Реформы Петра I в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:30, реферат

Описание

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общественно-политическое движение XVII - начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в России были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Содержание

1) Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения
2) Школа математических и навигацких наук. Морская академия
3) Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков
4) Цифирные (арифметические) школы
5) Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы
6) Архиерейские школы
7) Учебная литература
8) Деятели в области образования
Ф.С.Салтыков
И.Т.Посошков
Ф.Прокопович
9) Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат 2.docx

— 53.52 Кб (Скачать документ)

Ф. С. Салтыков предлагал  также организовать солидные библиотеки в каждой губернии.

Проект организации школьного  образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший  реальных возможностей государства  и особенностей России того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетельством относительно широких  в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения

Педагогические высказывания И. Т. Посошкова

 

Известный публицист и  экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652-1726) был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского; изучил граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он занимался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жизни стал купцом и землевладельцем.

И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной литературой, со многими иностранными историческими  и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жизни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и развития отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сыну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит проект реформ, направленных на превращение России в независимую, сильную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-экономических проектов.

В «Книге о скудости и  богатстве» И. Т. Посошков защищает интересы крестьянства, подвергая резкой критике  произвол дворян; автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить крестьянскую землю от помещичьей.

Сочинения И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью. Он ставил вопрос о воспитании нового духовенства, о повышении его образованности. На это сословие он возлагал обязанность учить и воспитывать детей в школах. Для образования духовенства, по его мнению, следует заводить особые школы. В одной из записок к Стефану Яворскому (1707) он рекомендует учредить «великую патриаршую академию», пригласив для преподавания в ней ученых из Греции, а также открыть во всех епархиальных городах грамматические школы для обучения детей духовенства, укомплектовав их русскими учителями.

И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос об организации широкой сети школ в России. В своих сочинениях талантливый писатель и экономист  неоднократно поднимал вопрос об улучшении печатного дела, о печатании книг на русском языке и создании учебников и пособий.

Особое значение И. Т. Посошков придавал распространению грамотности  среди крестьян. В «Книге о скудости и богатстве» он пишет, что среди  крестьян нег грамотных людей, поэтому  необходимо «поневолить» крестьян для их же пользы отдавать детей учить грамоте. Их следует обучать чтению и письму три-четыре года, используя в качестве учителей духовенство. При этом автор считал необходимым обучать не только русских, но и детей других национальностей, населявших Россию. Он считал нужным определить законом, чтобы помещики позаботились о повсеместном обучении крестьянских детей.

В «Завещании отеческом сыну своему» (1719-1720) И. Т. Посошков подробно останавливается на вопросах воспитания. По мнению автора, детей следует  держать «в великой грозе», «ни  малыя воли» им не давать, сурово наказывать, помня, что «кой человек в наказании возрастает, тот всегда добрый человек будет». Однако им по-новому рассматривается вопрос об отношении к книге и к учению. Учение следует начинать в годы отрочества, подчеркивается в «Завещании», обучать надо не только славянскому, но и другим языкам, а также арифметике. В программу образования юноши И. Т. Посошков включил обучение «художеству» (рисованию), овладение которым способствует «всякому мастерству».

Автор продумал и последовательность обучения указанным предметам: начинать обучение со славянского чтения; когда  же в нем школьники «крепко  навыкнут», перейти к славянской грамматике; после того как юноша  научится писать и изучит арифметику (до деления), перейти к иностранным  языкам и «художеству». Следует приучить юношу регулярно читать книги, для  чего ему на каждый день надо давать «зарок, колико листов книг прочитати».

И. Т. Посошков мечтал о том, когда в России будет много  хорошо знающих свое дело специалистов, которые смогут заменить иноземцев. Для того чтобы юноши смогли приобрести разносторонние знания, И. Т. Посошков не возражает посылать их за границу, рекомендуя при этом для них широкую  программу обучения инженерному, корабельному и морскому делу. Он считает необходимым изучать иностранные языки (французский, немецкий); арифметику, которая, по его мнению, «всем математическим наукам дверь и основание есть», затем «сокращенную математику», включающую в себя геометрию, архитектуру и фортификацию; «ведение земного глобуса», «искусство земных и морских чертежей», компас, «течение Солнца» и др.

Выполнение воинского  долга ставит превыше всего. «В ратном деле, - наставляет он сына, - буди тверд, противо неприятеля стой неплошно, и буди бесстрашен... Всего же паче блюди себя от измены... лучши ти смерть прияти, нежели изменити». И. Т. Посошков требует от родителей с самых малых лет строго следить за тем, чтобы сын «никогда празден не был», никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду, не приучался к роскоши, а был бы обучен «и нужду всякую терпеть»

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения

Феофан Прокопович (1681 -1736) воспитывался у своего дяди, ректора  Киевской академии. В ней будущий  общественный деятель основательно изучил русский и латинский языки, по окончании философского класса продолжал  образование в Польше, а затем  Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философией, «римскими древностями». Вернувшись на родину, он стал учителем Киевской академии, а через некоторое  время ее ректором и профессором  богословия. Прокопович имел обширные знания по литературе, истории, математике, он сумел создать огромную библиотеку, насчитывавшую свыше 30 тысяч книг по различным отраслям знания.

По поручению Петра I Прокопович написал лучший для того времени  букварь «Первое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа  для сирот и бедных детей «всякого звания»считалась передовой школой того времени.

В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения  и устраивать школы во всех епархиях. Для образования духовенства  он считал нужным открыть школы при  всех архиерейских домах.

В «Духовном регламенте»  Ф. Прокопович разработал подробный  план устройства высшей духовной школы - академии, которая, по замыслу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, открывать воспитанникам дорогу «к разным делам» - не только к церковным, но и к гражданским. Учиться в академии могли не только дети духовенства, но и других сословий.

По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последовательных циклов предметов:

1) грамматика «купно»  с географией и историей;

2) арифметика и геометрия; 

3) логика или диалектика;

4) риторика «купно или  раздельно» с поэзией; 

5) физика вместе с краткой  метафизикой; 

6) политика;

7) богословие.

Новым в учебном плане  было выделение географии и истории  в самостоятельные учебные дисциплины и введение особых циклов математики и физики, изучение политики, сокращение курса богословия с четырех до двух лет.

Изучение грамматики, по замыслу автора проекта, вначале  соединялось с географией, а потом  с историей. Географию надлежало  изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть  света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю  без географии - значит «как бы с  завязанными глазами по улицам ходить».

Большое внимание Ф. Прокопович уделил подбору учителей и организации  обучения. Он считал, что приступая  к учению, преподаватель должен вызвать  интерес учащихся к науке, рассказать кратко, но ясно, «какая сила есть настоящего учения» и «чего хощем достигнуть через сие или иное учение». Важно, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. Будучи сторонником строгого порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». Академия должна была иметь библиотеку для учеников и посторонних «охотников чтения».

При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное, заведение - семинарию. За семинаристами  предлагалось установить строгий надзор, чтобы они хорошо вели себя и прилежно учились. Он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение  и полезные развлечения: проводить  игры в саду и в помещении; организовать чтение книг - «историй воинских», повестей «о мужах, во учении просиявших», «о древних и нынешних философах, астрономах, риторах, историках»; устраивать диспуты, приучающие молодых людей красиво излагать свои мысли и пробовать свои силы в «сочинительстве».

 

9) Заключение

 

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы  при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного  времени Петр I вел разнообразную  деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для  организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в  России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

 

Использованная литература

 

Смирнов А.В. Русская школа  в первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973.

Смирнов А.В. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.

Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. - М.:Издательский центр «Академия»,1999.

Егоров С., Вендровскоя Р., Никандров Н. Образование в России: вехи истории; государственная педагогика XVII - середина XIX вв. \ Педагогика народов мира История и современность (автор-составитель Салимова К.И.,Додде Н.) - М.: «Педагогическое общество России», 2001

 

 


Информация о работе Реформы Петра I в области образования