Реформы Петра 1 в области государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение

Содержание

1.Реформы органов власти и управления
2. Реформы органов местного и городского управления
3.Военная реформа. Суд и процесс

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по ИОГП.docx

— 21.85 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа по ИОГП.

1.Расскажите о реформах  Петра 1 в области государственного  управления.

Содержание:

1.Реформы органов власти  и управления.

2.Реформы местного и  городского управления.

3.Военная реформа. Суд  и процесс.

 С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение.

 

 Из всех преобразований  Петра I центральное место занимает  реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Реформы высших органов власти и управления,  прошедшие  в  первой  четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — частичные  преобразования в системе высших  государственных органов, структуре  местного самоуправления, военная  реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация  прежних центральных органов  власти и управления, создание  новой столицы, Сената, проведение  первой областной реформы;

1719—1725 гг. — образование  новых органов отраслевого управления (коллегий), проведение второй областной  реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой системы, создание  правовой основы для всех учреждений  и нового порядка прохождения  службы.

 

Сенат образован в 1711 г. как  чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу  Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло  несколько позже — из двух дополнительно  принятых указов стало ясно, что  Сенат — постоянно действующий  орган.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый  контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменен состав Сената: в него могли  входить высшие сановники (по Табели о рангах — действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в  его состав (за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и Сенат превращался в над ведомственный контрольный орган.

 

Для контроля за деятельностью  самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и  осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат  в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и приказами).

В конце XVII — начале XVIII в. сократилось число приказов, и  одновременно с этим произошло слияние  нескольких приказов в один. В 1718-—1720 гг. большинство приказов ликвидировано, на их месте Коллегии В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

 Уже в декабре 1718 г. Был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных  сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

Деятельность коллегий определял  Генеральный регламент (1720), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации  и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных  функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы  деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении —  все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для  них апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата, регламентировавший работу магистратов  и городской полиции.

Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия). В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями.

 Наиболее общим законодательным  актом в этой области был  ^ Генеральный регламент (1720), представлявший  собой устав деятельности государственных  коллегий, канцелярий и контор  и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.7

 Принятие «Табели о  рангах» свидетельствовало о  том, что бюрократическое начало  в формировании государственного  аппарата, несомненно, победило начало  аристократическое. Профессиональные  качества, личная преданность и  выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.

2.2. Деятельность органов  гласного и негласного надзора  за госаппаратом.

 . В начале XVIII в. сложились две контрольные системы — прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами)учреждены новые органы отраслевого управления.

 Глава 3. Реформы местного и городского управления

 Рассмотрев реформы  местного и городского управления  можно сделать вывод, что в  1708 г. вводится новое территориальное  деление государства: учреждены  восемь губерний(Московская, Петербургская, Архангельская, Киевская, Смоленская Азовская, Сибирская), которые делились на провинции (их было около 50),а те на уезды и города. Управление в них выглядело следующим образом: губернатор, вице- губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстеры для сбора хлебных доходов и др. Губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. Более гибкая система управления позволяла ликвидировать многие (но далеко не все) издержки и недостатки государственного административного аппарата.

 4. Военная реформа

Военная реформа — одно из важнейших звеньев в цепи государственных  преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695 — 1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский.

С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Управление армией в начале XVIII в. осуществляли Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ ар­тиллерии (1700) и Провиантский (1700). Стрельцами ведал Приказ земских дел.

После создания Сената часть  военного управления перешла к нему, часть — к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных  приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной  коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718). В 1719 г. введен изданный в 1716 г. Устав  воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения  командиров и подчиненных, обязанности  армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав В начале XVIII века впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

. Первый русский военный флот состоял из 2 крупных кораблей, 23 галер, 4 брандеров и нескольких сот легких судов для перевозки войск.

5. Образование Синода. Духовный  регламент

 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. 4] Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Он был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили двенадцать человек. Возглавлял Синод президент, два вице-президента, четыре советника и пять ассесоров. В 1722 году эти названия были изменены.

Духовный регламент установил, что членов Правительствующего Синода назначает царь, и тем самым  приравнял их к чиновникам прочих светских учреждений. Они, как и все  чиновники, приносили присягу на верность государю и обязывались  безоговорочно выполнять все  его повеления. В 1722 году церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата.

 

 Созданием такого вида управления и организации церкви Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству.

^ 4.2. Система судебных органов,  процесс.

В России при Петре появляются впервые суды (государственные органы, которые занимались исключительно  правосудием), они делились на: городовые  судьи в городах и надворные  суды. Однако после смерти Петра  эти суды перестали действовать. Суды не были, по сути, отделены от администрации. Элементом реформы местных и  центральных органов государственного аппарата являлась судебная реформа. Петр провел ее в 1719 году, после того как  были учреждены: Юстиц-коллегия, нижние суды в провинциях и надворные  суды в городах.

Монарх стоял во главе  всей судебной системы. Он рассматривал все важные государственные дела, также он являлся и верховным  судьей и решал многие дела единолично.

Суды областей состояли из нижних и надворных судов. Губернаторы  и вице-губернаторы выполняли роль президента надворных судов. В надворный суд дела переходили из нижнего суда в порядке апелляции. Также в надворный суд передавались дела, касающиеся смертной казни.

Итоги реформ Петра были очень  внушительны, для правителей того времени. Он полностью изменил представление  о России у всей Европы. Реформы были очень важны для становления нашего государства. Но для того чтобы вывести на европейский уровень страну, нужно было также проводить реформы и внутри страны, что он и делал.

 

Проведя Судебную реформу, появляются специальные органы государственного контроля (Сенат, коллегии и т.д.). Проводится значительная кодификация законодательства. Всему этому сопутствует судебная реформа, которая закрепила сословный  характер судов и их тесную, неразрывную  связь с административной системой.

Дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами  в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью  государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась способной  успешно решить стоявшие перед страной  проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений).     Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу . Для российского гражданского права петровского времени был характерен различный статус субъектов гражданско-правовых отношений, обусловленный делением общества на сословия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
1.Исаев И.А. История государства и права России, М., 2010, С. 107

2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. 2-е издание, доп. - СПб, 2010 год, С. 238

Информация о работе Реформы Петра 1 в области государственного управления