Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 2

Исторические условия и предпосылки петровских реформ ………………………. 3

Военная реформа…………………………………………………………. 4

Реформа органов власти и управления ………………………………… 6
Реформа сословного устройства русского общества …………………. 7

Церковная реформа ……………………………………………………… 7

Реформа в области культуры и быта …………………………………… 9

Итоги реформ ………………………………………………………………………… 10

Историческое значение реформ …………………………………………………….. 18

Заключение …………………………………………………………………………… 19

Список использованной литературы ……………………………………………….. 20

Работа состоит из  1 файл

Реформы Петра1.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

      Начало  Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рекрутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический  принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С 20  дворов брали одного человека, холостого, в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат  и матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,  а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную,  сильную армию - 200 тыс. человек  (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти на четверть века войне.

      Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

  • создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими  основными противниками и побеждать их;
  • появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
  • создание мощного военного флота;
  • гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
 

      Развитие  металлургии  способствовало  значительному  росту производства артиллерийских  орудий, устаревшая  разнокалиберная  артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

      В армии было впервые произведено  соединение  холодного  и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило  огневую и ударную мощь войска.

      В начале  XVIII в.  впервые  в истории  России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не  уступало созданию  регулярной  армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов  военного кораблестроения того времени. 
 
 

РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

      В первой четверти XVIII в. был осуществлен  целый  комплекс реформ, связанных  с  перестройкой  центральных  и местных органов власти и  управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

      С 1708 года Петр I начал перестраивать старые  учреждения и заменять  их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

      Вся полнота   законодательной, исполнительной  и  судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти -  Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

      Взамен  устаревшей системы приказов было создано 12  коллегий, каждая из  которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по  тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число  контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

      В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на  местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

      Во  главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в  своих   руках   исполнительную   и   служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только  императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

      Губернии  в 1719 г.  были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе  провинции стоял воевода с  провинциальной  канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После  введения  подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

      Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный  продворянский  характер  и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на  местах. Но она одновременно  еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство. 
 
 

РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 

      Петр  ставил своей целью создание могущественного  дворянского государства. Для этого  нужно было распространить среди  дворян знания,  повысить их культуру,  сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,  которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

      Петр  добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим  почетным правом, своим  призванием, умело  править страной  и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр  установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

      Указами 1712, 1714  и  1719 гг.  был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность  и  прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу  Петра, имели  возможность получить  любой  военный  или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности. 

ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

 

      Важную  роль в утверждении  абсолютизма  играла  церковная реформа. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из  митрополитов, выполнявшему функции  "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г.  патриаршество  было  ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

      Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата  абсолютистского государства. Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви и систематически  изымалась  значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

      Во  второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили  политику, направленную на укрепление этих позиций.

      Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной  жизни, была направлена прежде всего  на как можно более эффективное  использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

      Петр  распоряжается провести ревизию  для переписи имущества Патриаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупотреблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоблюстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское  учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства,  право распоряжаться своей собственностью.

      Петр, руководствуясь просветительской идеей  об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

      Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового  органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Современник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам  духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на стол кинжал) булатный патриарх".

      Принятие  Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных  чиновников,  тем  более  что  для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

      Реформа церкви осуществлялась параллельно  с  податной  реформой, проводились  учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в  подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате членения Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%).

      Петр  осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской  церковью. Уничтожение патриаршества  отражало  стремление  Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии  петровского  времени  "княжескую" систему церковной  власти. Объявив  себя  фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко  использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на  исповеди  священнику  в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем  противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь  стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и  на  ее  гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 
 
 
 

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

 

      Главным содержанием реформ в этой области было  становление и  развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

      Важные  изменения в  жизни  страны  решительно  требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену церковным.

      Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому  полууставу. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Информация о работе Реформы Петра 1