Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:01, реферат
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Кратко состояние торговли в России 16 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."
1. История возникновения купечества............................................................................. 3
2. Краткая характеристика эпохи....................................................................................... 4
3. Центры торговли в 16 веке................................................................................................ 5
3.1. Города.............................................................................................................................. 5
3.2. Развитие торговых сел.................................................................................................. 7
4. Внутренняя торговля......................................................................................................... 8
4.1. Внутренний рынок......................................................................................................... 8
4.2. Деньги............................................................................................................................. 10
4.3. Ярмарки......................................................................................................................... 10
4.4. Портрет российского купца....................................................................................... 11
5. Внешняя торговля с Западом........................................................................................ 12
5.1. Ввоз товаров................................................................................................................. 12
5.2. Вывоз товаров.............................................................................................................. 13
5.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 14
6. Торговля с Востоком....................................................................................................... 15
6.1. Экспорт из России....................................................................................................... 15
6.2. Импорт в Россию......................................................................................................... 15
6.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 16
7. Торговые пути.................................................................................................................... 17
8. Заключение........................................................................................................................ 21
Литература.............................................................................................................................. 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра истории и психологии
Реферат на тему:
«Российское купечество 17-19 веков»
Выполнил: Студент группы РСК-11
Смирнов Дмитрий Николаевич
Научный руководитель: Паршин Г.Н.
Кандидат исторических наук, доцент.
Йошкар-Ола
2012
1. История возникновения купечества....................
2. Краткая характеристика эпохи.........................
3. Центры торговли в 16 веке..........................
3.1. Города...................
3.2. Развитие торговых сел...........................
4. Внутренняя торговля......................
4.1. Внутренний рынок.........................
4.2. Деньги...................
4.3. Ярмарки..................
4.4. Портрет российского купца.........................
5. Внешняя торговля с Западом.......................
5.1. Ввоз товаров.......................
5.2. Вывоз товаров.......................
5.3. Взаимоотношения с иностранными
купцами.......................
6. Торговля с Востоком......................
6.1. Экспорт из России........................
6.2. Импорт в Россию........................
6.3. Взаимоотношения с иностранными
купцами.......................
7. Торговые пути..........................
8. Заключение.................
Литература....................
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Кратко состояние торговли в России 16 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."
1. История возникновения купечества
Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.
2. Краткая характеристика эпохи
16 век - период демографического
и хозяйственного подъема,
Эта эпоха стала важным
переломным этапом и в истории
России. Завершается процесс
Основным занятием трудового населения России 16 - первой половины 17 века было сельское хозяйство. Важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве играло скотоводство. Продукты животноводства занимали второе после хлеба место среди товаров, поступавших на внутренний рынок страны. Из промыслов, тесно связанных с крестьянским хозяйством, большую роль играли бортничество, рыболовство и охота. Промыслом, требовавшим значительного уровня развития техники, была солеваренная промышленность.
В 16 - первой половине 17 века в России развивались многие ремесла: черная и цветная металлургия, деревообработка, производство машин, механизмов и средств передвижения, строительство, текстильное, кожевенное, гончарное и стекольное производства, обработка кости, химические и художественные промыслы, ювелирное дело. Со второй половины 16 века начинается книгопечатание, производятся первые опыты по производству бумаги.
Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали прогрессу техники и росту производительности труда в сельском хозяйстве.
В основе производственных
отношений в русской деревне
лежала феодальная собственность на
землю. Различались земли
Однако, на фоне углубления феодализма, с конца 15 и особенно в 16 веке Россия все более широко вовлекается в орбиту общеевропейской политики и торговли.
3. Центры торговли в 16 веке
3.1. Города
Постоянно углублявшийся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил в 16 - первой половине 17 века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной, торговой и административной деятельности значительных по радиусу районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде - 293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался изготовлением съестных припасов (34 специальности), далее - приготовлявшие предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные с металлообработкой.
Ремесленники Москвы и
других крупных городских центров
16 века работали не только по заказу, но
и на рынок, Они изготовляли свои
произведения на дому, а затем приносили
для продажи сидевшим в рядах
торговцам. В городах торговля производилась
местными жителями в лавках, а приезжими
торговцами - в гостиных дворах, которые
имелись во всяком более или менее
значительном городе. Приезжавшие из
ближайших сел крестьяне
Лавки в подавляющей своей
массе принадлежали постоянным жителям
города и распределялись между посадскими,
ратными людьми и людьми, зависимыми
от детей боярских и духовенства,
пропорционально числу
В межобластной торговле большую
роль играли привилегированные торговцы
- гости, а также монастырские купчины
из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева
монастырей, ведших крупную торговлю
солью и хлебом. С ростом экономического
влияния торгово-посадских
Крупные торговые люди, гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате.
В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город. Вместе с тем еще во второй половине 16 века торговля по традиции велась также в Кремле. Бывали торги и в других частях города. Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: "Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах."
Во второй половине 16 века купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети 16 века эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации - гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Особое положение по своему экономическому могуществу занимали торговые люди Строгановы. Дворы в городах имели и "торговые иноземцы" (иностранные купцы). Наиболее ранний перечень гостей как представителей особой сословной прослойки дан в акте земского собора 1566 года, который называет 12 гостей. В 1650 году их стало вдвое больше - 24. С конца 16 века чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.
Крупное купечество сосредотачивалось
в Москве. После московского пожара
1571 года правительство свело всех
"лучших людей" других городов
в Москву, обескровив провинциальные
посады. В конце 16-17 веков купечество
превратилось в сословную группу,
сочетавшую занятие торговлей с
выполнением функции налоговых
сборщиков на условиях откупа. Связь
с государственным аппаратом
способствовала обогащению одних и
экономическому упадку и разорению
других, ибо откупщики несли
Тяглое население большого
города делилось на сотни (иногда полусотни)
и слободы. Часто сотни были не
только территориально -
Москва была главным центром не только внутрирусского рынка, но и обмена с иностранцами. Царя не без основания называли первым купцом страны. Царская казна заключала сделки с иностранными купцами на большие суммы денег и имела право отбора лучших товаров. В Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие значительными капиталами. Наконец, в Москве были более, чем в других местах, обострены классовые и социальные противоречия, что нашло, в частности, выражение в московском восстании 1648 года.
3.2. Развитие торговых сел
Причиной появления торгово-