Роль язычества в регулировании Бытовой жизни марийцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:07, реферат

Описание

Неотъемленной частью общественного быта народа были календарно-трудовые, местные деревенские праздники.
Марийские праздничества сочетания общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общедеревеннское гуляние, родственные встречи с застольем.
В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полнота существования, гармонии и творческой жизни.

Работа состоит из  1 файл

Роль язычества в бытовой жизни мари.docx

— 22.69 Кб (Скачать документ)

2. Роль язычества в  регулировании Бытовой жизни  марийцев

Неотъемленной частью общественного быта народа были календарно-трудовые, местные деревенские праздники.

Марийские праздничества сочетания общинное и семейно-родовое моление, производственно-магические обряды, общедеревеннское гуляние, родственные встречи с застольем.

В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление  о счастье, полнота существования, гармонии и творческой жизни.

Наиболее насыщенными всевозможными обрядами, ритуалами, обычаями являлись календарные праздники, тесно связанные с годичным круговоротом в природе и сельскохозяйственным календарем подведением итогов основных этапов хозяйственной деятельности крестьян.

В зимнем цикле календарных  праздников важное место занимали Святки (Шортйол, Шочъйол). Марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник, завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились моления, гадания, игры и решенье, готовились обрядовые и празднические блюда.

Специально к празднику  берегут лесные орехи, которыми угощают  ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Существенную роль в дни  праздника играла обрядовая еда, которая символизировала плодородие земли, богатый урожай, благополучие в семье.

Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама), пироги с зайчатиной или медвежатиной (меранг але маска шыл когыльо), пекут из ржаного или овсяного пресного теста «орешки» (шорыкйол пякш).

К национальным блюдам относили также: запеченную баранью голову (тага вуй) и суп из баранины (тага шур) считалось обязательной едой. Перед застольем домохозяйка молилась богу праздника Шортйол и просили у него плодовитости скота, здоровье членам семьи и богатство урожая.

В число традиционных блюд входили суп из конопляных семян (ношмо шур) конопляный хлеб (ношмо кинде) ватрушки с начинкой из картофельного пюре с конопляными семенами (ношмо перемеч) блины (мелна) пельмени с мясом (шыл подкогыль).

Весенний цикл народного  календаря открывался праздником Уярня (Масленица). В основе масленичной обрядности лежал аграрный культ, что хорошо видно из содержания обычаев и обрядов, совершаемых в праздничные дни.

 В этот день большую роль играет праздничное застолье. Одно из главных блюд застолья - блины. Приходят гости и с другими угощениями, поют обрядовые песни.

Как и в некоторых других народных традициях (например, русской, украинской), молодёжь катается с гор, устраиваются прогулки на лошадях, украшенных лентами и бубенчиками.

 

Пасха (Кугече)

Марийские язычники терпимы к другим религиям. Праздник Кугече приходится на конец пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца.

Многобожие не мешает его носителям  уважать другие религии. Как выяснилось, участники праздника в основном не разделяют в своём сознании две религии: традиционную веру и православие. По их словам, самое главное- сохранение родных традиций.

Одна их традиций праздника - катание  на качелях. По марийским преданиям, дочь бога Юмынудыр спустилась на качелях на землю, чтобы пасти бесконечные стада божества. На земле она влюбилась в лесного парня. Чтобы не возвращаться домой, девушка отпустила шелковую нить качелей в небеса. Влюблённые стали прародителями марийского народа. А в честь дочери бога родилась традиция в день Кугече кататься на качелях..

В летнем цикле календарных  праздников отмечались:

Семык (Семик) - главный праздник марийцев

Сроки и время проведения. Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье - в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

В прошлом все сложные и многообразные  обряды были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению. Обряды. Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер. Надо отметить, что первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым, по представлениям марийцев, днем. С утра, кроме приготовления еды. прекращали все виды работы, до обеда не выходили за пределы своего двора и следили, чтобы никто к ним не заходил, а то могли навлечь беду, даже скот в этот день не выгоняли на пастбище.

Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал на специально установленной полке или у иконы свечки по количеству им светлую и спокойную жизнь, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Ночь со среды на четверг считалась самой опасной - временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживает деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили деревню, свои дома. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки: парни могли завалить бревнами ворота; забравшись на крышу дома или бани, заткнуть дымоход; опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь, под утро топили баню («тувын: монча»), купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык и выполняло очистительную, лечебную и предохранительную функции. Каждый считал обязательным окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений. Молодые парни и девушки на всю ночь уходили на луга встречать Семык, возвращались домой под утро. В период праздника соблюдались разные запреты - не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе "лопка Семык" (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний. Ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера. В субботу праздничное застолье заканчивалось. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник - Духов день ("мланде шочмо кече"). После этих праздников наступало время "яра кенеж" (свободное лето) или "сынса жап" (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этой недели по христианскому обычаю нельзя было трогать землю. Так заканчивалась праздничная неделя, крестьяне начинали готовиться к сенокосу, их ждала новая работа.

 

 

 

Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)

Отмечается 12 июня. Название праздника  говорит само за себя - это праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под  собой древнюю языческую основу. Он совпадает с официальным праздником - Днём России, поэтому является выходным днём.

 

Угинде (Праздник урожая)

Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа) в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу (в 2007 году он празднуется 17 сентября). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника - поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.

В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь - молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи.

Восеннем цикле календарных праздников отмечались:

Шыже Пазар (Миколо).

У пучымыш (Праздник новой каши)

Шыже Пазар - языческий праздник завершения полевых работ отмечается 21 ноября. В этот день проводятся ярмарки, гуляния.

По содержанию и срокам проведения к этому празднику примыкает У пучымыш, который проводится до православного Михайлова дня (21 ноября): в некоторых местах в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других - в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.

Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.

В содержание праздника входит благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза, праздничное гулянье.

К празднику готовится каша из овсяной  крупы, из муки пекутся пресные лепёшки  шергинде. На праздник прежде всего приглашали родных, соседей, духовных родственников юмын тан. Вкусив новой каши, пели и плясали под игру гуслей, волынки. Считалось, чем больше гостей на празднике У пучымыш, тем богаче будет хозяин, т.к. гость, съевший ломоть хлеба и ложку каши, по поверью, оставляет за собой вдвое больше. В день праздника каждый хозяин, выйдя в огород, трубил в ритуальную трубу шыжывуч (осенняя труба), давая знать о семейном торжестве. В праздничную обрядность входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина (агун оза).

В один из дней праздничной  недели каждая семья проводила моление  в честь духов-покровителей дома ( кудорт, кудет, кува-кугыза). Малмыжские марийцы в честь духа делали пироги из тетеревятины. Пригласив почитаемого духа путем магических манипуляций, роль которого играл один из членов семьи, его усаживали за стол как почитаемого гостя и угощали приготовленными блюдами. Часть пищи откладывалось в берестяную сумочку кудорт калта (сумочка духа кудорт) . Марийцы верили, что после такого угощения дух жилища будет надежно оберегать покой и счастье семьи.

Угощение жителей селения  пивом, сваренным вскладчину, по мнению марийцев, играла важную роль в обеспечении  счастливой жизни сельчан на весь год. Девушки, угощая присутствующих пивом, пели песни-благопожелания, отгадывали загадки, исполняли танцы.

 

 


Информация о работе Роль язычества в регулировании Бытовой жизни марийцев