Российская Государственность 862-2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:28, реферат

Описание

Цель: Изучить этапы становления Государственности в России с IX века
Задачи:
Выделить основные периоды государственного развития .
Рассмотреть этапы становления государственности в России с IX века.
Рассмотреть процесс формирования Древнерусского государства .
Выявить особенности становления государственности в каждом периоде.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 484.10 Кб (Скачать документ)

Причины смуты:

Результат опричнины

Другие причины

Подрыв единства страны

Неурожаи 1601-1603гг., экономический кризис

Усиленный приток крестьянского  населения в южные районы.

Отсутствие социальных сил, способных дать отпор незаконным притязаниям самозванцев.

Религиозное сознание воспринимало бедствие как Божий гнев.

Патриотическая централизаторская политика проводилась деспотическими методами.

Позиция Речи Посполитой, раздувание конфликта.

Наличие интересов всех слоев  населения, игнорировавшихся ранее.

Общество созрело для  настоящей политической борьбы.

Конфликт правительства  Годунова и казачества.

Глубокий кризис господствующего  класса, дезорганизация и раздробленность.

Конфликт между центром  и окраинами.

 

Обострение династических  отношений.

 

Эпидемия холеры.

 

Запутанный земельный  вопрос,

 формирование крепостнической  системы.


 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги смутного времени (смуты):

Позитив

Негатив

Дала толчок реформам XVII века (модернизационный взрыв)

Неразбериха и жестокость

Власть начала управлять  обществом по-новому, принимая во внимание требования сословий.

Упадок сельского хозяйства.

Сплочение дворянства и рост политической активности.

Утрата территорий

Общество впервые действовало  само по себе. Оно предприняло 4 неудачные  попытки основать новую династию: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Шуйский, Владислав.

Экономическая разруха, подрыв торговли и ремесла.

Россия отстояла национальную независимость, окрепло самосознание.

Идея единства сформировалась на консервативной основе.


Причины выхода страны из кризиса смутного времени:

  • Возросла степень зрелости, повысился уровень осознания обществом своих целей.
  • В политическую борьбу вступили широкие слои населения

3. Российская империя

 

Государство Российская империя  охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли  становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

 


Пётр I родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года (в 7180 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»). Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец Кремля, а согласно народным сказаниям Пётр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово.

 

 

 

 

Необходимость реформ:

Внутренние факторы

Внешние факторы

Корни уходят в 17 век:

1.система управления становится  все более централизованной

2.зачатки регулярной армии

3.расчвет немецкой слободы  и культурные заимствования 

1.остая необходимость  завоевания выхода к морям.

2.создание боеспособных армии и флота

3.преодаление отставания  от Запада. 


 

Многие обвиняют Петра 1 в истреблении русских традиций, приближении христианской церкви к католической. В результате крепостничества и тяжких налогов первой четверти XVIII в. Появились крупные народные движения и восстания в отдельных районах страны. Понизилась численность населения. Но все-таки,  такое количество реформ не могло проводиться без серьезных показателей к ним.          Реформаторская деятельность Петра Великого была необходимостью, продиктованной Эпохой, а, следовательно, не могла быть ошибочной.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его  реформы охватили все сферы государственной  и общественной жизни, определив  на длительную историческую перспективу  развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию  в управлении государством при его  решающем влиянии на жизнь всех слоев  общества и жесткой регламентации  всех ее сторон.

 

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых  переворотов. За период с 1725 по 1762 год  на российском престоле сменились шесть  самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели  всесильные временщики. 
Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола. Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями. 
В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.  Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.  Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.   Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными. 
Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

 

 


Николай II  родился 6 (18) мая 1868, в Царском Селе был убит 17 июля 1918 в Екатеринбурге — последний император Всероссийский, Фельдмаршал британской армии (18 декабря 1915 года). Из династии Романовых.                  Правление Николая Второго отмечено тем, что тогда было созвано несколько государственных дум. Многие из них не просуществовали более недели. К примеру, первые две вообще не способны были вести хотя бы какую-нибудь работу.

 Столыпинская аграрная реформа, которая начала осуществляться в 1907 году. Ее основным положением и направлением стало закрепление за крестьянами земель. Теперь земли, которые ранее находились в собственности общины, переходили к крестьянам. Последние  после этого являлись собственниками. Кроме всего этого крестьянам стали выдавать кредиты. Однако закрепление земель за новыми владельцами проходило очень медленно. Например, к февральской революции было закреплено менее двадцати процентов земель общины. Было понятно, что результаты данной реформы не успели себя проявить в сложившихся обстоятельствах. Стоит отметить, что после поражения в русско – японской войне Николай II начал преобразования и в армии.

В июне 1914 года России была объявлена  война со стороны Германии. К сожалению, решение о вступлении в нее  было для империи губительным  и ошибочным. Николай II старался предотвратить Первую Мировую Войну даже непосредственно перед ее началом. Через год русские войска сдали Перемышль, затем и Львов. При этом положение на фронте ухудшилось очень быстро. Приобретения войны Россия в этих сражениях просто напросто утратила. В июле 1915 года была сдана Польша, небольшая часть Литвы. Среди населения и в обществе появилось мнение о неспособности правительства справиться со сложившимися обстоятельствами.  Николай II был вынужден отказаться от престола. В 1917 году он и его семья были арестованы, жили в Царском Селе. В 1918  году 17 июля. Роковой ночью за ними пришли, сказав, что их вывозят из города. Вместо того они были сведены в подвал; здесь стояло несколько стульев, и Государь с Наследником на руках сел посередине. Кроме царской семьи, тут находились доктор Е.Боткин и слуги. Ждали знака к отъезду, но вместо того в подвал вошел комиссар в сопровождении солдат. Комиссар - его фамилия была Юровский - объявил о предстоящем расстреле. Государыня успела перекреститься; она была убита сразу, одновременно с Государем. Алексей и Царевна Анастасия мучились дольше всех; первая пуля не принесла им смерти, и солдаты добили их ударами штыков. Погибли также доктор и трое слуг, по любви разделившие участь царской семьи. Таким образом на Николае II  закончилось правление царей и императоров в России.

Реабилитация

 

В декабре 2005 года глава Российского  Императорского Дома в Мадриде Великая  Княгиня Мария Владимировна Романова направила в Генеральную прокуратуру  Российской Федерации обращение  с требованием реабилитировать  расстрелянную в 1918 году Царскую  семью.

В феврале 2006 года Генпрокуратура, однако, отказалась признать императора Николая II и членов его семьи жертвами политических репрессий, так как  не смогла обнаружить «официальных решений  судебных или несудебных органов  о применении к погибшим репрессии  по политическим мотивам» и «формальных  обвинений властей в адрес  императора». По мнению Генпрокуратуры, убийство императорской семьи —  это уголовное преступление, а  поэтому царская семья не подпадает  под действие Федерального Закона «О реабилитации жертв политических репрессий». На это решение была подана жалоба, и 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда Российской Федерации признал последнего русского царя Николая II и членов его семьи жертвами незаконных политических репрессий и реабилитировал их.

 

4. Советское государство

 

 Советское государство  существовало с февраля 1917 года  до конца 1991 года и связано  с оформлением основ советской  государственности в эпоху революционного  преобразования императорской России  в Российскую республику. Этот  этап развития нашего государства  вобрал в себя кризис центральной  государственной власти и разложение  этнополитического единства страны, утрату Временным правительством  демократической перспективы государственного  развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным).

Владимир Ильич  Ульянов (псевдоним Ле́нин) Годы жизни: 22 апреля 1870 — 21 января 1924)  

Российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер , создатель Российского социал-демократической рабочей партии (большевиков) один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года  в России, председатель Совета Народных Комисаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства

 

 

 В ходе Гражданской  войны большевизм, ставший идеологическим  стержнем нового строя, сформировал  Союз Советских Социалистических  Республик (СССР), который восстанавливал  политическое и территориальное  единство большей части бывшей Российской империи. Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин. 
Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Победа в Великой Отечественной войне являлась периодом наивысшего триумфа Советского Союза. Однако достался он нелегко. Громадные материальные и людские потери, разрушение социальной и экономической инфраструктуры, складывание атмосферы общей психологической усталости от войны, моральные издержки - все это не могло не вызвать огромных проблем в будущей перспективе. Однако велики были и достигнутые результаты: рост международного авторитета СССР, фактически лишь после войны превратившегося в одну из ведущих мировых держав, укрепление своего политического влияния в Восточной Европе, где ряд государств открыто начал ориентироваться на социалистический вариант развития, наконец, усиление позиций в мировом коммунистическом движении, в свою очередь, улучшившем свое воздействие на массы. В то же время, победа в войне укрепила советскую политическую систему, которая воспринималась как главный и единственный организатор успеха. Конечно, государственно-мобилизационный характер советской системы, как уже говорилось, явился важнейшей предпосылкой победы СССР в войне, однако основой ее были патриотизм и мужество народа. Впрочем, для сталинской системы последствия не были столь однозначны. Дело в том, что война, одновременно, раскрепостила народ, показала его огромный, по сути дела, невостребованный системой потенциал, который вскоре уже невозможно стало сдерживать втуне. Тем самым, начали складываться условия для появления в скором времени сил, выступающих за преобразование существующего режима в стране. Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество. Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

Перестройка

Причины:

  • Экономический кризис
  • Политический кризис
  • Идеологический  кризис

Цели:

  • Реформировать экономику, возродить товарно-денежные отношения
  • Осуществить демократизацию политической системы и общества
  • Внести рязрядку во внешнюю политику, остановить гонку вооружений.     

Итоги перестройки: Тотальный разгром  государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внешнем мире, так и внутри страны. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР

ПРОРЫВ

ПРОВАЛ

Политическое пробуждение.

Множество собраний, митингов, шествий,

 демонстраций. «Долой  Горбачева!»

 «Долой СССР»

Демократические выборы.

Резкое ухудшение экономического

 положения

Распад СССР

Массовые забастовки,

особенно шахтерские.

Рост авторитета Ельцина.

В обществе нарастало недовольство

 слишком медленными  темпами 

преобразованиями.

 

Виновником торможения реформ

представлялось КПСС, падал  ее авторитет.

 

Национальные конфликты.


5. Российской Федерации.

 

 Эпоха Российской Федерации  началась в декабре 1991 года  и продолжается по настоящее  время. За прошедшее время в  стране произошли принципиальные  перемены. Была принята новая  Конституция РФ 1993 года, которая  позволила сформировать демократическую  политическую систему. Стала реальностью  многопартийность. Россияне избрали  Президента РФ, депутатов Государственной  Думы, губернаторов, мэров, органы  местного самоуправления.

Новый - XXI век в становлении  и развитии российской государственности  начался с того, что 26 марта 2000 года в первом же туре президентских выборов  исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу. 
Важнейшим направлением в деятельности нового Президента Российской Федерации стало осуществление масштабной административной реформы, так как сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования. 
В связи с этим 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ об образовании семи федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России. Также Президентом РФ был подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Государственный Совет Российской Федерации. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом Российской Федерации уже 1 сентября 2000 года. Все вышеназванные меры были направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это была не конечная цель, а лишь начало государственной модернизации России, которая предполагала: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России. Прошедшая весной 2004 года реформа Правительства РФ и изменения в его структуре, продолжавшиеся до конца 2007 года, привели к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Схема

 

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: 
- Министерство внутренних дел Российской Федерации: 
- Федеральная миграционная 
служба. 
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 
- Министерство иностранных дел Российской Федерации; 
- Министерство обороны Российской Федерации: 
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; 
- Федеральная служба по оборонному заказу; 
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;  
- Федеральное агентство специального строительства. 
- Министерство юстиции Российской Федерации: 
- Федеральная служба исполнения наказаний; 
- Федеральная регистрационная служба; 
- Федеральная служба судебных приставов; 
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. 
- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба); 
- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба); 
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба); 
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба). 
- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба); 
- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство). 
- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство). 
2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

· Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации:

- Федеральная служба по  надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия  человека; 
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; 
- Федеральная служба по труду и занятости; 
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; 
- Федеральное медико-биологическое агентство; 
- Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи.

· Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации:

- Федеральное агентство  по информационным технологиям; 
- Федеральное агентство связи.

· Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- Федеральное архивное  агентство; 
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии; 
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

· Министерство образования  и науки Российской Федерации:

- Федеральная служба по  интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам; 
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; 
- федеральное агентство по науке и инновациям; 
- Федеральное агентство по образованию.

· Министерство природных  ресурсов Российской Федерации:

- федеральная служба по  надзору в сфере природопользования; 
- Федеральное агентство водных ресурсов; 
- Федеральное агентство лесного хозяйства; 
- Федеральное агентство по недропользованию.

· Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации:

- Федеральное агентство  по промышленности; 
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; 
- Федеральное агентство по энергетике.

· Министерство регионального  развития Российской Федерации:

- Федеральное агентство  по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству.

· Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации:

- Федеральная служба по  ветеринарному и фитосанитарному  надзору.

· Министерство транспорта Российской Федерации:

- Федеральная служба по  надзору в сфере транспорта; 
- Федеральное агентство воздушного транспорта; 
- Федеральное агентство геодезии и картографии; 
- Федеральное дорожное агентство; 
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта; 
- Федеральное агентство морского и речного транспорта.

· Министерство финансов Российской Федерации:

- Федеральная налоговая  служба; 
- Федеральная служба страхового надзора; 
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 
- Федеральное казначейство (федеральная служба).

· Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:

- Федеральное агентство  по государственным резервам; 
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

· Государственный комитет  Российской Федерации по делам молодежи;

· Государственный комитет  Российской Федерации по рыболовству;

· Федеральная антимонопольная  служба;

· Федеральная аэронавигационная  служба;

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

· Федеральная служба государственной  статистики;

· Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия;

· Федеральная таможенная служба;

· Федеральная служба по тарифам;

· Федеральная служба по финансовому мониторингу;

· федеральная служба по финансовым рынкам;

· федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору;

· Федеральное агентство  по атомной энергии;

· Федеральное космическое  агентство;

· Федеральное агентство  по поставкам вооружения, военной, специальной  техники и материальных средств;

· федеральное агентство  по обустройству Государственной границы  Российской Федерации;

· Федеральное агентство  по туризму;

· Федеральное агентство  по физической культуре и спорту.

Изменения структуры органов  исполнительной власти Российской Федерации  произведены в соответствии с  Конституцией РФ и Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования  структуры федеральных органов  исполнительной власти. 
Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

Информация о работе Российская Государственность 862-2012