Реформы Косыгина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:29, контрольная работа

Описание

Безусловно, косыгинские реформы - чем дальше, тем больше - принимались в штыки Брежневым и некоторыми его сторонниками, попытки Косыгина вылечить советскую экономику были во многом изначально обречены. Но не только в интригах членов Политбюро следует искать причины провала косыгинских реформ. Возникает вопрос что сам Косыгин сделал чтоб его реформы процветали? Какова его роль в советской истории? Что он представлял собой как политик? Насколько его опыт соответствовал тем задачам, которые он ставил перед собой? Не ответив на эти вопросы, невозможно, понять и причин провала реформ Косыгина.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.43 Кб (Скачать документ)
  1.  Реформы  Косыгина

 После смещения  Хрущева Косыгин занял должность  Председателя Совета министров,  на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинских реформ". Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики. Первая задача была выполнена успешно - взамен совнархозов снова вернули министерства. Успешно начали проводиться в жизнь и главные идеи "косыгинских реформ" в области планирования народного хозяйства. Смысл этих реформ, по мнению одного из референтов Косыгина Игоря Карпенко, заключался в том, чтобы "сменить военно-штабную систему с ее главным лозунгом "План любой ценой".

Косыгин стремился  вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных между собой  мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. Кстати, именно Косыгин подписал в августе 1974 года постановление Совмина, по которому крестьяне наконец-то стали полноправными гражданами страны - на них распространили паспортную систему.

 Реформы дали  благоприятные результаты в годы восьмой пятилетки (1965- 1970 гг.). В эти годы был налажен массовый выпуск легковых автомобилей "Жигули". По инициативе Косыгина был заключен договор с итальянской фирмой "Фиат" на строительство автозавода и организацию производства современных автомобилей в Тольятти. Были достигнуты большие успехи в капитальном строительстве, улучшилось положение дел в сельском хозяйстве .

 Однако, уже в самом начале реформ Косыгин сталкивался с противодействием некоторых членов Политбюро его начинаниям. По воспоминаниям Байбакова, когда на одном из заседаний Политбюро обсуждалась концепция реформы, председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный "со свойственной ему грубоватостью и недоверчивостью произнес: "На кой черт нам реформа? Мы плохо развиваемся, что ли?", - на что Косыгин возразил:

"Реформа  необходима, темпы развития экономики  стали снижаться. Все валовые  методы исчерпаны, поэтому надо  развязать инициативу, поднять в  коллективах интерес к результатам  труда". "Но Подгорный, - вспоминает  далее Байбаков, - напыщенно и  напористо отстаивал свое, споря  не только с Косыгиным, но  и с недостаточно уверенным  в необходимости реформы Брежневым,  не говоря уже об остальных: "Если проводить реформу, то  нужно к ней тщательно готовиться.

 Рано проводить, - настаивал Подгорный.

Многие современники свидетельствуют о том, что "косыгинские" реформы были свернуты во многом из-за того, что Брежнев ревниво относился к Косыгину и постепенно лишал его все больше и больше реальных рычагов управления экономикой. Бывший первый секретарь Московского горкома КПСС Николай Егорычев вспоминал, что в 1966 году Брежнев как-то сказал ему: "Ну скажи, зачем это Косыгин поехал по украинским заводам? Что ему там делать? Все о своем авторитете печется. Пусть бы лучше в Москве сидел да делами занимался". Однако есть свидетельства и о том, что отношения Брежнева и Косыгина стали портиться не в середине 60-х, а с 1975 года. Так, в частности, считает бывший заместитель Косыгина -Совмин Владимир Новиков.

"В течение  десяти лет, - пишет он. - отношения между ними, смею утверждать, были хорошими. Я не раз бывал на даче Брежнева вдвоем с Устиновым. Устинов был не очень доброжелателен к Косыгину. Брежнев же, наоборот, в то время при мне ни разу не отозвался о нем плохо. И хотя Брежнев очень хорошо относился к Устинову, но, когда тот в домашней обстановке начинал отпускать какие-либо колкости в адрес Алексея Николаевича, Леонид Ильич не поддерживал беседу в этом направлении. Роковую роль, на мой взгляд, в ухудшении отношений между Брежневым и Косыгиным сыграл Н.А. Тихонов. С 1974 г. Брежнев начал болеть, уже через год недуг стал резко прогрессировать. У него явно развилась подозрительность, и Тихонов умело направлял ее против Косыгина, стремился вбить клин между ними. Это ему удалось, и с 1975 г. их взаимоотношения начали ухудшаться. Тихонов без конца докладывал Брежневу о тех или иных, большей частью надуманных ошибках Алексея Николаевича. В оппозицию Косыгину он стремился втянуть и остальных его заместителей.

 Например, мне  он говорил: "Знаешь, ведь мы  в Совмине - простые пешки, даже  не имеем права подписать незначительное  распоряжение. Вся власть у председателя  и его заместителя Дымшица,  который располагает материальными  ресурсами". Реформы Косыгина  буксовали не только из-за интриг  в верхних эшелонах власти. Им  активно сопротивлялись многие  министерства. Вот один из ярких  примеров на эту тему, описанный  референтом Косыгина Карпенко. Речь  идет о так называемом бунте  сорока министров. "Суть дела заключалась в том, - пишет Карпенко, - что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж взыскать с недобросовестного партнера не только штраф за недопоставленную продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникли у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало - получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уж о собственном министерстве, работать предстояло многие годы, и портить с ним отношения было просто опасно. Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на такую меру: было принято постановление, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого и восстали дружно Госплан и наиболее сильные министерства и авторитетные министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. В итоге победа осталась за министрами. И хотя распоряжение Косыгина официально отменено не было, оно практически никогда так и не вступило в действие".

 Реформы Косыгина  постепенно были свернуты и  в силу благоприятной экономической  конъюнктуры для СССР на нефтяном  и газовом рынке. Мировой энергетический  кризис совпал с бурным развитием  в нашей стране нефтяной и  газовой промышленности. Развитые  страны были готовы платить  за тонну нефти по 100 долларов, в то время как ее себестоимость  в Самотлоре составляла около 5 рублей, а общий объем нефтедобычи СССР быстро довел до 600, а затем и 650 миллионов тонн. Открытие нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири постепенно привело к тому, что к середине 80-х гг. две трети общесоюзной добычи нефти и более 60% добычи газа обеспечивала Западная Сибирь. Этот мощный прорыв имел свои как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, на валюту, вырученную от экспорта нефти и газа, закупалось западное комплектное оборудование для строительства новых заводов. На нефтедоллары было закуплено оборудование для КамАЗа, Волжского автомобильного завода, Уфимского мотостроительного завода, выпускавшего двигатели для автомобилей "Москвич". С другой стороны, на эти же нефтедоллары закупалось и продовольствие, что постепенно привело к подрыву отечественного сельскохозяйственного рынка. Впрочем, ставка на массовый импорт продовольствия была сделана еще при Хрущеве, однако в 70-е годы этот импорт не только не был свернут, но и значительно увеличился. Советский Союз становился все более зависимым от закупок продовольствия за границей.

 Если в  1973 г. импорт зерна составил 13,2 % от всего его количества, производимого  в стране, то в 1975 - 23,9%, в 1981 - 41,4%. Причем зерно покупали уже  не только на нефтедоллары, но  и на средства, вырученные от  продажи золотого запаса страны. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году -

458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков  и А. Степанов обнаружили в  архивах Политбюро ЦК КПСС). Это  уже были не реформы, а путь  в никуда... 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение

 Алексей Косыгин,  безусловно, как и остальные члены  Политбюро, несет ответственность  за срыв реформ середины 60-х  годов. Может быть, если бы он  чувствовал себя политиком, а  не инженером, ему бы удалось  использовать свой гораздо более  высокий политический и административный  потенциал, чем у других членов  брежневского Политбюро, для проведения  в жизнь своих идей. Но этого  не случилось не только из-за  отсутствия у Косыгина политической  воли в середине 70-х годов, но  во многом из-за причин личного  свойства. В конце концов его вынудили подать в отставку. Зять Косыгина Гвишиани вспоминал, что незадолго до отставки Алексею Николаевичу позвонил в больницу Черненко. Между ними состоялся разговор в котором, Черненко сказал что Косыгину надо подавать в отставку.

Вот таким трагикомическим  образом заканчивалась карьера  одного из самых талантливых сталинских выдвиженцев конца 30-х годов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  • История XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Комский Д.Н., Смирнов И.М. Издательский центр «Академия» 2004 г. 567 стр.
  • История СССР под редакцией А.Г. Шарина - М.: Просвещение, 1972 г 208 стр.
  • История СССР: Учебное пособие для студентов пединститутов. Якова Е.В., Комский В. Г. и др. - М: «Просвещение», 1989 г. 223 стр.
  • История Росси с древнейших времён.- Минск: Современный литератор, 2004г. Века А. А.

Информация о работе Реформы Косыгина