Роль партии СССР в 30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:25, реферат

Описание

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма.

Содержание

Введение ______________________________________________________ 2стр.
Глава I: Формирование культа личности И.В. Сталина: _______________ 3стр.
1) Проявление культа личности Сталина ______________________ 3стр.
2) Мифологизация картины истории __________________________ 6стр.
3) Установление режима личной власти И.В. Сталина ___________ 8стр.
Глава II: Конституция СССР 1936 г. _______________________________ 13 стр.
Глава III: Давление на людей через репрессии _______________________ 28стр.
Заключение ____________________________________________________ 35стр.
Список информационных источников ______________________________ 36стр.

Работа состоит из  1 файл

Роль партии в СССР в 30.docx

— 85.43 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ______________________________________________________ 2стр.

Глава I: Формирование культа личности И.В. Сталина: _______________  3стр.

  1. Проявление культа личности Сталина ______________________  3стр.
  2. Мифологизация картины истории __________________________ 6стр.
  3. Установление режима личной власти И.В. Сталина ___________  8стр.

Глава II: Конституция СССР 1936 г. _______________________________ 13 стр.

Глава III: Давление на людей через репрессии _______________________ 28стр.

Заключение ____________________________________________________ 35стр.

Список информационных источников ______________________________ 36стр.

 

 

 

 

Глава I: Формирование культа личности и режима личной власти Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили).

1) Проявление культа личности Сталина

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому. С обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель». Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Он именовался также «отцом народов», «великим полководцем», «гениальным учёным», «лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т.п.

В cталинскую эпоху советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковскогои Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

«А в те же дни на расстояньи 
За древней каменной стеной 
Живёт не человек, — деянье: 
Поступок ростом с шар земной. 
Судьба дала ему уделом 
Предшествующего пробел. 
Он — то, что снилось самым смелым, 
Но до него никто не смел. 
За этим баснословным делом 
Уклад вещей остался цел. 
Он не взвился небесным телом, 
Не исказился, не истлел.. 
В собраньи сказок и реликвий, 
Кремлём плывущих над Москвой, 
Столетья так к нему привыкли, 
Как к бою башни часовой. 
Но он остался человеком, 
И если, зайцу вперерез 
Пальнёт зимой по лесосекам, 
Ему, как всем, ответит лес».

Имя Сталина упоминается  и в гимне СССР, сочиненном Г. А. Эль-Регистаном и С.Михалковым в 1943 году:

«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, 
И Ленин великий нам путь озарил, 
Нас вырастил Сталин — на верность народу, 
На труд и на подвиги нас вдохновил!»

Образ Сталина стал одним  из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде  писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс(автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.

Именем Сталина прижизненно  было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». В 1937-1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались  и в отношении других государственных  руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и ещё с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д.. В частности, Хрущёв утверждал, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

Однако известно, что Сталин пресекал многие акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню . На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя – Ломоносова».

В учебнике для юридических  вузов и факультетов «Теория  государства и права», изданном авторским  коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

«Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х годов тоталитарный режим стал суровой политической реальностью».

После «разоблачения культа личности» получила известность  фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

 

2) Мифологизация картины истории.

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)». Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г., а именно отказа С. М. Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

В апреле 1920 года польские войска вторглись в пределы Советской  Украины и захватили Киев. В  то же время Врангель перешел в  наступление и стал угрожать Донбассу.

В ответ на нападение польских войск красные войска развернули контрнаступление по всему фронту. Освободив Киев и изгнав польских панов из Украины и Белоруссии, красные войска южного фронта в своем  наступательном порыве дошли до ворот  Львова в Галиции, а войска западного  фронта приближались к Варшаве. Дело шло к полному поражению войск  польских панов.

Но подозрительные действия Троцкого и его сторонников в главном штабе Красной армии сорвали успехи Красной армии. Наступление красных войск на западном фронте, в сторону Варшавы, проходило — по вине Троцкого и Тухачевского — совершенно неорганизованно: войскам не давали закреплять завоеванных позиций, передовые части были заведены слишком далеко вперед, резервы и боеприпасы были оставлены слишком далеко в тылу, передовые части были оставлены, таким образом, без боеприпасов, без резервов, линия фронта была удлинена до бесконечности и, следовательно, был облегчен прорыв фронта. Вследствие всего этого, когда небольшая группа польских войск прорвала наш западный фронт в одном из его пунктов, наши войска, оставшиеся без боеприпасов, вынуждены были отступить. Что касается войск южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам «предреввоенсовета» Троцкий воспретил взять Львов и приказал им перебросить конную армию, то есть главную силу южного фронта, далеко на северо-восток, будто бы на помощь западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно-возможной и лучшей помощью западному фронту. Но вывод конной армии из состава южного фронта и отход ее от Львова означали на деле отступление наших войск также и на южном фронте. Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта не понятное и ни на чем не основанное отступление, — на радость польским панам.

Через несколько дней наступление  польских войск было остановлено, и  наши войска стали готовиться к новому контрудару против поляков. Но Польша, не имея сил продолжать войну и с тревогой ожидая контрудара красных, оказалась вынужденной отказаться от своих претензий насчет захвата правобережной Украины и Белоруссии и предпочла заключить мир с Россией. 20 октября 1920 года был заключен с Польшей в Риге мирный договор, по которому Польша сохранила за собой Галицию и часть Белоруссии.

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину и узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

 

3) Установление  режима личной власти И.В. Сталина

До середины 30-х гг. страна жила по Конституции СССР, принятой в 1924 г. Но с 1924 г. по 1936 г. уже происходили  изменения в государственном  устройстве. С конца 20-х гг. наметилась тенденция к расширению прав союзных  органов за счёт сужения прав республик. Изменилась компетенция высших органов  СССР. Съезды Советов теряли своё значение, с 1927 г. они собирались раз в два  года вместо прежних ежегодных. Важнейшие решения принимались уже не на съездах Советов СССР или сессиях ВЦИК, а партийными органами.

Наряду с изменением и  перераспределением властных полномочий высших органов власти в 20-30-е гг. происходило усиление карательно-репрессивного  аппарата и силовых наркоматов. В 1924 г. ЦИК СССР утвердил "Положение  о правах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концентрационный лагерь", согласно которому принятие постановлений о подобных мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ. В связи с требованием Сталина централизовать всю работу правоохранительных органов в 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел (НКВД) СССР. В него в полном составе вошло ОГПУ, преобразованное в Главное управление госбезопасности. При этом происходило постоянное расширение полномочий ОГПУ-НКВД. В 1930 г. было образовано Управление лагерями ОГПУ при СНК СССР, переименованное в 1931 г. в Главное управление лагерей ОГПУ (ГУЛАГ). Общая численность заключённых в лагерях и колониях ГУЛАГа по официальным данным возрастала со 179 тыс. человек в 1931 г. до 2 млн. человек в 1941 г. Каждый третий заключённый был осуждён по политическим мотивам, а многие другие в той или иной степени являлись жертвами социальной и экономической политики сталинского режима.

Информация о работе Роль партии СССР в 30-е годы