Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 14:28, реферат
После крестьянской войны в России были осуществлены ряд важ¬ных государственных мероприятий, в числе которых: переход к системе подворного обложения; преобразования в армии, уп¬разднение местничества и др. В результате длительного процесса государственной централизации, занявшей большой промежуток времени в российской политической истории, страна достигла в XVII веке такой стадии развития, которая дала возможность пе¬рехода к абсолютизму.
Введение 2
1. Реформа органов власти, управления, армии. Табель о рангах 4
2. Государственная политика в области культурной жизни. Реформа церкви 11
3. Становление абсолютизма и его особенности 17
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Оглавление
XVII
век в истории России
Увеличилось землевладение дворян в результате массовой раздачи дворянам земли правительством России в начале XVII в. Дворянские земли росли при правлении первых Романовых главным образом за счет крестьянских общин. Россия в XVII в. была феодальной страной, в которой господствовала феодальная собственность на землю, являвшуюся основой общественного и политического строя.
Господствующим классом были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в XVII в. начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое постепенно начинает изживать прежнее деление на многочисленные категории. В XVII в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу оформление общегосударственной системы крепостного права.
Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточился вначале в английских, а затем в голландских руках. Русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. И только в конце 1667 г. был принят Российским правительством новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост товарного производства в XVII в. привел к быстрому развитию городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населения, только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.
Усиление самодержавия во многом было узаконено в Соборном Уложении 1649 г. и нашло выражение в структуре высшего центрального и местного государственного аппарата России в XVII в.
Между тем в эти же годы в стране вспыхивали восстания, в частности большой размах получило Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крестьян на Волгу. С жестокостью царское правительство расправилось с восставшими, трагической оказалась судьба и самого Разина, в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади. После крестьянской войны в России были осуществлены ряд важных государственных мероприятий, в числе которых: переход к системе подворного обложения; преобразования в армии, упразднение местничества и др. В результате длительного процесса государственной централизации, занявшей большой промежуток времени в российской политической истории, страна достигла в XVII веке такой стадии развития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.1
Преобразования, которые произошли в России, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственный строй. Они сказались на положении трудовых масс, церковных делах и т.д.
Во многом эти преобразования связаны с деятельностью Петра 1. Заслуга его состояла в том, что он правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их реализации.
Известно, что приходу к власти Петра I предшествовала острая политическая борьба придворных группировок. Вряд ли кому из государственных деятелей России того периода посвящалось такое большое количество литературы (книги, статьи, художественная литература и др.), как Петру I Литература самая разнохарактерная, поэтому тот, кто интересуется более подробно этой личностью, может с успехом изучить эти работы.
В
преобразованиях Петра
Государственные преобразования начались в конце XVII— начале XVIII в. Подготовка к Северной войне, создание новой армии, строительство флота — все это привело к резкому усилению активности правительственных ведомств, увеличению объема их работы. Старый приказный аппарат, унаследованный Петром, не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, появились канцелярии. В их деятельности все еще было мало нового. Главная цель того периода в том, чтобы обеспечить решение важнейшей проблемы — победы в Северной войне — с помощью той системы учреждений, которая реально существовала. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементами которого были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Это проявлялось в нехватке для армии и флота денег, провианта, различных припасов. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы — новых административных преобразований. Основной целью этой реформы было обеспечить армию всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, которые распределялись по губерниям.
Областная реформа отвечала наиболее актуальным потребностям самодержавной власти и в то же время была следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ — уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) — губерния — провинция — уезд».
Создание
и функционирование Сената стало
следующим уровнем
Петр I придавал огромное значение принятому законодательству, он считал, что «правительственный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательством в сферу частной и личной жизни. Плохая работа подданных ассоциировалась у Петра с пренебрежением к закону, точное исполнение которого он считал панацеей от трудностей жизни.
Идея Петра как реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую могло бы реализоваться законодательство. Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 10—20 гг. XVIII в. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство.
В результате новая система центральных учреждений была реформирована вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. Назначение и утверждение чиновников также составляло его важную функцию. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры, образцом для которого послужил французский административный опыт. Характеризуя Петра I и осуществляемые им реформы, важно отметить следующее. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как воинскому подразделению, к регламенту — как уставу, а к служащим — как солдату или офицеру. И дело не в особой воинственности Петра или в войнах, ставших привычными для царя, который из 36 лет царствования (1689—1725) провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Воинские законы, построенные на проверенных опытом сражений принципах, по мнению Петра, с убедительностью показывали преимущества этой военной модели. Воинская дисциплина — это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.
Внедрение
военных принципов в
Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб. Но вместе с тем петровские реформы ознаменовались широким распространением практики участия профессиональных военных в государственном управлении. Это выражалось, в частности, в регулярном использовании военных, особенно — гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наделенных для исполнения задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении как администрации, так и населения. Силами военных, например, была осуществлена перепись душ, причем на переписи была занята почти половина офицерского корпуса. К этой практике правительство прибегало не раз и впоследствии.
В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые «по отечеству», т. е. по происхождению, превратились в дворян, а низы сословия служилых «по отечеству», главным образом жившие на Юге, — в так называемых «однодворцевых».
Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхней части служилого сословия состояла во введении нового критерия их службы. Вместо принципа происхождения, позволявшего знатным служилым занимать сразу высокое положение в обществе, армии и на службе, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.
Новый принцип, отраженный в табеле о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Но вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие «дворянин» с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков службой. Только тот дворянин достоин почитания, кто служит, внушал подданным Петр. Он не только внушал, но и действовал: все дворяне определялись в различные учреждения и полки, их дети отдавались в школы, посылались для учебы за границу, царь запрещал жениться тем, кто не хотел учиться, а у тех, кто укрывался от службы, отбирал имения.
Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат — запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко и осуществлялось на практике.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социально-политическую структуру города, привнеся в него западноевропейские институты: магистраты, цехи и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно административным путем. По образному выражению профессора Е.В. Анисимова, ремесленники, купцы, горожане русских городов в одно прекрасное утро проснулись членами гилвдий и цехов. Посадское население было поделено на две гилвдии: первую гильдию составили «первостатейные», куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цехи по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.
Социально-политические преобразования коснулись крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Как известно, холопство — институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния. Этот процесс слияния усилился после Уложения 1649 г., юридически оформившего крепостничество. Но все же к петровскому времени холопы отличались от крепостных тем, что, работая на господина на барской запашке и в его хозяйстве, не были обложены государственными налогами, а кроме того значительная часть их — кабальные холопы — имели, согласно традиции, право выхода на свободу по смерти своего господина.