Российское купечество 17-19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:01, реферат

Описание

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
Кратко состояние торговли в России 16 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."

Содержание

1. История возникновения купечества............................................................................. 3
2. Краткая характеристика эпохи....................................................................................... 4
3. Центры торговли в 16 веке................................................................................................ 5
3.1. Города.............................................................................................................................. 5
3.2. Развитие торговых сел.................................................................................................. 7
4. Внутренняя торговля......................................................................................................... 8
4.1. Внутренний рынок......................................................................................................... 8
4.2. Деньги............................................................................................................................. 10
4.3. Ярмарки......................................................................................................................... 10
4.4. Портрет российского купца....................................................................................... 11
5. Внешняя торговля с Западом........................................................................................ 12
5.1. Ввоз товаров................................................................................................................. 12
5.2. Вывоз товаров.............................................................................................................. 13
5.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 14
6. Торговля с Востоком....................................................................................................... 15
6.1. Экспорт из России....................................................................................................... 15
6.2. Импорт в Россию......................................................................................................... 15
6.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 16
7. Торговые пути.................................................................................................................... 17
8. Заключение........................................................................................................................ 21
Литература.............................................................................................................................. 21

Работа состоит из  1 файл

реферат история.docx

— 46.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

                    Кафедра истории и психологии

 

     

 

          Реферат на тему:

«Российское купечество 17-19 веков»

 

 

 

 

 Выполнил: Студент группы РСК-11

Смирнов Дмитрий  Николаевич 

 

Научный руководитель: Паршин Г.Н.

Кандидат  исторических наук, доцент.

 

 

Йошкар-Ола

2012

 

 

1. История возникновения купечества............................................................................. 3

2. Краткая характеристика эпохи....................................................................................... 4

3. Центры торговли в 16 веке................................................................................................ 5

3.1. Города.............................................................................................................................. 5

3.2. Развитие торговых сел.................................................................................................. 7

4. Внутренняя торговля......................................................................................................... 8

4.1. Внутренний рынок......................................................................................................... 8

4.2. Деньги............................................................................................................................. 10

4.3. Ярмарки......................................................................................................................... 10

4.4. Портрет российского купца....................................................................................... 11

5. Внешняя торговля с Западом........................................................................................ 12

5.1. Ввоз товаров................................................................................................................. 12

5.2. Вывоз товаров.............................................................................................................. 13

5.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 14

6. Торговля с Востоком....................................................................................................... 15

6.1. Экспорт из России....................................................................................................... 15

6.2. Импорт в Россию......................................................................................................... 15

6.3. Взаимоотношения с иностранными купцами........................................................... 16

7. Торговые пути.................................................................................................................... 17

8. Заключение........................................................................................................................ 21

Литература.............................................................................................................................. 21

Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).

Кратко состояние торговли в России 16 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных."

1. История возникновения купечества

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом  социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные  группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.

В Древней Руси употреблялось  два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о  купечестве в Киевской Руси относится  к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных  экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс  роста купечества был прерван  монголо-татарским нашествием и  возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.

2. Краткая характеристика эпохи

16 век - период демографического  и хозяйственного подъема, выразившегося  в росте народонаселения, увеличении  массы драгоценного металла на  денежном рынке (благодаря все  возраставшему притоку золота  и серебра из испанских владений  в Америке и улучшению технологии  добычи серебра в Германии), расширении  международной торговли, росте продуктивности  сельского хозяйства, расширении  промышленности, улучшении условий  жизни основной массы населения. 

Эта эпоха стала важным переломным этапом и в истории  России. Завершается процесс складывания  единого государства, перешагнувшего рамки Великого княжества Московского. За время княжения Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) страна увеличилась в 6 раз, превзойдя территорию Франции примерно в 5 раз, численность населения выросла с 2-3 до 7 млн.

Основным занятием трудового  населения России 16 - первой половины 17 века было сельское хозяйство. Важнейшую роль в сельскохозяйственном производстве играло скотоводство. Продукты животноводства занимали второе после хлеба место среди товаров, поступавших на внутренний рынок страны. Из промыслов, тесно связанных с крестьянским хозяйством, большую роль играли бортничество, рыболовство и охота. Промыслом, требовавшим значительного уровня развития техники, была солеваренная промышленность.

В 16 - первой половине 17 века в России развивались многие ремесла: черная и цветная металлургия, деревообработка, производство машин, механизмов и средств передвижения, строительство, текстильное, кожевенное, гончарное и стекольное производства, обработка кости, химические и художественные промыслы, ювелирное дело. Со второй половины 16 века начинается книгопечатание, производятся первые опыты по производству бумаги.

Успехи в ремесленном  производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали прогрессу техники  и росту производительности труда  в сельском хозяйстве.

В основе производственных отношений в русской деревне  лежала феодальная собственность на землю. Различались земли частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и  черносошные. Класс феодалов состоял  из двух основных сословий: светских и  духовных землевладельцев. Законодательное  установление крестьянской крепости в 90-х годах 16 века способствовало сближению  всех категорий феодального землевладения, ибо оно усилило и юридически оформило неполную собственность землевладельца на личность непосредственного производителя, а следовательно, увеличило его  права собственности и на крестьянские земли. Развитие феодализма вглубь, усиление внеэкономического принуждения  крестьян привело к ограничению  их прав личности и к постоянно  возраставшему подчинению феодалу  вплоть до временного (с 1581 г.), а затем и бессрочного запрещения крестьянского выхода.

Однако, на фоне углубления феодализма, с конца 15 и особенно в 16 веке Россия все более широко вовлекается в орбиту общеевропейской  политики и торговли.

3. Центры торговли в 16 веке

3.1. Города

Постоянно углублявшийся  процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил  в 16 - первой половине 17 века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной, торговой и административной деятельности значительных по радиусу районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде - 293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался изготовлением съестных припасов (34 специальности), далее - приготовлявшие предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные с металлообработкой.

Ремесленники Москвы и  других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили  для продажи сидевшим в рядах  торговцам. В городах торговля производилась  местными жителями в лавках, а приезжими  торговцами - в гостиных дворах, которые  имелись во всяком более или менее  значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали  на площади, обычно один-два раза в  неделю.

Лавки в подавляющей своей  массе принадлежали постоянным жителям  города и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от детей боярских и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В 16 веке одно лицо чаще всего владело тремя лавками, в Пскове и Казани отдельные лица имели по 10 и более лавок. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами.

В межобластной торговле большую  роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские купчины  из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают сужаться.

Крупные торговые люди, гости  принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными  великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились  крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном  аппарате.

В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город. Вместе с  тем еще во второй половине 16 века торговля по традиции велась также  в Кремле. Бывали торги и в других частях города. Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: "Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах."

Во второй половине 16 века купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов  было объединено в сословие посадских  людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для  выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети 16 века эти купцы  были объединены в три общерусские  привилегированные корпорации - гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Особое положение по своему экономическому могуществу занимали торговые люди Строгановы. Дворы в городах имели и "торговые иноземцы" (иностранные купцы). Наиболее ранний перечень гостей как представителей особой сословной прослойки дан  в акте земского собора 1566 года, который  называет 12 гостей. В 1650 году их стало  вдвое больше - 24. С конца 16 века чин  гостя стал представляться особой жалованной грамотой.

Крупное купечество сосредотачивалось  в Москве. После московского пожара 1571 года правительство свело всех "лучших людей" других городов  в Москву, обескровив провинциальные посады. В конце 16-17 веков купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с  выполнением функции налоговых  сборщиков на условиях откупа. Связь  с государственным аппаратом  способствовала обогащению одних и  экономическому упадку и разорению  других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной  суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение  и состоятельность группы в целом.

Тяглое население большого города делилось на сотни (иногда полусотни) и слободы. Часто сотни были не только территориально - административными единицами, но и организациями, объединявшими близкие по характеру деятельности группы ремесленников и торговцев.

Москва была главным центром  не только внутрирусского рынка, но и обмена с иностранцами. Царя не без основания называли первым купцом страны. Царская казна заключала сделки с иностранными купцами на большие суммы денег и имела право отбора лучших товаров. В Москве жили крупнейшие русские купцы, обладавшие значительными капиталами. Наконец, в Москве были более, чем в других местах, обострены классовые и социальные противоречия, что нашло, в частности, выражение в московском восстании 1648 года.

3.2. Развитие торговых сел

Причиной появления торгово-ремесленных  поселений, как и развития городов, было усилившееся отделение ремесла  и торговли от сельского хозяйства. На базе промыслов возникли Соль Каменская, бывшая в 16 веке пригородом Чердыни, Новая  Русса, носившая первоначально название Новой Соли, Устюжна Железнопольская и др. Развитие ремесла в подмонастырских поселениях привело к образованию Тихвинского Посада, посада около Псково - Печерского монастыря, способствовало торгово-промышленному росту с. Клементьева под Троице-Сергиевым монастырем и т.д. На посадах и в ремесленных селах стали проводиться торги, обычно раз в неделю.

Информация о работе Российское купечество 17-19 веков