Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Само осуществление реформ в управлении, суде, военном деле и так далее было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Отношение Николая I к просвещению и образованию 4
2. Реформы Александра II в области народного образования и печати 8
3. Сравнительная характеристика эпох Николая I и Александра II в области образования и печати 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа состоит из  1 файл

Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     По  Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета - историко-филологический, физико-математический, юридический  и медицинский. В Петербургском  университете вместо медицинского был  восточный факультет. В полтора  раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табели о рангах повышался на два класса. Достигнув 25-летнего преподавательского стажа, профессор университета уходил в отставку с пенсией в размере полного оклада профессорского жалованья, но мог еще в течение 5 лет преподавать в университете, при этом кроме пенсии за ним сохранялся и прежний оклад.

     Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Совет университета получал право самостоятельно ре решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку. Руководство жизнью факультетов принадлежало факультетским советам. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне. Та кое право имел и каждый профессор. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения.

     Студенты, как и ранее, делились на своекоштных  и казеннокоштных. Своекоштные жили дома или в снимаемых ими квартирах, и вноси ли плату за обучение. По окончании университета они могли свобод, но выбрать себе род занятий или службы. Казеннокоштные жили при университете и на его содержании. По окончании учебы они обязывались отслужить 6 лет по назначению. Однако казеннокоштные составляли небольшую часть студенчества. Лишь в Московском университете их насчитывалось до 120 человек, в остальных - не более 20 студентов в каждом. По уставу студенты не имели права создавать свои объединения и подлежали дисциплинарному суду, избираемому из состава профессоров университетским советом. При поступлении в университет студенты давали подписку подчиняться установленным университетским правилам.

     Устав 1863 г. не предоставил права поступления  в университеты женщинам. Однако правительство  не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию  и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы.

     Начало  высшему женскому образованию в  России было положено на рубеже 60 - 70-х  годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись  Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

     Поворот к реакции после покушения  на царя Д.В. Каракозова в 1866 г. в первую очередь отразился на политике в области просвещения и печати. В апреле 1866 г. был уволен в отставку признанный слишком «либеральным» министр народного просвещения А.В. Головнин и на этот пост назначили ярого ретрограда графа Д.А. Толстого. Свою деятельность он начал с пересмотра устава гимназий. Преподавание древних языков он рассматривал как «основу всего дальнейшего научного образования», направленного на борьбу «с материализмом и нигилизмом». Защитниками «классического образования» выступали в печати известные публицисты П.М. Леонтьев и перешедший на консервативные позиции М.Н. Катков, принимавшие деятельное участие в разработке программ классических гимназий.5

     Изданный 30 июля 1871 г. новый устав гимназий предусматривал сохранение только классических гимназий, срок обучения в которых увеличивался с 7 до 8 лет. За счет сокращения других предметов в полтора раза расширялась программа преподавания древних языков. В гимназиях внедрялись механическое заучивание и зубрежка, подавлялась всякая самостоятельность мысли. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее, поощрялись доносы и наушничество.

     Устав 15 мая 1872 г. о реальных гимназиях  заменял их шестиклассными реальными  училищами, приспособленными к «приобретению технических познаний» для «занятий различными отраслями промышленности и торговли». Поэтому программа преподавания в них ограничивалась техническими предметами (значительно увеличился объем преподавания математики и черчения). Как в классических гимназиях, так и в реальных училищах резко уменьшилось количество учебных часов по истории, географии, естествознанию и новым языкам, которые стали рассматриваться как «второстепенные» предметы. Была повышена плата за обучение, что еще больше ограничивало прием в эти учебные заведения детей из малоимущих слоев населения (преимущественно из непривилегированных сословий). Окончившим реальные училища не только категорически запрещался доступ в университеты, но и затруднялось поступление в высшие технические учебные заведения.

 

3. Сравнительная характеристика эпох Николая I и Александра II в области образования и печати

 

     Все формы народного образования, объем, и содержание преподаваемых дисциплин  всегда строго регламентировались и  находились под контролем соответствующих  правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству».

     Характерной чертой николаевского режима был  страх перед просвещением и стремление, чтобы оно не стало проводником вредных политических идей в обществе. «Истинное просвещение» стало насаждаться по формуле министра С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей ключевой в правлении Николая I. Гимназическое образование должно было стать уделом только дворянских детей, а для детей мещан и купцов предназначались уездные училища; ограничено было образование крестьянских детей, чтобы не развивать у них мысли о выходе из того состояния, в котором они находились. Систему образования реформировали так, чтобы дать каждому сословию просвещение согласно положению, которое оно должно занимать в обществе. Одновременно были приняты меры к прекращению воспитания и обучения детей частными учителями, так как было замечено, что многие декабристы воспитывались в частных пансионах. Однако приостановить процесс распространения просвещения, даже при такой строгой регламентации, оказалось невозможно. Жизнь требовала образованных чиновников, инженеров, врачей, учителей, агрономов. В царствование Николая продолжало увеличиваться число гимназий, высших учебных заведений.

     В 1826 г. был утвержден новый цензурный устав, призванный руководить русской литературой и дать ей, по крайней мере, «безвредное направление». Более того, права цензоров получили отдельные ведомства. Курировало же цензуру Третье отделение.

     Николай I смотрел на себя как на всемогущего  властелина, воле которого должны беспрекословно подчиняться все лица и учреждения. Россию он считал огромным армейским  корпусом, а себя – его строгим, но заботливым командиром. Хотя справедливости ради следует отметить, что Николай искренне считал свою деятельность благом для России. По выражению академика Ю.В. Готье, «он любил Россию тяжелой любовью, любовью, которую она долго не могла забыть». Следует также отметить, что Николай, как и любой другой человек, был соткан из противоречий. Вот, например, какую резолюцию он написал аршинными буквами на сообщении о действиях отставного русского офицера артиллерии М.А. Бакунина, который в Дрездене повел толпы местных революционеров на штурм крепости: «Ура нашим артиллеристам!»6

     Уже в самом начале царствования Александра II были сделаны некоторые послабления  печати. В 1855 г. был упразднен учрежденный  в 1848 г. Николаем I для усиления надзора  за печатью печально знаменитый Бутурлинский комитет с его карательной цензурой. В 1857 г. был поставлен вопрос о подготовке нового цензурного устава. Однако разработка его затянулась, так как предлагавшиеся различными комиссиями проекты не удовлетворяли правительство: оно проявляло особую осторожность и медлительность в проведении цензурной реформы. В начале 1863 г. была создана новая комиссия по разработке цензурного устава. Подготовленный ею проект пролежал без движения два года, он подвергался изменениям и дополнениями, а затем был передан на обсуждение в Государственный совет. 6 апреля 1865 г. в виде «Временных правил о печати» закон был утвержден царем.

     «Временные  правила» 1865 г. (действовали как «временные» 40 лет ) отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных - не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, при этом издатель обязан был представить денежный залог от 2,5 до 5 тыс. руб. Автор, редактор, издатель и даже книготорговец в случае «нарушения закона» отвечали перед судом. Освобожденные от предварительной цензуры периодические издания могли подвергаться и административному воздействию: «предостережениям» (после трех таких «предостережений» журнал или газета закрывались), денежному штрафу, временной приостановке на полгода или прекращению издания. От цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания. Это были весьма незначительные уступки печати, причем они распространялись лишь на столичные города - Москву и Петербург. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранялась в полной мере. Действовала и духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключение необходимо отметить, что с конца 60-х годов издается серия законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. С 1866 г. дела о печати стали изыматься из ведения окружных судов и пере даваться в судебные палаты с более верноподданническим составом судей. Законы 1868 и 1872 гг. предоставляли министру внутренних дел право запрещать розничную продажу газет, передавать дела о закрытии «неблагонадежных» органов печати не в суд, а в Комитет министров. Закон 1873 г. запрещал редакторам газет и журналов под страхом их закрытия касаться острых политических вопросов, обсуждение которых в печати правительство признавало «неудобным».

     Также можно прийти к выводу о том, что по сравнению с Николаевской эпохой, во время правления Александра II были сделаны некоторые послабления печати. В период правления Николая I наиболее ограничительные тенденции режима проявились в отношении печати и литературы. Цензура должна была служить барьером для проникновения в общество «вредных идей». Можно сказать, что правление Николая I было в некотором роде «вторым изданием» аракчеевщины, но уже в исполнении самого царя.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Анисимов, Е. В. Императорская Россия / Е. В. Анисимов - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
  2. Барабанов, В. В. История России с древнейших времен до конца XX века / В. В. Барабанов, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков - АСТ, Астрель, 2003, 496 с
  3. Батычко В. Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах / В. Т. Батычко – М., 2005 - 73 c.
  4. Исаев И.А. История государства и права России / И. А. Исаев - М.: Юристъ, 2004. — 797 с.
  5. История государства и права России / Под ред. Титова Ю.П. - М.: ТК Велби, 2003 - 544 с.
  6. Кудинов, О. А. История отечественного государства и права / О. А. Кудинов - М.: МЭСИ, 2004. — 273 с.
  7. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина – М.: Проспект, 2010 – 592 с.
  8. Радугин А. А. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / А. А. Радугин – М.: Библионика, 2007 – 352 с.
  9. Федоров, В. А. История России 1861-1917. / В. А. Федоров - М.: Высшая школа, 2000. — 384 с.

Информация о работе Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати