России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:56, контрольная работа

Описание

К концу XVIII в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века………………………………………………………………………………..4
1.1. Экономическое развитие в первой половине XIX века…………………5
Глава 2. Общественное и политическое развитие России в первой половине XIX века…………………………………………………………………………11
Глава 3. Культура России первой половины XIX века……………………..15
Заключение……………………………………………………………………..20
Использованная литература…………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

аня иогп.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

    С 1807 года на арену политической жизни  страны выдвинулся М.М.Сперанский (1772 - 1839). Выходец из семьи бедного  сельского священника Владимирской губернии, М.М.Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал карьеру государственного деятеля. В 1808 году Александр I поручил ему разработать проект государственных преобразований. В октябре 1809 года предложение под названием «Введение к Уложению  государственных законов» были представлены императору. План содержал стройную систему центральных и местных учреждений на основе «разделения властей» - законодательной, исполнительной и судебной - при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Он призван был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского нисколько не нарушала прерогатив императора как самодержавного монарха, но могла способствовать началу конституционного процесса в России.Александр I признал проект М.М.Сперанского «удовлетворительным и полезным», М.М. Сперанский составил и календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810 - 1811 годов). Однако его действия встретили упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших их слишком радикальными и «опасными». Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен, Единственное, что воплотилось в жизнь из плана М.М.Сперанского, это учреждение 1 января 1810 года законосовещательного Государственного совета при императоре, в который вошли все министры (по их должности), а также лица из высших сановников по назначению императора. Реформаторская деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Под влиянием их интриг в середине марта 1812 года последовала опала и ссылка М.М.Сперанского. В 1821 году он был возвращен в Петербург и введен в состав Государственного совета.

Что касается внешней политики России, К началу XIX века определились два основных направления ближневосточное - стремление к укреплению своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах, и европейское - участие в коалиционных войнах 1805 - 1807 годов против наполеоновской Франции. Вступив на престол, Александр I восстановил отношения с Англией, нарушенные Павлом I. Нормализация отношений с Англией и Францией позволила России активизировать свою политику в районе Кавказа и Закавказья. 12 сентября 1801 года был издан манифест Александра I о присоединении Восточной Грузии к России. Для России присоединение Грузии означало приобретение важной в стратегическом отношении территории для укреплений своих позиций на Кавказе и в Закавказье. Присоединение Грузии столкнуло Россию с Ираном, претендовавшим на эту территорию. Начавшаяся в 1804 году война с Ираном велась Россией успешно. По заключенному в октябре 1813 года Гюлистанскому миру Иран признал присоединение к России части ханств Северного Азербайджана. В 1806 году началась война России с Турцией. В 1807 году эскадра Д.Н.Сенявина в двух сражениях разгромила турецкий флот. Но особенных успехов русские войска достигли с назначением главнокомандующим действующей армии М.И.Кутузова в марте 1811 года. Он нанес сокрушительное поражение турецкой армии. 28 мая 1812 года в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому к России отходила Бессарабия, за исключением ее южной части. Была предоставлена автономия Сербии, расширена автономия Молдавии и Валахии. В 1803 - 1805 годах международная обстановка в Европе резко обострилась, началась полоса наполеоновских войн. Создавались антинаполеоновские коалиции, которые впоследствии распались. После был подписан Тильзитский договор между Францией и Россией. Союз с Францией втягивал Россию в фарватер политики Наполеона, ограничивал ее самостоятельность в международных делах. Присоединение (с 1808 года) к континентальной блокаде, направленной против Англии, наносило сильный ущерб экономике России. Условия Тильзитского мира вызвали сильное недовольство в различных кругах русского общества.

 

Глава 3. Развитие культуры в первой половине XIX века.

Социально экономическое развитие страны выдвигало за создания единой системы народного образования. В связи с этим правительство вынуждено было прийти в начале XIX в. к реорганизации школьного дела.

    Дети  крестьян, купцов и ремесленников получали начальное образование в приходских (при церковных приходах) и уездных училищах. Вместо «главных училищ», введенных в царствование Екатерины II, в городе началось систематическое устройство средних учебных заведений — гимназий, где обучались дети дворян и чиновников. Во всей стране их насчитывалось до пятидесяти. Гимназия давала право поступления в университет. Женского образования в первой половине века, по существу, не было. В институты благородных девиц, открытых в царствование Екатерины II, большей частью закрытые, принимались только лица дворянского происхождения. Высшее образование давали университеты, количество которых увеличено в первой половине века до семи. Кроме действовавшего — Московского — были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский. Петербургский,Киевский университеты. Были открыты Институт инженерных путей сообщения в Петербурге. Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров. Дети дворян могли обучаться так в привилегированных учебных заведениях —лицеях: Императорском Александровском лицее. Императорском училище правоведения, Ришельевском лицее в Одессе. Демидовском лицее в Ярославле, Нежинском лицее, Лазаревском институте восточных языков в Москве и др. В лицеях готовили высших государственных чиновников5.

    В развитии просвещения определенную роль стали играть библиотеки. В 1814 г. в Петербурге была открыта первая публичная библиотека в России, ставшая национальным книгохранилищем (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). В первой половине XIX в. уже

было 39 публичных библиотек. В 30 —40-е годы на добровольные пожертвования библиотеки открываются в ряде губернских и в некоторых уездных городах. Появились и так называемые коммерческие (т. е. платные) библиотеки. Самой крупной из них была библиотека издателя А. Ф. Смирдина.

    Просветительскую  роль играли музеи. Создаваемые, по инициативе научных и исторических обществ, они становятся не только местами хранения, но и центрами изучения вещественных памятников, представляющих историческую, культурную и художественную ценность. Создаются Феодосийский, Одесский, Керчинский музеи древностей.

    В 60-е годы было положено начало новому типу учебных заведений – воскресной школе для взрослых. За короткое время в Петербурге, Москве и других городах было открыто 300 воскресных школ. Ведущую роль в них играли революционные демократы, которые использовали эти школы для революционного воспитания народных масс. В 60-е годы появились средние женские учебные заведения, в которые допускались лица всех сословий. Возникли женские гимназии. В 70-е годы по частной инициативе начали образовываться высшие женские учебные заведения, высшие женские курсы были созданы во многих города страны. Для детей из низших слоев населения доступной формой образования оставалась начальная школа: народные училища (городские, уездные, сельские), церковно-приходские школы-грамоты. Разветвленная сеть начальных школ была создана земствами. В 1870 году в стране действовало около 28 тыс. народных школ, в которых обучалось немногим более 830 тысяч человек. Основным типом средней школы были классические гимназии, с преподаванием латинского и греческого языков и реальные – без древних языков. В 70-е годы гимназии были упразднены и заменены училищами. Преобладающим типом высших общеобразовательных учебных заведений оставались университеты. Вместе с ними в стране действовали институты – Петербургский технологический, Горный, Путей сообщения, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовское (ныне Тимирязевская), сельскохозяйственная академия, Рижский политехнический институт.6

    В начале XIX века в искусстве и литературе существовало три художественных направления классицизм, сентиментализм и романтизм.

Ведущим жанром литературы первых десятилетий была поэзия. В произведениях декабристов в «Думах» К. Ф. Рылеева в стихах А. И. Одоевского, В. Ф. Раевского, А. А. Бестужева-Мардинского и других представителей романтизма звучал пафос высокой гражданственности, поднимались патриотические темы родины и служения обществу. Декабристы были авторами многих революционных стихов, которые распространялись тайно. В лучших романтических произведениях развивались элементы демократизма, они приобретали антикрепостническую направленность. Вершиной романтизма в русской литературе было ранее творчество А. С. Пушкина (1799-1837). Продолжателем Пушкина в развитии русского языка и в становлении реализма был Н. В. Гоголь (1809-1852), обличавший общественное зло самодержавно-помещичьей России. Большую роль в развитии литературы начинает играть критика. Основоположник  революционно-демократической эстетики В. Г. Белинский выдвинул новые принципы критики, способствовавшие познанию общих закономерностей литературного процесса и исключавшие субъективные оценки. Главными чертами ее были правда жизни, идейность и народность.

В начале XIX века в репертуаре драматического театра занимала трагедия,построенная  по законам классицизма. С большим  успехом шли трагедии В. А. Озерова написанные на историческом материале. Создается немало пьес и в комедийном жанре, развивавших идейно-художественные принципы Д. И. Фонвизина.

Развитие  музыкальной культуры первой половины XIX века опиралось на традиции конца прошлого века. Большое развитие получило камерно-вокальная музыка, где ведущее место занимал лирический романс. Лучшие романсы, созданные А. А. Алябьевым, П. П. Булаховым, Н. А. Титовым живут и в наши дни. В начале века оперный репертуар русских театров состоял главным образом из произведений французских и итальянских композиторов. Русская опера развивается как жанр преимущественно сказочного, былинного и комического характера. Вершиной развития русского музыкального искусства первой половины XIX века явилось творчество И. И. Глинки (1804-1857) –основоположника русской классической музыки.

В 30-х  годах в изобразительном искусстве  возрастает роль бытового жанра, в котором проявляются элементы демократизма и реализма. Это характерно для портретного творчества В. А. Тропинина (1776-1857): художник показывает человека в непринужденной, будничной обстановке («Кружевница», «Гитарист»,  портрет А. С. Пушкина). Еще большей естественной простотой отличаются жанровые картины и портреты А. Г. Венецианова (1780-1847) («На пашне», «Захарка»).

Большую роль в развитии изобразительного искусства XIX века принадлежит скульптуре. На рубеже XVIII-XIX вв. переживает высокий подъем монументальная скульптура представленная творчеством Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского и П. Мартоса. В 1818 г. По проекту Мартоса был воздвигнут первый в Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому. Принципиально новым для скульптуры того времени была трактовка героев отечественной войны 1812 года как реальных исторических личностей.

Первая  половина XIX века отмечена интенсивным  обновлением городов. Размах строительства в Петербурге, Москве и в провинции был вызван, с одной стороны ростом капиталистических отношений и хозяйственных связей, а с другой – потребностями в сооружении казенных, общественных и административных зданий. В первой трети XIX века окончательно складывается система ансамблевой застройки городов, наиболее ярко воплотившаяся в планировке и сооружениях Петербурга.

 

Заключение

При вступлении на престол Александра I изменилось многое в общественной жизни. Александр I в день вступления на престол объявил, что он будет царствовать по законам и по сердцу бабки своей Екатерины Великой, которая говорила, что лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного. В один день он обнародовал десять манифестов милостивых для народа. Много людей было возвращено из ссылки и заточения, пытка совершенно уничтожена. Всем сословиям были даны новые права.

Александр учинил 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного  просвещения. Все эти министерства, кроме коммерции, существуют и в настоящий момент. Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов. Ключевыми факторами в развитии общественного развития России в первой половине XIX века стали:

1) помещики  и помещичье хозяйство, крестьяне  и крестьянское хозяйство, кризис  крепостного хозяйства во второй четверти XIX века;

2) промышленное  развитие, капиталистическая мануфактура,  начало промышленного переворота (переход к фабрике), торгово-промышленная  буржуазия, “предпролетариат”;

3) начало  царствования Александра I, негласный комитет, попытка решения крестьянского вопроса, преобразование органов центрального управления (преобразование Сената, введение министерств, учреждение Государственного совета), М.М. Сперанский и его план государственного преобразования, отношение консервативного лагеря к преобразованиям Александра. 
Список литературы

  1. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни России. М.,2007.
  2. История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2008
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 2006.
  4. Русское общество 40-50 годов XIX в. Часть 1-2. М.,2008.
  5. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2008

Информация о работе России в первой половине XIX века