Римская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание

Римское государство крупнейшее политическое образование рабовладельческой эпохи. Оно появилось на политической карте древнего мира позднее восточных монархий и греческих полисов, но творчески восприняло их политико-правовую культуру.

Содержание

1. Формирование древнеримской государственности.
2. Государственный строй Римской республики.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

ИГИПЗС.docx

— 33.59 Кб (Скачать документ)

      Два цензора  избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.

      Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло 20.

      Два эдила наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. Создавались ещё так называемые коллегии «двадцати шести мужей», ведавшие надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

      Особое место среди магистров  занимали плебейские трибуны. Их право вето играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль.

      Экстраординарные магистратуры  создавались, как правило, в  чрезвычайных, грозящих собой опасностью  римскому государству обстоятельствах – тяжёлая война, большое восстание рабов, серьёзные внутренние беспорядки. Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право вето плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию и за свои действия он не нёс ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, но и для решения конкретных задач, и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За её пределами действовали ординарные магистратуры. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы «для издания законов и устройства государства»).

      В период республики существенно  меняется роль жреческих коллегий. Они, и прежде всего ведущая  коллегия понтификов, утрачивают  основные светские полномочия. Верховный  понтифик перестаёт быть верховным  судьёй. С появлением плебейских  трибунов к ним перешло право  вето, преторов – судебные функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: норма, 2009.

    Том 1. Древний мир и Средние века./ отв. Ред. Н.А. Крашенникова и О.А. Жидков. – 720 с.

  1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т./ отв. Ред. Н.А. Крашенникова. – М.: норма, 2009.

Т.1: Древний  мир и Средние века/ (Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н.Гриназ). – 816 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учеб.: В 2 т.           Т.1. – М., 1998. \

4. Черниловский  З.М. Всеобщая история государства  и права/ З.М. Черниловский –  М.,2000. – 576 с.

5. Графский  В.Г. Всеобщая история права  и государства: учеб. для вузов/  В.Г. Графский. – М.,2000. – 744 с.

  1. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.
  2. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977.
 
 

       
 
 
 

Информация о работе Римская республика