Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:07, реферат
Неотъемленной частью общественного быта народа были календарно-трудовые, местные деревенские праздники.
Марийские праздничества сочетания общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общедеревеннское гуляние, родственные встречи с застольем.
В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полнота существования, гармонии и творческой жизни.
2. Роль язычества в регулировании Бытовой жизни марийцев
Неотъемленной частью общественного быта народа были календарно-трудовые, местные деревенские праздники.
Марийские праздничества сочетания общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общедеревеннское гуляние, родственные встречи с застольем.
В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полнота существования, гармонии и творческой жизни.
Наиболее насыщенными всевозможными обрядами, ритуалами, обычаями являлись календарные праздники, тесно связанные с годичным круговоротом в природе и сельскохозяйственным календарем подведением итогов основных этапов хозяйственной деятельности крестьян.
В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки (Шортйол, Шочъйол). Марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник, завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились моления, гадания, игры и решенье, готовились обрядовые и празднические блюда.
Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.
Существенную роль в дни
праздника играла обрядовая еда,
которая символизировала
Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).
К национальным блюдам относили также: запеченную баранью голову (тага вуй) и суп из баранины (тага шур) считалось обязательной едой. Перед застольем домохозяйка молилась богу праздника Шортйол и просили у него плодовитости скота, здоровье членам семьи и богатство урожая.
В число традиционных блюд входили суп из конопляных семян (ношмо шур) конопляный хлеб (ношмо кинде) ватрушки с начинкой из картофельного пюре с конопляными семенами (ношмо перемеч) блины (мелна) пельмени с мясом (шыл подкогыль).
Весенний цикл народного календаря открывался праздником Уярня (Масленица). В основе масленичной обрядности лежал аграрный культ, что хорошо видно из содержания обычаев и обрядов, совершаемых в праздничные дни.
В этот день большую роль играет праздничное застолье. Одно из главных блюд застолья - блины. Приходят гости и с другими угощениями, поют обрядовые песни.
Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.
Пасха (Кугече)
Марийские язычники терпимы к другим религиям. Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.
Многобожие не мешает его носителям уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. По их словам, самое главное- сохранение родных традиций.
Одна их традиций праздника - катание на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях..
В летнем цикле календарных праздников отмечались:
Семык (Семик) - главный праздник марийцев
Сроки и время проведения. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.
Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
В прошлом все сложные и
Приготовив необходимые
Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)
Отмечается 12 июня. Название праздника
говорит само за себя - это праздник
в честь растительного мира, один
из летних праздников, имеющих под
собой древнюю языческую
Угинде (Праздник урожая)
Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа) в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу (в 2007 году он празднуется 17 сентября). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.
Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.
В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь - молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи.
Восеннем цикле календарных праздников отмечались:
Шыже Пазар (Миколо).
У пучымыш (Праздник новой каши)
Шыже Пазар - языческий праздник завершения полевых работ отмечается 21 ноября. В этот день проводятся ярмарки, гуляния.
По содержанию и срокам проведения к этому празднику примыкает У пучымыш, который проводится до православного Михайлова дня (21 ноября): в некоторых местах в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.
Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.
В содержание праздника входит благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.
К празднику готовится каша из овсяной крупы, из муки пекутся пресные лепёшки шергинде. На праздник прежде всего приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).
В один из дней праздничной недели каждая семья проводила моление в честь духов-покровителей дома ( кудорт, кудет, кува-кугыза). Малмыжские марийцы в честь духа делали пироги из тетеревятины. Пригласив почитаемого духа путем магических манипуляций, роль которого играл один из членов семьи, его усаживали за стол как почитаемого гостя и угощали приготовленными блюдами. Часть пищи откладывалось в берестяную сумочку кудорт калта (сумочка духа кудорт) . Марийцы верили, что после такого угощения дух жилища будет надежно оберегать покой и счастье семьи.
Угощение жителей селения пивом, сваренным вскладчину, по мнению марийцев, играла важную роль в обеспечении счастливой жизни сельчан на весь год. Девушки, угощая присутствующих пивом, пели песни-благопожелания, отгадывали загадки, исполняли танцы.
Информация о работе Роль язычества в регулировании Бытовой жизни марийцев