Роль личности Екатерины II в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Описание

Манифест Екатерины II от 6 июля 1762 года возвестил о новой силе, имевшей впредь направлять государственную жизнь России. Доселе единственным двигателем этой жизни, признанным в единственном основном законе империи, в уставе Петра Великого о престолонаследии, была всевластная воля государя, личное усмотрение. Екатерина объявила в манифесте, что самодержавное самовластие само по себе, без случайной, необязательной узды добрых и человеколюбивых качеств есть зло, пагубное для государства.

Содержание

Введение.
Основная часть.
Социальная политика Екатерины II
Екатерина II как великий законодатель
Вклад в культуру России
Расширение территории Российской империи при Екатерине II
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

История.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Автономная  некоммерческая организация 

высшего профессионального образования 

Центросоюза Российской Федерации

«Российский университет кооперации»

Сыктывкарский филиал 
 
 
 

КАФЕДРА ИСТОРИИ 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

По дисциплине «история» 

На тему:  «Роль личности Екатерины II в истории России» 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнил (а) студент(ка)  1 курса

                                                                   Бурнашева Александра Алексеевна

                                                   Бакалавриат «Экономика»

                                                        (сокращенный срок обучения)

                                         шифр   ЗЭБс – 04-11

                                                                    Научный руководитель:

                                                         Д.и.н., профессор  Попов А.А. 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2012г.

План: 

    1. Введение.
    2. Основная часть.
    1. Социальная политика Екатерины II
    1. Екатерина II как великий законодатель
    2. Вклад в культуру России
    3. Расширение территории Российской империи при Екатерине II
    1. Заключение. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                 I.    Введение 

       Манифест Екатерины II от 6 июля 1762 года возвестил о новой силе, имевшей впредь направлять государственную жизнь России. Доселе единственным двигателем этой жизни, признанным в единственном основном законе  империи, в уставе Петра Великого о престолонаследии, была всевластная воля государя, личное усмотрение. Екатерина объявила в манифесте, что самодержавное самовластие само по себе, без случайной, необязательной  узды добрых и человеколюбивых качеств есть зло, пагубное для государства. Торжественно были обещаны законы, которые указывали всем государственным учреждениям пределы их деятельности. Как проводилось в государственную жизнь возвещённое начало законности, в этом и есть интерес Екатерины II и её приемников; как случилось, что именно Екатерине II  пришлось возвестить это начало. В этом интерес её личности, её судьбы, её характера.

        Июньский переворот 1762 года сделал Екатерину самодержавной русской императрицей. С самого начала 18 века носителями верховной власти у нас были люди, либо необычайные, как Пётр Великий, либо случайные, каковы были его приемники и преемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петра I предыдущая случайность, как было с ребёнком Иваном VI и с Петром III. Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений нашего во всём не упорядоченного 18 века: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории. Далее пойдут уже царствования по законному порядку и в духе установившегося обычая.

       При Екатерине II Россия вошла в сонм европейских государств. Расположения России искали все без исключения властители , страна вышла ко всем желанным морям, расцвела в науках и искусствах, покрылось сетью школ и на два века определилась, с небольшими поправками, в границах, разрушить которые не смогли ни войны, ни революции.

     Эту женщину называют Великой, а была она невысокого роста, боялась темноты, летучих мышей и собственноручно стирала манжеты своих роскошных платьев, ибо никакая искусная прачка не сделала бы это лучше неё.

     Екатерина великая показала всему миру, на что способна женщина и на что не способна, если вдруг оказывается на самой государственной пирамиды. Её опыт поучителен и для власть имущих, и для простых людей, принадлежащих к поколениям нашего столетия, когда женщина вошла во все сферы общественной жизни, кроме той, где царила  Екатерина.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальная  политика Екатерины  II
 

Голосом Екатерины  озвучивалось будущее:

      «Мы в первые три года узнали  о недостатке правосудия, о противоречиях  в нём, при том же и страстныя  толки часто затмевали прямой разум многих законов. Сверх того, ещё умножила затруднения разница тогдашних  времён и обычаев, не сходных вовсе с нынешними, кои последние суть основания и следствия великих предприятий премудрого государя, деда нашего, Петра первого … и понеже наше первое желание есть видети  Наш народ столь счастливым и довольным».

     Желая  понизить цены на хлеб в  Петербурге, Екатерина в первый  год правления временно запретила  вывоз хлеба за границу, и  за два месяца подешевело всё  продовольствие.

      Пристально следила за развитием медицины, учредив в 1763 году медицинскую комиссию и приказы общественного презрения. Каждой губернии предписывалось иметь врачей не только для города, но и для уездов. Отцы городов должны были строить госпитали, больницы, приюты для обречённых и душевно больных. Врачей не хватало - Екатерина выписывала их из заграницы, не забывая о необходимости появления русских лекарей и хирургов.

     В  наказе Екатерина впервые подняла  вопрос о воспитательном значении  образования, и чтобы слово  не расходилось с делом, занялась учреждением воспитательных заведений. В 60 годах сначала в Москве, потом в Петербурге появились воспитательные дома, закрытые институты, Смольный институт благородных девиц, кадетские корпуса. Екатерина создала академию художеств. Во всех инновациях просвещения рядом с ней был И.И. Бецкой, побуждавший её к этой деятельности.

       Хотела было Екатерина отменить  крепостное право-воображала, каким  блеском окружит своё имя в  глазах просвещённой Европы. Поостереглась.  Крестьянские волнения в разных краях России начались ещё при Елизавете Петровне, продолжились при Петре III. Секуляризация несколько улучшила положение крестьян, но Екатерина, приостановив её, вновь вызвала волнения в народе. Боясь непредсказуемых явлений в связи с отменой крепостного права, новая хозяйка вынуждена была объявить что все слухи об освобождении крестьян лишены оснований- помещики должны оставаться в своих правах и привилегиях.

       Началось брожение умов. По России  распространились ложные манифесты  об отмене крепостничества, о превращении пострадавших от господ помещичьих крестьян казённых. В Правительство дождём посыпали жалобы и доносы на господ. Екатерина запретила их подачу, но, боясь волнений на показ всему миру, наказала нескольких помещиков за жестокое обращение с крепостными. 

  1. Екатерина II как великий законодатель.
 

    Она  создала выборную комиссию из 565 депутатов съехавшихся согласовывать  старое «Уложение» 1649 года с многочисленными  поздними законодательными актами. Написала знаменитый «наказ»  в духе французского просветительства, в котором недвусмысленно высказывалось об облегчении положения крестьян и уничтожении рабства в своей империи. В подтексте этого документа лежала мысль об отмене крепостного права, но осторожная Екатерина считала – не должно через общее узаконение делать великое число освобождённых.

      1775 года она создала учреждение  для управления губерниями»- это  стало эпохой в истории местного  управления в России. Место прежних  20 губерний образовалось 50. В губерниях  она отделила судебную власть от административной и разбавила чиновников людьми выборными от населения.

      1785 год – дала дворянству «Жалованную грамоту», чётко определив привилегии этого сословия. Заботы Екатерины о сельском хозяйстве вылились в указ 1765 года о «Государственном межевании». Она учредила вольное экономическое общество – оно существует по сей день.

      Заботы о промышленности ознаменовались  императорским указом, признавшим  фабрики и промышленные предприятия  собственностью, распоряжения которой  не требует особого дозволения начальства. В отличие от наших современников императрица зорко следила за выполнением своих указов.

       При ней появились новые кредитные  учреждения - государственный банк и ссудная казна. Расширились банковские операции.  

В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. В форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

     «Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш.

Монтескье «О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой  главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее «Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

     «Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина 2 предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право  все  то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. 

  1. Вклад в культуру России.
 

     В молодые годы она с жадностью  читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера. Вскоре по вступлении на престол Екатерина начала непосредственную переписку с Вольтером, которая продолжалась  до 1777 года, то есть почти до самой его смерти.

     В своих публичных выступлениях Екатерина II подчёркивала пользу образования и необходимость расширения сети народных школ, а в частных письмах к приближенным писала: «Черни на должно давать образование, поскольку будут  знать столько же, сколько вы да я, то не станут повиноваться нам в такой мере, как повинуются теперь».

       Наследие Екатерины II в области медальерного искусства, тесно связанное с занятиями императрицы русской историей, составляет неотъемлемую часть отечественной культуры. Вместе с тем в научной литературе оно не получило должного освещения и малоизвестно широкому кругу читателей.

        В России второй половины  XVIII века медаль становится наглядным средством демонстрации успехов и побед России, проводником государственной идеологии. Годы правления Екатерины II уникальны в плане отражения в медальерном искусстве ее внутренней и внешней политики, создания серий медалей по интерпретации истории России.

     Первая  же медаль, связанная с правлением Екатерины II – коронационная. Она дала повод императрице задуматься о важной роли медальерного искусства в формировании официальной идеологии ее правления. Не случайно в ее царствование были созданы две коронационные медали. Первая была спешно изготовлена в 1762 году и не отвечала полностью требованиям и замыслам императрицы. Поэтому в 1767 году И.Г.  Вехтером была создана вторая коронационная медаль с изображением Екатерины II в образе Минервы.

     Были  отрыты училище при Академии художеств (1764) , общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772), среди созданных Бецким учебно-воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь, или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6-9,9-12,12-15,15-18 лет. 

     Каждый  возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого, сероватого и  белого. Прием в первый класс производился раз в три года. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней экономии. 

Информация о работе Роль личности Екатерины II в истории России