и держать в отсталости целые
поколения по-ходимых украинских, препятствуя
им бороться за лучшую долю. Таким образом,
на Украине, которая была под Австрией,
как и на Украине под властью России, многие
представители местной элиты помогали
крепко держать в имперских узде собственных
спиввитчиз-ников.
Имперское господство принесло украинских
гораздо более жестокие тотальные виды
политической, общественной и экономической
организации, чем те, которые были им ранее
известные. Чиновничество сделало присутствие
имперского государства в украинском
обществе до-сить выразительной. С этой
присутствием появилось ощущения того,
что где в роскошной, хотя и далекой столице
всемогущий и всезнающий император творит
жизнь украинского. По мере того как образ
божественно величественной империи -
или Российской, то Австрийской - завладевал
воображением украинской элиты, угасала
ее преданность родному краю. В конце концов
для нее украинские земли со всей очевидностью
были лишь частью некоего целого. Аналогичным
образом ослабло осознание украинской
самобытности, столь сильное в Казацкой
Украине XVII - XVIII вв.
Имперская эпоха привела к раздвоению
украинского общества - одно было частью
Российской империи, второе - Австрийской.
И действительно, начиная с 1654 г. Украинский
жили в двух разных политических системах
- Москва распро-рыла свою власть до Левобережья,
в то время как большинство украинских
земель ли-шалася в составе польско-литовской
Речи Посполитой. Но на поздних ста-действиях
существования последней политическое,
культурное и социально-экономическое
значения западных украинских настолько
пошатнулось, что стало легким. Как мы
узнаем, в XIX в. под властью Австрии это
положение коренным образом изменится,
и западные украинских снова начнут играть
первостепенную роль в истории своего
народа. Следовательно, тогдашняя история
Украины шла двумя параллельными путями:
один прокладывали западные украинского
в Австрийской империи, а второй - восточные
украинского в Российской.
3. Украинское возрождение в Восточной
Галичине
В Восточной Галиции позиции
греко-католической церкви особенно окрепли
после восстановления 1808 митрополии
с центром во Львове. Деятельность
высших иерархов греко-католического
духовенства в Перемышле и Львове начала
национально-культурное возрождение галицких
русинов. Центром первой волны украинского
национального возрождения в Восточной
Галиции стал Перемышль - средоточие греко-католической
епархии. Здесь существовала большая библиотека,
действовала семинария, сосредоточивались
самые образованные представители духовенства
- Иван Могильницкий, Иосиф Левицкий, Иван
Снигурский, Иосиф Лозинский и др. Вдохновлял
эта группа русинских патриотов перемышльский
епископ Михаил Левицкий.
В 1816 г., при поддержке епископа,
Иван Могильницкий создал «Общество галицких
греко-католических священников для распространения
письмами просвещения и культуры среди
верных ». Эта группа имел целью издавать
книги для народа, написанные на понятном
ему русским языком, и основывать народные
школы.
Мероприятия перемышльских патриотов
вызвали недовольство среди поляков, которые
вели перед в Восточной Галичине. Они стали
требовать от австрийских властей запретить
преподавание в начальных школах русским
языком, поскольку, как они утверждали,
это лишь вариант русского языка. Однако
имперские чиновники не торопились удовлетворять
эти требования, поскольку понимали, что
это повлечет усиление польских влияний
в крае. Поэтому решение мало компромиссный
характер. Греко-католики, как и римо-католики,
получили право учить детей собственным
языком. В смешанных школах преподавались
оба языка, но религиозные занятия проводились
отдельно, согласно вероисповеданию детей.
Обе церкви получили право отдельно осуществлять
надзор за своими школами.
Деятельность «Общества ...» постепенно
приобретала размах. С целью подготовки
учителей в Перемышле был открыто
благодарностью-учительский институт
(1817 г.). В 1832 г. на территории перемышльской
епархии существовало 400 школ. Было также
издано несколько учебников и молитвенников.
Иван Могильницкий и его единомышленники
отстаивали мнение, что русски язык является
отдельной от польской и российской славянском
языке. Однако они посчитали необходимым
сделать народную язык изысканнее, соединив
ее со старой церковнославянский. Могильницкий
создал грамматику этой «славеноруськои
» языка, но она имела искусственный характер
и распространения не получила.
Национально-освободительное движение
на украинских землях во время революции
1848—1849 гг. в Австрийской империи
Европейскую революцию
1848 г., которая охватила Францию, Германию,
Австрию, Италию, то есть страны с монархическими
режимами власти, называли “весной народов”,
ведь она была надеждой народов на национальное
•и социальное возрождение, на широкую
демократизацию общества, утверждения
гражданских свобод. Именно так и толковала
революционные события, развернувшиеся
в Галиции, Голодна Руська Рада (ГРР), созданная
2 мая 1848 г., которая взяла на себя функции
украинского национального правительства.
В её состав входили деятели львовской
украинской интеллигенции, возглавляемые
авторитетными общественно-церковными
деятелями Григорием Яхимовичем и Михаилом Куземским.
В представленной ГРР австрийскому императору
петиции, под текстом которой стояло 200
тыс. подписей, обосновывалась правомерность
борьбы за государственность и украинцев
Галиции, государство которых при князе
Даниле Галицком и его преемниках в 13 в.
было одним из мощнейших в Восточной Европе.
Сине-жёлтые цвета хоругвей того прославленного
князя ГРР позаимствовала и для знамён
отрядов новообразованной народной гвардии.
Сине-жёлтыми лентами стали украшать помещения
съездов, собраний, заседаний украинских
обществ. Следовательно, украинская национальная революция в
Галиции в середине 19 в. возродила древнеукраинскую
государственную символику как традиционно
национальную.
В ходе революции ГРР
добивалась раздела Галиции на Западную
(польскую) и Восточную (украинскую),
в которую административно уже вошла Северная
Буковина и к которой должно было присоединиться
Закарпатье. Однако на такую радикальную
реформу австрийский император не отважился.
Во-первых, она привела бы к конфликту
с Центральной народной радой (ЦНР), которая
также возникла во время революции, но
выражала интересы польско-шляхетских
кругов. Они отстаивали статус-кво Галиции
и не усматривали в украинцах отдельную
народность. Во-вторых, австрийскую власть
более всего пугала инициатива украинского
населения, которое самовольно образовало
во время революции около 50 местных русинских
рад.
Самых больших успехов украинская
национальная революция в Галиции
достигла в культурно-образовательной
деятельности. Газетой “Зоря Галицька” было положено начало
украинской печати, с 1848 г. во Львове развернула
деятельность “Галицько-руської матиці”. В октябре
того же года здесь состоялся съезд “писателей
и приверженцев народного просвещения”.
С большим подъёмом участники съезда поддержали
призыв авторитетного общественного и
церковного деятеля, писателя Николая
Устияновича широко внедрять в культуру
и образование Украины родной язык. С постановлением
съезда относительно внедрения украинского
языка в учебно-образовательную деятельность
вынуждено было считаться австрийское
правительство. Согласно специальному
императорскому декрету во Львовском
университете в конце 1848 г. была открыта
кафедра украинского языка и литературы;
её возглавил Яков Головацкий.
Летом 1849 г., после
разгрома объединёнными силами Австрии
и России венгерской революции, в
империи Габсбургов был восстановлен
абсолютистский режим с его централизованно-бюрократической
системой. Австрийскую конституцию отменили,
летом 1851 г. распустили ГРР. В развитии
национального движения на
украинских землях настал почти десятилетний
перерыв.