Роль Кастуся Калиновского в формировании белорусской национальной идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 05:08, реферат

Описание

Кастусь Калиновский – общественный деятель, революционный демократ, публицист, поэт, мыслитель, один из лидеров восстания в Беларуси и Литве 1863-1864 г. Одна из самых ярких и значимых фигур в истории Беларуси. У восстания 1863-1864 гг. были также и другие герои. Да и тридцатью годами ранее, в 1830-1831 гг., на территории Беларуси и Польши гремело еще одно восстание, у которого тоже были свои герои.

Работа состоит из  1 файл

калиновский.docx

— 23.49 Кб (Скачать документ)

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академический департамент истории

Программа бакалавра исторических наук

Культурное наследие и туризм

 

   АЛИНА ПАХОМОВА

Студентка 1 курса, 3 группы       

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: “РОЛЬ КАСТУСЯ  КАЛИНОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ БЕЛОРУССКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ”

       

 

 

Проверил преподаватель: Хоревский С. Х.

 

 

 

 

 

Вильнюс, 2012

 

Введение:

Кастусь Калиновский –  общественный деятель, революционный демократ, публицист, поэт, мыслитель, один из лидеров восстания в Беларуси и Литве 1863-1864 г. Одна из самых ярких и значимых фигур в истории Беларуси. У восстания 1863-1864 гг. были также и другие герои. Да и тридцатью годами ранее, в 1830-1831 гг., на территории  Беларуси и Польши гремело еще одно восстание, у которого тоже были свои герои. Однако в памяти народа запечатлелся именно он, Кастусь Калиновский. Так в чём же его уникальность?  Не только в том, что он защищал интересы белорусского крестьянства, возглавил восстание, к которому их же, крестьян, и призвал. Не только в  принятии мучительной и героической смерти за Родину.  Очевидно в том, что именно он своей деятельностью зародил идеи белорусского национализма 20 века, можно сказать, итогом которого стало образование БНР в 1918 году, а впоследствии и образование суверенной белорусской республики в 1991 году. Кастусь Калиновский прожил очень короткую жизнь – всего 26 лет. В январе 1864 г. он был арестован, а уже в марте повешен. Из тюремного заключения он сумел отправить на свободу три письма, известные как “Письма из-под виселицы”. Два из них были адресованы народу, за который революционер боролся, а одно, представляющее из себя трогательное прощальное стихотворение – девушке, которая была с ним обручена. А перед виселицей, когда его при чтении приговора назвали дворянином, Калиновский выкрикнул: “У нас дворян нет. Все равны!!!”. Короткая жизнь, трагическая смерть, борьба за идею, немного любовной поэзии, красивые слова перед казнью – всего этого создало образ романтического героя, которого можно поставить вровень с такими историческими фигурами, как Уильям Уоллес, Байрон и Че Гевара.

 

   Родился  21 января (2 февраля) 1838, Мостовляны, Гродненский уезд, Гродненская губерния, Российская империя — 10 (22) марта 1864, Вильна, Виленская губерния, Российская империя) — революционный демократ, публицист, поэт, один из руководителей восстания на территории современных Белоруссии и Литвы.

   Род Калиновских происходит из Мазовии (Польша), где упоминается начиная с конца XV века. Впоследствии он разделился на 13 ветвей, внесённых в I и IV части родословной книги Виленской, Гродненской, Витебской, Волынской, Ковенской, Минской, Могилевской и Подольской губерний и в списки дворян Царства Польского. Предки        Калиновского в течение почти ста лет владели поместьем Калиново на Браньской земле в приграничьи Белоруссии и Польши, но в 2-й половине 18 в. поместье было продано.

   Отец его — безземельный шляхтич из Гродно, владелец небольшой ткацкой мануфактуры Семён Калиновский (белор.Сымон (Сямён) Каліноўскі, польск. Szymon Kalinowski); мать, Вероника Рыбинская, умерла, когда Константину было 5 лет. Константин Семёнович Калиновский родился в имении Мостовляны (ныне деревня в Гродненском районе Гродненской области Белоруссии

Окончил Свислочскую прогимназию в 1856 г. В 1856—1860 гг. учился на юридическом факультете Петер) на Гродненщине.

   Среди современных историков нет единого мнения о национальной принадлежности Калиновского. Одни считают его белорусом, другие — поляком. Современник К. Калиновского генерал-майор В. Ф. Ратч в своем донесении виленскому генерал-губернатору М. М. Муравьеву утверждал следующее: «Константин Калиновский с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводил идею о самостоятельности Литвы».

  Окончил Свислочскую прогимназию в 1856 г. В 1856—1860 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы вместе со старшим братом Виктором Калиновский активно участвовал в деятельности студенческих землячеств и в революционных кружках, сблизился с Зыгмунтом Сераковским, Ярославом Домбровским, В. Врублевским. Мировоззрение Калиновского складывалось в обстановке нарастания крестьянского движения, под влиянием идей русских радикально настроенных публицистов Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и под воздействием традиций польского национально – освободительного движения.

    Белорусская культурная  элита в первой половине XIX века  была разобщена и не имела  единого представления о том,  к какому же всё-таки народу  она относится. Находясь под  мощным польским культурным влиянием, католическая шляхта предпочитала  относить себя к “литвинскому  племени польской нации”. Будущее  свое она связывала с Польшей  и вместе с ней планировала  бороться за независимость. Православное  дворянство и интеллигенция же  более охотно считали себя  частью русской народности. На  их фоне заметно выделялась  группа литераторов и публицистов,  собиравшаяся в салоне Адама  Киркора, которая постоянно выслушивала  обвинения в “сепаратизме” в  свой адрес от польских товарищей. Но, тем не менее, порывать с ними и объявлять о культурной и политической самостоятельности Литвы-Беларуси она не решилась. 

 

   Кастусь Калиновский же был более свободен от давления традиций и окружения. Он происходил из шляхетной семьи, но во время учебы в Петербурге общался по большей части с разночинцами. Впитав в себя революционно-демократические идеи, он уже мыслил не только категориями “русские-поляки” и “православие-католичество”, но знал также плоскости “помещики-крестьяне” и “царизм-народ”. Он был убежден, что победить в восстании можно, только опираясь на крестьянство, которому впоследствии необходимо раздать земли. Новизна его позиции заключалась также в том, что он выступал за независимость Беларуси-Литвы одновременно от России и от Польши. Фактически, Калиновский был первым в XIX в., кто заговорил, что его родина может и должна развиваться самостоятельно. И первым, кто поверил в силу своего народа и оперся на него, даже видя, что надежды на победу призрачны. Якуб Гейштар, один из наиболее ярых оппонентов Калиновского в комитете восстания, так писал о нем в своих мемуарах: “Это была натура вспыльчивая, но справедливая, без какой-либо тени лицемерия. Предан душой и сердцем народу, однако сторонник крайних революционных теорий, который не останавливался даже перед развязыванием гражданской войны и думал к тому же о самостоятельности Литвы… При первом знакомстве доказывал мне, что участие знати и помещиков в восстания не только не нужно, но и вредно. Народ сам завоюет себе свободу и потребует собственность у помещиков”.

 

    Калиновский не был теоретиком, не он сформулировал идею самостоятельной белорусской нации, но он реализовывал ее на практике. Дух этой идеи уже витал в рядах восстания. Показательно, что Франтишек Богушевич, один из основоположников новой белорусской литературы, в молодости был его участником.

     Возвратившись на родину, Калиновский вместе с Врублевским и другими в 1861 создал революционные кружки в Гродненской и Виленской губерниях, вошедшие в единую конспиративную организацию. В 1862 Калиновский стал во главе руководившего этой организацией Комитета движения (позже назывался Литовским провинциальным комитетом). В 1862—1863 руководил изданием и распространением «Мужыцкай праўды» (Muzyckaja prauda) — первой нелегальной революционной газеты на белорусском языке, в нвписании которй использовалась  белорусская латиница. Вышло семь её номеров. К. Калиновский на страницах газеты пропагандировал идею демократического народного государства: "...не народ зроблены для урада, а урад для народа".  

  Возглавив в 1863 восстание в Белоруссии и Литве, Калиновский выступил за широкое вовлечение в борьбу крестьян, за распространение восстания на Восток и на Север от границ Северо-западного края. Крестьяне, однако, в большинстве своём не приняли восстание, а иногда даже боролись вместе с царскими войсками против отрядов Калиновского. В условиях жестоких действий правительственных сил, находясь в глубоком подполье, Калиновский руководил повстанцами до своего ареста в конце января 1864 года.

 
    Следует упомянуть, что  идейного и стратегического единства  между руководством восстания  не было. Калиновский и ЛПК  относился к более радикальным  революционерам. Их назавали «красными». Они выступали за полное освобождение  крестьян и национальное самообозначение   бывших земель Речи Посполитой.

     Польская часть руководства, которая  находилась в Варшаве, исходила  из более терпимой стратегии. Их называли «белыми». Они стремились к возвращению Речи Посполитой в пределах 1772 года и критически относились к освобождению крестьян. Варшавский штаб добивался того, чтобы Калиновский отстранился от руководства восстания в Литве. Он был вынужден ехать на Гродненщину, благодаря чему в этом регионе восстание было более организованным.

    
  Отсутствие единого плана боевых действий, недостаток сил и оружия, разногласия между участниками восстания, объявление военного положения в белорусско-литовских губерниях и проведение карательной операции против повстанцев по руководством виленского генерал- губернатора М. Муравьёва привели к их поражению. Осенью 1863 г. вооруженная борьба в Беларуси была подавлена.

    Когда восстание на Гродненщине  было подавлено,  Калиновский  уехал в Вильню, где скрывался  в квартире Ямантов под разными  именами, но он не собирался  отказываться от своей дальнейшей  деятельности и собирался возглавить  Комитет, чтобы возобновить дух  восстания.

   С осени 1863 года полиция непрерывно разыскивала Калиновского, о поиски не приносили желаемых результатов. Помог полиции случай. В январе 1864 года был арестован студент Киевского университета Витольд Парафианович, который по поручению Калиновского следовал в Могилев на должность революционного комиссара губернии с целью возрождения местной повстанческой организации. Под охраной Парафиановича доставили в Минск, где А. Лосев, глава следственной комиссии по расследованию деятельности местной революционной организации, склонил его к предательству, пообещав "исходатайствовать ему помилование". Парафианович выдал местожительство и фамилию, под которой Калиновский скрывался в Вильно. Арестовали Калиновского в снимаемой им комнате. Калиновский сразу понял, кто его предал. Потому что Парафианович был единственным, кто знал его настоящее имя 
 
   Приговорённый к смерти, К. Калиновский продолжал борьбу, обращаясь к народу с «Письмами из-под виселицы». Из писем следовало, что Калиновский не признавал российскую или польскую власть своими для белорусов. Он призывал белорусский народ воевать «за своего Бога, за своё право, … за свою Родину».

     Был казнён через повешение в Вильне на Лукишской площади.

 

Заключение:

Итогами деятельности Кастуся  Калиновского стали зарождение чувства патриотизма, значительная часть населения захотела независимости. Шляхта обратилась к белорусской культуре, заговорила по-белорусски. Кастусь Калиновский ушел из жизни в расцвете сил, полный планов и замыслов. Таким он и остался навсегда в памяти народа - молодым, мужественным, ярким. Появился прекрасный пример для будущих поколений. Ведь за свободу и независимость стоит бороться. Он – герой во все времена. На сегодняшний день его деятельность влияет на взгляды молодого поколения белорусов, и сильно раздражает власть, поскольку представляет собой воплощение идеи революции и противостояния деспотии. Замечательно, что в Минске в микрорайоне Восток именем Калиновского названа улица в микрорайоне Восток. В 1995 году в систему государственных белорусских наград был введен орден Кастуся Калиновского, что, несомненно, имеет очень большое значение для белорусов.

 

Список использованной литературы:

1. Улащин Н.Н., Крепостная деревня Литвы и Западной Белоруссии накануне реформы 1861 года, М., Вопросы истории, 1948, №12

2.  Восстание в Литве и Белоруссии 1863-1864 гг, М., 1965

3. Голденков М., Утраченная  Русь: забытая Литва, неизвестная  Московия, запрещенная Беларусь, Минск,  Современная школа, 2010

4. История Белоруссии: вопросы  и ответы, Минск, Беларусь, 1993

5. Шалькевич В.Ф., Кастусь Калиновский: страницы биографии. Мн., Университетское, 1988

6. Трухан , А. З позіркам ў будучыню: рэвалюцыйна-дэмакратычныя педагагічныя ідэі Кастуся Каліноўскага /А. Трухан //Полымя. – 1969. № 2. 


Информация о работе Роль Кастуся Калиновского в формировании белорусской национальной идеи