Реформы в области власти ,быта, и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:29, реферат

Описание

В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции славянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или, напротив, были его логическим продолжением, был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно, едва ли не в саму эпоху преобразований.

Содержание

1.Введение
2.Детские и юношеские годы 4
3.Начало преобразований Петра I 8
4.Устройство сословий 10
1. Служивое сословие 10
2. Городское сословие (посадские и городские люди) 11
3. Крестьянство 12
5.Реформы в области власти ,быта, и культуры3
Заключение 16
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Пётр 1.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Крестьянство

Крестьянство при Петре В. пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала брали ее с «паханой земли», которую исчисляли в «сохи» (особую податную единицу в несколько сот десятин земли); в XVII в. подати стали брать со «двора», разумея под ним крестьянское хозяйство . Если ранее можно было облегчить свои платежи, сократив запашку и уменьшив площадь «паханой земли», то позднее можно было в один «двор» свести для этой цели несколько крестьянских хозяйств. Так и делали податные люди, сбиваясь по нескольку семей в один двор и все вместе платя с одного двора. В разгар Шведской войны Петру пришлось заметить резкое уменьшение податных дворов в государстве, происшедшее от побегов, разорения, а также и от хитростей плательщиков. Лучшей мерой для борьбы с этим уменьшением была признана податная реформа. Было решено брать вперед не с имуществ, а с людей, с «голов», и заменить таким образом подворную подать подушною («поголовщиной»). В 1718 г. начали перепись тяглых людей (в городах и уездах), записывая в «сказки» всех взрослых мужчин. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи, почему и самая перепись стала называться «ревизией», а списки плательщиков - «ревизскими сказками», сами же плательщики - «ревизскими душами». Когда ревизия определила число плательщиков в 5 млн. человек, то был определен размер новой подати: 74 коп. в год с частновладельческих людей и несколько больше с крестьян казенных.
      Что касается крестьян казенных, то для них новая подать не имела особых последствий и не изменила их исконного общинного устройства. Но для частновладельческих крестьян она имел)а важные неблагоприятные последствия.
   Дело в том, что в каждом помещичьем хозяйстве рядом с крестьянами были устроены на пашне и холопы. Особенно часто, именно в XVII в., владельцы холопов, не довольствуясь услугами своей челяди во дворе, стали высаживать ее «за двор», в особые избы, и заставляли пахать землю. Холопы в древности податей не платили и никакого вообще отношения к государству не имели, ибо были частною собственностью своего господина. Но, заметив, что «задворные люди» ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII в. стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами и не значились. Этот обычай — считать задворных холопов податными людьми — повел к тому, что Петр велел во время своей «ревизии» записать всех холопов (и задворных и дворовых людей) в ревизские сказки и обложить их подушной податью наравне с крестьянами. С тех пор землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за крестьян своих, и за холопов, что с течением времени повело к совершенному смешению крестьян с холопами. Само правительство смешивало тех и других под одним наименованием «работных персон» и «помещичьих подданных».

Так мало-помалу была подготовлена та форма крепостного права, которая в XVIII ст. превратила крестьян из государевых тяглых людей в полных господских рабов.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень много изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. Но государство при Петре продолжало смотреть на свои сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием.

Реформы в области власти ,быта, и культуры

Старые обветшалые органы управления были уже непригодны для дальнейшего употребления, и необходимость в преобразовании системы управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.

Административные преобразования Петр I начал проводить в конце XVII в., но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми органами администрации существовали старые сильно устаревшие их формы такое сочетание столь различных и несоответствующих друг другу органов привело к тому, что они не только мешали, но и вредили друг другу. Новые сподвижники Петра одетые и снаряженные на европейский лад стояли рядом с окольничими, кравчими, постельничими; старые приказы красовались рядом с учреждениями Нового образования. Главной же проблемой являлось то, что новые учреждения заимствовали у западных только форму, а все остальное было прежним. Это привело к тому, что принцип действия новых органов остался старым. В 1708г. была проведена административно-территориальная реформа, следствием которой было создание 8 крупных губернаторств. Это решение было вызвано войной. Результатом этой реформы уже в 1709г. проявился в ходе битвы под Полтавой. Созданные губернаторства представляли собой военные и финансовые округа: ранее существовавшая система поступления доходов предполагала то, что это поступление должно быть централизованным, а в роли центра выступала Ратуша. Но у Петра были свои планы, сосредоточение доходов в Ратуше привело бы к тому, что средства были бы неминуемо распределены между различными учреждениями, имевшими своих представителей в городской управе; а царь намеривался большую часть доходов использовать на военные цели. Разъединенные, без непосредственной связи с государством, кроме как воли царя, губернаторства должны были ему в этом помогать. Это и являлось основной причиной их создания. У ново учрежденных администраций не было четко определенных функций и полномочий, но главной возлагаемой на них задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь думал об увеличении поступлений в казну от созданных администраций, а те считали себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному приему: указом от 6 июня 1712 г. деньги были просто отобраны и переданы Адмиралтейству. Это средство оказалось настолько удачным, что его стали применять довольно часто, следствием этого было быстрое истощение финансовых ресурсов. Никто не согласовывался с росписью доходов и расходов. Царил полнейший беспорядок.

Плохо просчитанная система управления начала принимать все более стройный вид лишь к концу царствования Петра I.

Реформа 1708-1710гг. ничего не предприняла для того, чтобы согласовать новый вид провинциальной организации со старой администрацией, сосредоточенной в Москве. Не было четкого механизма взаимодействия провинции с центром.

В начале царствования Петра старая  новые приказы распространяли свою деятельность на всю территорию России. В этом они были схожи с будущими коллегиями. Одновременно с этими событиями личная канцелярия царя постепенно оттесняла Боярскую Думу на второй план. Происходит постепенная ломка старых государственных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение Сената в 1711г. является важным шагом на пути уничтожения устаревших административных органов. Сенат, учрежденный указом царя 2 марта 1711г., стал высшим правительственным органом. Он заменил Боярскую Думу, просуществовавшую более 200 лет. Главной задачей деятельности нового органа было слежение за распоряжением финансами, другие же функции Сената вначале существования были неясны. Они выяснялись постепенно: они росли и пополнялись из года в год, из месяца в месяц. До момента введения коллегий Сенат охватывал все сферы правительственной деятельности: правосудие, администрирование, полицию, финансы, армию, торговлю и внешнюю политику. Сенат взял на себя ответственность о воинах, находящихся в походе, о продаже товаров за счет государства, о проведении каналов и т.д. Члены Сената назначались самим царем. Петр определил в Сенат 9 человек. Сенат создавался в спешке без четкого представления о его правах и обязанностях. Поэтому многие историки спорят, каким же органом являлся Сенат: постоянным или временным, созданным лишь из-за необходимости контроля и увеличения доходов.

Одновременно с учреждением Сената был введен институт фискалов. Понятие это не являлось новым для европейских государств, оно было заимствовано от шведских контролеров. В регламенте, составленном для фискалов, отмечалось следующее: ”Выбрать обер-фискала человека умного и доброго, из какого чина он бы не был. Дела же его суть сии: должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать неправый суд, также в надсматривать и в сбор казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискала позвать его перед Сенат и там его уличить, а буде уличать кого, то половина штрафа в казну, другая ему, фискалу, буде же кого не уличать, то отнюдь в вину фискалу того не ставить, ниже досадовать под жестким наказанием и разорением всего имения. Также подлежит иметь несколько под собой провинциал фискалов, и у каждого дела по одному, которые имеют во всем такую же силу, как и обер-фискал, кроме того, что высшего судью или генерального штаба под суд без обер-фискала позвать не могут.” В итоге этих преобразований в 1722 г. был образован институт прокуратуры. На должность генерал-прокурора был назначен П.И. Ягужинский. В его подчинении находилась канцелярия Сената и прокуратуры центральных учреждений. В его задачу входило раскрытие преступлений, их предупреждение; он имел право принимать участие в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, требовать пересмотра вопроса и даже приостановить решение Сената.

В 1720 г. был создан главный магистрат, который имел своей целью направить деятельность городовых магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городовые Магистраты избирались населением города в соответствии с определенным имущественным цензом для ведения городских дел. Также были образованы и конторы, и департаменты, ведавшие вопросами по управлению и хозяйству города. Таким образом, мы можем видеть, как общая модель управления государством была перенесена на местный уровень; с тем главным отличием, что органы городского управления были выборными. Возможно, если бы этот момент получил развитие, то смог бы дорасти до уровня общегосударственного; тем самым Петр передал в руки городских элит экономическую инициативу, т.к. эта реформа проводилась, наряду с другими, для наполнения городской казны и развития промышленности.

В начале XVIIв. Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной.

 

 

Видное место среди преобразований Петра занимает Духовная реформа. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви подчинить себе светскую власть это, и обусловило те мероприятия, которые были проведены в этой сфере. В 1700 г. умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал против политики Петра.

На дороге Петра стала еще одна проблема раскольничество. Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу, он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить, разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли. Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г, после создания Синода глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров. В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя преобразователя.

Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить измену или бунт. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на, которой стояла абсолютная монархия.

Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет.

В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными, нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве.

Заключение

К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель, человек, которого современники, и русские, и иностранцы, называли великим, он вполне заслужил титул императора, который Сенат преподнес ему после победоносного завершения Северной войны. Тем не менее, не всем он был доволен, многое из того, что случилось в прошлом (Прутский поход, трагический разлад с сыном, воспоминания о «бунтах» «подлой черни», заговорах и наветах ненавистной Софьи, Милославских и многих иных), не давало ему покоя. Да и в последние годы жизни, после Ништадтского мира и смертного часа, не покидали его душу, и без того усталую, истерзанную, бесконечные заботы, волнения, мысли о дурных поступках, изменах сподвижников, даже самых близких людей. В природе, среди людей, несмотря на хаос случайностей, все как будто целесообразно, закономерно. Как день сменяется ночью, так за жизнью следует смерть, за нею – снова жизнь; так же чередуются радость и горе, смех и слезы, успех и неудача, счастье и несчастье. Размышления о круговороте, в который попадает человек от первого крика до последнего вздоха, постоянно преследовали его, мучили, доводили порой до отчаяния.

Информация о работе Реформы в области власти ,быта, и культуры