Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:05, реферат
Диспозиция
Ресторанный бизнес в России сегодня существует в трех нишах, неравных по объему и количеству игроков, — fast food, рестораны среднего ценового уровня и рестораны «высокой кухни».
В сегменте быстрого питания сегодня несомненно доминирует «Макдональдс» — сказываются преимущества раннего входа на российский рынок, отказа от франчайзинговой схемы (в других странах «Макдональдс» обычно открывает свои рестораны по франшизе) и отстроенной системы развития кадров внутри компании. По общему мнению, главным конкурентом «Макдональдса» является сегодня сеть «Ростикс», принадлежащая компании «Росинтер».
Диспозиция.
Подводные камни развития
Основные тенденции развития — рестораны «авторской кухни»
Основные тенденции развития — рестораны среднего ценового уровня
Лазейка для ресторатора
-едим дома
- Свои поставщики и новые клиенты
- Из работников в акционеры
-Футбол на второе
- Прагматизм вместо пафоса
6. Вывод.
7. Список используемой литературы.
Содержание
-едим дома
- Свои поставщики и новые клиенты
- Из работников в акционеры
-Футбол на второе
- Прагматизм вместо пафоса
6. Вывод.
7.
Список используемой
Диспозиция
Ресторанный
бизнес в России сегодня существует в
трех нишах, неравных по объему и количеству
игроков, — fast food, рестораны среднего ценового
уровня и рестораны «высокой кухни».
В сегменте
быстрого питания сегодня несомненно
доминирует «Макдональдс» — сказываются
преимущества раннего входа на российский
рынок, отказа от франчайзинговой схемы
(в других странах «Макдональдс» обычно
открывает свои рестораны по франшизе)
и отстроенной системы развития кадров
внутри компании. По общему мнению, главным
конкурентом «Макдональдса» является
сегодня сеть «Ростикс», принадлежащая
компании «Росинтер».
Конкурирующие
сети (Sbarro, SubWay и т. д.), хотя и представлены
в России, занимают несоизмеримо меньшие
объемы рынка, что, впрочем, не мешает новым
игрокам готовиться к входу на рынок —
так, осенью в Москве открылся первый ресторан
сети Taco Bell. Необходимо также отметить,
что развитие существующих и приход новых
игроков в нишу fast food серьезно осложнены
существованием многочисленных сетей
передвижных вагончиков-«тонаров» — «Крошка-картошка»,
«Стефф», «Народная кухня» и многих других,
сочетающих крайне низкие цены с не всегда
бесспорным качеством.
Дорогие
авторские рестораны haute cuisine, «высокой
кухни», начали появляться в России уже
в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого
века: связанные с именами Аркадия Новикова,
Андрея Деллоса и других звезд, они выдерживали
(и продолжают выдерживать) сравнение
с бутиками. Наиболее заметные сегодня
авторские рестораны — «Пушкин» и «Сыр»
Новикова, Le Duc и «Шинок» Деллоса, «Улей»
Олега Бардеева, «Обломов на Пресне» Антона
Табакова, «Абсент» Игоря Бухарова. Антон
Табаков в интервью E-xecutive: «Все, что стоит
дороже 50 долл., должно быть высокого уровня».
По мнению Игоря Бухарова, ценовая ниша
haute cuisine в России уже заполнена: «Это не
значит, что много ресторанов. Просто мало
людей, которые зарабатывают деньги».
Если две предыдущие ниши, основные игроки
в которых давно известны, в течение вот
уже почти полутора десятков лет живут
в России по более или менее неизменным
правилам и законам, то в третьем сегменте
рынка, «тиражируемых» ресторанах среднего
ценового уровня (средний счет — 20–30 долл.),
происходят сегодня наиболее интересные
процессы. Хенрик Винтер, генеральный
управляющий «Росинтер Ресторантс», в
интервью E-xecutive: «Изменения просто огромны.
10 лет назад ресторанной индустрии (в России)
как таковой еще просто не существовало.
Рестораны — в традиционном западном
понимании смысла этого слова — только
начали открываться, их было совсем немного.
Сегодня ситуация совершенно иная. За
какие-то 10 лет российские специалисты
достигли такого уровня профессионального
мастерства, что могут успешно конкурировать
за практически любую из позиций, которые
тогда занимали „экспаты“».
Средняя ценовая ниша в России не только
не перенаселена, но и не до конца сформирована
— очевидно лишь, что порог входа в нее
с каждым днем становится все выше, а происходящие
внутри процессы — интереснее. Доминирующим
игроком этого сегмента являются сегодня
рестораны «Росинтер Ресторантс» (сети
TGI Fridays, American Bar & Grill, «Планета суши»,
«Патио-Пицца» и др.). В этой нише существуют
недорогие рестораны японской кухни ассоциации
«Веста-Центр-Интернэшнл» (сети «Якитория»
и «Гин-но-таки»), проекты «Ромашка менеджмент»
(«Шеш-беш», «Молли Гвинз») и некоторые
другие. С некоторых пор в указанном сегменте
оперируют также и заметные рестораторы,
специализировавшиеся ранее на haute cuisine:
сеть «Елки-Палки» принадлежит Аркадию
Новикову, рестораны «Му-Му» — Деллосу,
вагончики «Старлайт дайнерз» — владельцу
«Улья» Бардееву. Олег Бардеев в интервью
E-xecutive: «С точки зрения собственника, я
разделяю это так: с авторскими ресторанами
можно стать знаменитым, а с серийными
ресторанами можно стать богатым».
У всех рестораторов вне зависимости от
того, в какой нише они позиционируют свои
заведения, сегодня есть одна общая головная
боль — кадровый голод. И, если проблема
с наймом обслуживающего персонала (официанты,
сомелье, менеджеры залов) упирается сегодня
в основном в значительное превышение
спросом предложения, то в случае с управленческими
кадрами для ресторанов все намного более
сложно. Дело в том, что количество грамотных
ресторанных управленцев сегодня весьма
ограничено. Тенденции к увеличению его
сейчас почти не наблюдается — в России
нет специализированных учебных заведений,
которые готовили бы специалистов такого
уровня. Директора ресторанов сейчас преимущественно
вырастают из официантов, менеджеров залов,
даже барменов; они мало мобильны и не
имеют достаточных возможностей для своего
дальнейшего профессионального развития.
Как правило, на ступеньку выше директора
уже находится собственник, занять место
которого просто невозможно. Как правило,
директора меняют свои места работы крайне
неохотно. Дело в том, что собственники
ресторанов иногда применяют для удержания
грамотных управленцев не вполне рыночные
методы.
Противоположным положительным примером
в этом смысле может стать система развития
персонала, существующая в сетях «Росинтер»:
вчерашний директор ресторана может возглавить
концепцию, заняться развитием одного
из региональных направлений или, например,
предпочесть открытие новой ресторанной
концепции.
«Воспитанники» компании «Росинтер» продолжают
свои успешные карьеры и за рамками компании,
являясь наиболее привлекательными кандидатами
на управленческие позиции в конкурирующих
сетях. Хенрик Винтер видит идеального
директора ресторана следующим образом:
«Менеджер ресторана не должен просто
соревноваться за формальные показатели,
поскольку менеджер, не развивающий своих
людей, обречен на провал. Его приоритеты
не совпадают с приоритетами компании.
Идеальный менеджер ресторана, напротив,
посвящает себя созданию и развитию команды».
По всей видимости, решение здесь одно:
заниматься развитием будущих управленческих
кадров с самого начала, с их прихода на
стартовые позиции. В этом направлении
сейчас предпринимаются самые разные
усилия. Сильнейшая школа и система тренингов
как официантов, так и директоров ресторанов
существует в рамках того же «Росинтера».
«Веста-Центр Интернэшнл», по словам директора
компании по развитию Андрея Озоля, развивает
специальную школу для суши-специалистов:
«Обучением сушистов занимаются японские
профессионалы, которые специально для
этого приглашены нашей ассоциацией».
Упоминавшийся выше Олег Бухаров создал
и развивает школу сомелье.
Любопытно,
что ресторанные менеджеры, прошедшие
знаменитую (но неоднозначно оцениваемую)
школу «Макдональдса», с трудом конвертируют
полученный там опыт в дальнейшее карьерное
развитие в ресторанах среднего и высокого
ценового уровня — слишком велики концептуальные
различия.
Основные тенденции развития — рестораны
«авторской кухни»
Рестораторы
более или менее едины в том, что касается
будущего дорогих авторских заведений:
рестораны этого типа будут продолжать
открываться и эволюционировать. По мнению
Игоря Бухарова, основной тенденцией их
развития в ближайшее время станет поиск
новых архитектурных решений: «Публика
выше среднего и высшего звена потребления
уже очень искушена.
Классический
ресторан запустить сложно —
важно, что придумает дизайнер,
что придумает ресторатор, как
он будет подавать свое
Антон
Табаков не считает, что все так просто
и легко просчитываемо: ему кажется, что
простое тиражирование дорогой кухни
разных национальностей уже не работает,
будущее авторских ресторанов — в идеях,
историях, вокруг которых будут выстраиваться
новые концепции. С другой, прагматичной,
стороны, Табаков полагает, что основные
силы рестораторам в ближайшее время придется
бросить на обучение персонала и улучшение
качества обслуживания: «Маленькие западные
ресторанчики поражают тем, что ужин на
200–300 человек готовят двое или трое, причем
делают это качественно и быстро, буквально
за полчаса. У нас в таких случаях говорят:
„Не-ет, мы не можем, нужно 5 или 6 человек“.
Это — психология. Работники недостаточно
мотивированы. Я думаю, что отличие западных
работников именно в мотивации: они знают,
для чего они это делают, и стремятся к
конечному результату — признанию клиентов,
увеличению прибыли. Хотя чаще всего эти
работники так или иначе связаны, родственными
узами или дружбой, с владельцем, но даже
если это наемный труд — все равно удивительно,
с каким спокойствием и легкостью они
работают. Мне хочется, чтобы в России
работали так же».
Олег Бардеев отмечает такое качество
успешного ресторатора, как мобильность:
«В ресторанном бизнесе, как и в любом
другом, очень важно не терять момент.
Очень важно открывать один ресторан,
по крайней мере, раз в 2 года. Это хорошо
стимулирует сотрудников и дает им возможность
развиваться и расти. Непрерывная экспансия
поддерживает боевой дух». Момент естественного
отбора: выживут только те, кто умеет генерировать
новые идеи, выстраивать новые концепции,
чувствовать веяния рынка. Это одна из
основных тенденций развития российских
ресторанов авторской кухни: неизбежно
на карте города будут появляться все
новые и новые рестораны, занимая места
старых. Хороший ресторан не может быть
пустым.
Однако главную сегодняшнюю тенденцию
обобщает Антон Табаков: «Это отсутствие
среднего класса. Рынок такого огромного
мегаполиса, как Москва, быстро насыщается,
поскольку количество обеспеченных людей
ограничено. При этом число людей, которые
могут позволить себе посещать рестораны
раз в неделю, невелико. Они-то и есть тот
самый средний класс. С увеличением этой
прослойки общества будет расти и поле
для бизнеса». Ресторанному менеджеру
в этом ценовом сегменте трудно перестроить
рынок — остается лишь вписываться в условия
существующего, надеясь на скорые перемены.
Основные тенденции развития — рестораны
среднего ценового уровня
Ситуация
в нише ресторанов среднего ценового уровня
другая: их аудитория намного превышает
аудиторию рассмотренного выше сегмента
и составляет существенный процент от
платежеспособного населения многомиллионной
Москвы. Хенрик Винтер утверждает, что
продолжают изменяться концептуальные
подходы: «В период становления доминировали
иностранные концепции, 5–6 лет назад появились
первые рестораны с традиционно российскими
особенностями». Каждая новая гастрономическая
мода оставляет за собой заметный след
в российском ресторанном ландшафте: от
«латинского» бума остались «Ацтека»
и «Санта Фе», бурное развитие переживает
японская кухня. Однако, по мнению некоторых
экспертов, японский бум начинает идти
в Москве на спад — наиболее вероятно,
что следующей главной ресторанной модой
станет китайская кухня.
Интересно
также, что популярные ресторанные сети
среднего ценового уровня подхватывают
и тиражируют на более доступном уровне
тенденции своих «старших» братьев. До
появления «Планеты суши» и «Якитории»
суши считались невероятным деликатесом
«для избранных» и подавались в считанных
дорогих ресторанах за огромные деньги,
а до создания «Патио-Пицца» и ее последователей
итальянская еда сходного качества считалась
привилегией посетителей своего рода
«ресторанов-бутиков» итальянской кухни.
Символична в этом смысле жаровня дорогого
(и ныне более не существующего) ресторана
«Тамерлан», на которой можно было за существенные
деньги приготовить смесь из разных видов
мяса, овощей и приправ — теперь намного
более дешевые ее варианты обильно растиражированы
сетью «Елки-Палки».
Лазейка для ресторатора
Чебуреки, шаурма и гамбургеры снова стали самыми востребованными блюдами общепита. К уличным лоткам с выпечкой сегодня, как в начале 90−х, выстраиваются целые очереди. А в ресторанах фастфуда — «Макдоналдсе», «Му-Му», «Ростиксе-KFС», «Крошке-картошке» — настоящий аншлаг. Среди посетителей можно встретить уже не только студентов, но и мужчин в деловых костюмах, и дам в натуральных шубках. Фешенебельные же рестораны, с дорогими интерьерами, высокой кухней и сервисом, росшие в последние годы как грибы, с каждым днем пустеют, лишившись большинства крупных заказов вроде проведения банкетов. За два последних месяца только в столице закрыто двадцать заведений. Рестораны среднего уровня, такие как «Колбасофф», «Ростбиф», «Планета суши», Il Patio и другие, пока заняли промежуточную позицию: их владельцы не сворачивают имеющиеся проекты, но экспансию отложили или сделали ее более консервативной — тогда как до кризиса это были самые динамичные игроки.
Едим дома
Размер отечественного ресторанного рынка, принадлежащего преимущественно российским компаниям (зарубежный капитал присутствует только в нижнем сегменте) в 2008 году составил около14 млрд. долларов, из которых 4 млрд. пришлось на Москву. До кризиса рынок ежегодно увеличивался на 10–12%; в нынешнем году динамика, как ожидается, будет незначительной, а некоторые сегменты и вовсе сократятся.
И дешевые, и более дорогие рестораны сегодня борются за выживание одними и теми же способами: сокращая маржу и повышая эффективность бизнеса. Бизнеса, надо сказать, высокорискового. Главный риск: в России не успела окончательно сформироваться культура питания вне дома, так развитая на Западе, а в кризис даже лояльные клиенты возвращаются к домашнему питанию. Помимо отсутствия ресторанной культуры есть и другой риск — высокие издержки и трудность управления ими. Сложность ресторанного бизнеса заключается и в том, что люди — его главный ресурс. Процессы в этой отрасли могут быть формализованы лишь отчасти. В конечном итоге все зависит от глаз и рук работников, и их не смогут заменить никакие станки. Этим ресторанная отрасль отличается от других индустрий. Какие же меры принимают рестораторы, чтобы пережить кризис?
Свои поставщики и новые клиенты
Демократичные рестораны в трудные времена оказались в выигрыше, и в этом нет ничего удивительного. Их бизнес всегда был завязан на жесткие технологии и контроль за издержками, а сегодня им благоприятствует и конъюнктура: кризис стимулирует отток потребителей из более дорогих сегментов. (К слову, перераспределение клиентов в сторону нижней части рынка происходит во всех потребительских сферах: обувной, одежной, продовольственной.) Очевидно, что этот процесс не мог миновать и ресторанную отрасль. Поэтому даже в провальные месяцы, в ноябре―январе, многие заведения сохранили обороты, а то и немного увеличили их. «Мы готовы к прорыву!» — заявил на днях Хамзат Хасбулатов, президент McDonald’s в России. Еще никогда эта компания не была столь оптимистична в своих планах на будущее. В нынешнем году король быстрого питания намерен открыть около 40 новых точек — почти в два раза больше, чем обычно. Пример McDonald’s не единичен — многие сети демократичных ресторанов запланировали экспансию в 2009 году. Так, в Москве недавно открылся седьмой ресторан столичного сетевого проекта «Грабли» — с новым меню и дизайном. «Мы особенно вложились в этот ресторан: сделали интерьер более гламурным, а меню — более разнообразным, — рассказывает Роман Рожниковский, владелец сети “Грабли”, — собираемся развиваться и дальше». Планы по расширению есть и у сети демократичных кафе «Му-Му», входящей в «Ресторанный дом Андрея Деллоса». Другой известный оператор фастфуда — «Ростикс-KFC» (принадлежит корпорации «Ростик Групп») в минувшем году открыл около 30 ресторанов, примерно столько же планируется запустить в ближайшее время.
Сети собираются развиваться за счет собственной маржи и сокращения расходов. У них есть хороший задел — связи с местными поставщиками продуктов. Сегодня, когда рубль девальвируется, это придает компаниям устойчивость. «Уже несколько лет мы покупаем говядину на Пензенском мясокомбинате, молоко доставляется к нашему поставщику с предприятий в Раменском, овощи и зелень — с агрофирмы “Белая дача”, — рассказывает глава McDonald’s в России, — а с февраля мы отдали на аутсорсинг еще и выпечку». Аналогичный путь развития выбрали и отечественные рестораторы. Так, сеть «Му-Му» производит все необходимые продукты в подшефном хозяйстве в Подмосковье.
Свой рост компании намерены поддержать и другими мерами — увеличением оборота, привлечением новых потребителей. Для этого рестораторы работают над продуктом и сервисом. О том, насколько это действенно, говорит пример «Макдоналдса». Появление в меню новой категории продуктов вроде знаменитого гамбургера «биг тейсти», салатов, а также внедрение формата завтраков, переход на 24−часовой режим — все это расширило аудиторию «Макдоналдса» в последние годы, несмотря на нападки прессы на фастфуд.
Над новым меню сегодня работают и отечественные рестораторы. Так, в «Граблях» появились предложения для клиентов разных уровней. «У нас есть бизнес-ланч за 200 рублей: пикантная морковь, овощной суп, треска в кляре с жареным картофелем и компот из крыжовника. Параллельно мы ввели в меню и более дорогой набор: салат “греческий”, мясную сборную солянку, борщ, отварной язык в бульоне с картофельным пюре и компот из вишни», — рассказывает Ирина Рожниковская, управляющая сетью «Грабли».
Из работников в акционеры
Хуже, как уже говорилось, дела у средних и дорогих заведений. Даже у передовых ресторанов, пока сохраняющих количество посещений, прилично сократилась стоимость чека, обороты снизились на 20–40%, а кое-где и на все 80, некоторые заведения вообще оказались на грани банкротства.
В отличие от предприятий быстрого питания более дорогие рестораны сегодня сворачивают планы экспансии. Их главная задача — сохранить прежние цены, удерживая качество. Это чрезвычайно сложно из-за высоких издержек. Заявленный уровень качества заставляет работать в основном с дорожающими импортными продуктами — мясом, сыром, овощами, фруктами и даже зеленью, не говоря уже о винах. По словам рестораторов, изменения курсов валют увеличили себестоимость ингредиентов на треть. «Наши стейки получаются только из особой вырезки, — рассказывает Михаил Зельман, глава группы компаний “Арпиком”, владеющей сетью стейк-хаусов “Гудман”, сетью пивных ресторанов “Колбасофф”, семейными ресторанами “Мамина паста” и другими. — Бычки должны быть определенной породы, выращены в определенных условиях. Всем этим требованиям соответствуют только поставщики из Новой Зеландии и Австралии. И мы никак не можем изменить им, российская продукция далека от нужного стандарта».